Психологические аспекты процессов учения и обучения. Проблема соотношения обучения, развития и воспитания

Личностный аспект процесса обучения

В обучении участвуют два субъекта: преподаватель и обучаемый, т.е. обучение - это совместная деятельность, в которую каждая сторона вносит свой вклад: обучаемый приобретает новые знания, умения и качества личности, преподаватель помогает ему в этом и контролирует его. Преподавание и учение равно необходимы. При самостоятельном учении учителем является книга, но лишь в некоторых случаях обучаемый может сам «изобрести велосипед», хотя и тогда лучше консультироваться с преподавателем. Только сам обучаемый может чему-то научиться, преподаватель не может сделать это за него. Заметим, что слишком настойчивая помощь, попытка «впихнуть» знания в обучаемого только тормозит их усвоение. Помощь преподавателя заключается в эмоциональном заряжении, в выборе методов и средств, подходящих для данного ученика, в советах, как лучше разбираться в материале и запоминать его. Контроль, обратная связь скрепляют процесс обучения, превращая работу обучаемого и преподавателя в единый механизм.

Реальные обучаемый и преподаватель выбирают подходящие им способы и средства обучения или приспосабливаются к существующим способам и средствам обучения.

Процессуально-психологический аспект процесса обучения.

Данный аспект обучения связан с ответами на следующие вопросы: в чем заключается учение? Какие процессы при этом происходят? На современном этапе развития педагогической психологии предполагается, что учение включает две основные процедуры, соответствующие категориям «рождаться» или «совершенствоваться».

Первая процедура - уяснение знаний об объектах и действиях в ними. При этом в психике обучаемого рождаются новые образы и понятия. Слушая объяснения преподавателя, наблюдая за предметами и явлениями, читая и осмысливая прочитанное, обучаемый строит соответствующие представления. На этом этапе он может пересказать знания, изложенные в прочитанном учебнике, ответить на вопросы и решить несложную задачу.

Понимание предъявляемых знаний - только один из каналов уяснения. Обучаемые могут сами открыть или логически вывести новые для них знания и бессознательно приобрести опыт, занимаясь какой-либо деятельностью. Во всех случаях уяснение обеспечивается процессами мышления обучаемых, их интеллектуальными способностями.

Вторая процедура - отработка знаний и умений, т.е. овладение ими на требуемом уровне скорости, легкости, прочности и т.д.. Совершенствование знаний и умений происходит посредством запоминания и тренировки в решении задач.

Отработка знаний и умений осуществляется в действиях воспроизведения или применения знаний, поэтапно или непоэтапно, произвольно или непроизвольно, опосредованно или непосредственно; в каждом из названных случаев работает соответствующий механизм памяти.

Уяснение описывается различными терминами: восприятие, осмысление, понимание, усмотрение, схватывание, представление, получение, изучение, приобретение, порождение знаний.

Синонимами термина «отработка» служат следующие: закрепление, овладение, интериоризация (переход внутрь), выучивание, запоминание, тренировка, тренаж, практика, совершенствование.

С уяснением и обработкой знаний и умений непосредственно связана процедура контроля: контроль уяснения знаний, контроль обработки знаний и умений, в том числе контроль конечного уровня обученности, контроль исходного уровня обученности, т.е. готовности к началу обучения. Контроль обеспечивается психологически волевыми процессами.

Такая процедура, как мотивация, формирует интерес обучаемого к предмету, побуждает его к учению. Формирование мотивации связано с эмоциональными процессами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: