С. 19 Господство слова в культуре Возрождения жестче всего сказалось на оплате труда

Ренессанс - это не Средние века плюс человек, но Средние века минус Бог

Периодизация

Треченто Проторенессанс XIV в.

Кватроченто XIV - XV вв.

Чинквеченто к. XV- начало XVIв. Золотой век Возрождения

 

Искусство до XIIIв. развивалось в большей степени в рамках канона.

Канон определялся религиозным содержанием. Основной принцип эстетики Средневековья- символизм. Предметы изображают нечто скрытое от взгляда, внутреннюю суть вещей (отличие подхода Платона от Плотина и, в дальнейшем, христианской символики). Но для этого используются определенные композиционные принципы (обратная перспектива).  

 

В дальнейшем происходят значительные перемены в его (искусства) динамики. В период Возрождения традиционно эти перемены в большей степени связывают с живописью.

 

Неопределенность и неоднозначность термина «Возрождение»

А. Степанов. Искусство эпохи Возрождения. Италия.XVI-XVвека.-СПб.: Азбука-классика,2005.

 

С. 6 Слово «Возрождение» самое звучное и жизнерадостное, но если вдуматься, то и самое непонятное в истории искусства.

В XVIвеке, когда Джорджо Вазари, отец истории искусства, пустил в ход слово rinascita, этому термину не придавали такого широкого смысла, как в наше время. Люди Возрождения говорили о возрождении того или иного искусства (называя искусством всякое умение – и ремесло, и художество в нынешнем понимании, и науку) и не писали «Возрождение» с важной прописной буквы. Но вот уже полтора столетия, вслед за Жюлем Мишле и Якобом Буркхардтом, произнося это слово, обычно имеют в виду нечто всеобъемлющее и целостное, историческую эпоху, охватывающую XIV-XVI века.

 

Возрождение возникло не вопреки Средневековью, а благодаря ему

Жюль Мишле «История Франции» 1855год  дата рождения термина в его современном смысле

С. 10 Итальянское искусство XIV века целиком, а кватроченто во многом – это искусство готическое.

С. 11 я сторонник тех, для кото маньеризм XVI века – это не универсальный принцип и не начало чего –то нового, а, напротив, завершение старого, конец Возрождения, лебединая песнь Средневековья.

С. 13.

Якоб Буркхардт «Культура Италии в эпоху Возрождения» 1860г.

Буркхардт показал, что Возрождение было эпохой смертельной схватки свирепых тиранических режимов, главными их искусствами были политические интриги и война.  Циничная расчетливость государей и политических лидеров служила образцом поведения для их подданных и приверженцев. В Италии более, чем где-либо, человек был вынужден полагаться на себя. Вопросом жизни или смерти была для него возможность вовремя переметнуться  к гиббелинам или к гвельфам, поклясться в верности сегодня Флорентийской республике, завтра – миланскому герцогу или французскому королю, стать верным другом то Медичи, то Строцци, поставить в политической игре на «жирных» или на «тощих».

.

 с. 14 

Единственным ясным и практически пригодным критерием оценки поступков стало собственное благополучие, успех. Успех – залог славы, а слава – залог бессмертия в памяти потомков.

Великие действия возможны только тогда, когда воля отдельного человека ломает законы большинства.

Канцлер Флорентийской республики Поджо Браччолини «Только плебс и чернь связаны вашими законами, только для таких существуют узы права. Люди серьезные, благоразумные, целомудренные не нуждаются в законах…Сильные люди отвергают и ломают законы, приспособленные к слабым, к наемным работникам, нищим, лентяям, к тем, кто не имеет средств…»

С. 14 В политической жизни Италии XIV- XV веков Якоб Буркхардт увидел необходимые и достаточные предпосылки пробуждения индивидуализма.

С. 15 образ ренессансного человека 

Горящий ненасытной жаждой жизни, даровитый, любознательный, ловкий, непоседливый и неугомонный, хитроумный и дерзкий, вспыльчивый и драчливый. Чего там не было ни капельки, так это доброты.

С. 16 Не старея душой до конца жизни, наш герой, когда он идет к своей цели, может быть остановлен только равносильным противодействием себе подобных. У психологов такой эгоцентризм считается симптомом индивидуальности, еще не ставшей личностью.

Творчество  - в эту эпоху было больше, чем разрушения

С. 17-18 Раньше, решительнее, полнее, ярче всего Возрождение проявилось в словесности

При дворах государей и в кругах знати, в светских и духовных канцеляриях, в скрипториях и архивах, в университетах и школах, при дипломатических миссиях, рядом с военачальниками, даже на проповеднических кафедрах – всюду появились люди особой породы, горделиво называвшие себя гуманистами.

 Франческо Петрарка

 С. 18 Быть гуманистом значило не жалеть ни времени, ни сил на поиск, переписывание, изучение, комментирование и критическое издание всевозможных античных текстов; блистать латынью в частной переписке и в дипломатических посланиях, в приветственных и надгробных речах; не оплошать и в самых актуальных науках- астрологии и магии, уметь составить жизнеописание своего покровителя или очерк истории своего города в духе бессмертных сочинений римских историков; писать стихами и прозой в различных античных жанрах так, чтобы даже сведущий читатель не заметил подделки; …

Слова, слова, слова

С. 19 А мы- то воображаем, что Возрождение – это, прежде всего, архитектура, живопись, скульптура.

С. 19 Господство слова в культуре Возрождения жестче всего сказалось на оплате труда.

В Италии XV-начала XVI века прибыль мастера от изготовления алтаря равнялась в среднем двухгодичному заработку наемного работника. Но наняться на работу было легче, чем получить заказ на алтарь. И не всякий алтарь успевали написать за год – на иные уходила и пара лет, да еще приходилось содержать помощников. Мастера полагались только на себя, ибо никаких государственных гарантий для людей ремесленного труда не существовало.

 А филологи и юристы, университетские доктора, свысока посматривали на меркантильную суету художников, потому что зарабатывали по крайней мере раз в десять больше.

 

С. 21 … в отличие от грамматики, риторики, диалектики, геометрии, арифметики, астрономии и музыки – так называемых свободных искусств, в которых издревле признавали господство духовного начала,- живопись, ваяние, зодчество приписывали, по средневековой привычке, к «механическим искусствам», оскверненным непосредственным соприкосновением с материей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: