Ценообразующие факторы

Под ценообразующими факторами понимаются условия, в которых формируются уровень и структура цен. Эти факторы многообразны, но их можно разделить на три основные группы: 1) базовые, 2) конъюнктурные и                            3) регулирующие факторы.

Базовые ценообразующие факторы в основном связаны с затратами на производство и продажу товаров. Рост этих затрат, как правило, приводит к повышению цен, снижение затрат способствует снижению цен. Поскольку динамику цен на основные производственные ресурсы можно в той или иной степени прогнозировать, то базовые факторы ценообразования – это факторы стратегического плана.

К базовым факторам ценообразования относятся природно-климатические и территориальные условия, в которых осуществляется бизнес, транспортная составляющая в затратах, уровень используемых технологий, форм и методов организации производства. Базовые факторы дают преимущества тем фирмам, у которых ниже издержки производства.

Конъюнктурные факторы ценообразования определяются ситуацией на рынке, которая зависит от политических, общеэкономических (например, инфляция), социальных и других условий, от сезона, моды, предпочтений потребителей и т. п. Поскольку ситуация на рынке может быть подвержена быстрым и, нередко, непредсказуемым изменениям, то конъюнктурные факторы относят к факторам тактического плана.

Наиболее чутко и быстро реагируют на изменение рыночной конъюнктуры цены на сырье и полуфабрикаты. Это связано с кратким производственным циклом их изготовления и широким кругом потребителей. Аналогично ведут себя цены на потребительские товары и услуги. Гораздо медленнее реагируют на изменение конъюнктуры рынка цены на машины и оборудование, цикл изготовления которых достаточно длителен.

Существуют рынки, на которых в ценообразовании участвуют только конъюнктурные факторы. Например, цена земли и курс ценных бумаг на фондовом рынке формируются опосредованно – через сопоставление с ценностью взаимозаменяемых благ (в данном случае с банковским процентом):

Конъюнктурные факторы дают преимущества тем фирмам, которые могут быстро реагировать на изменение рыночной ситуации. Для этого необходимы тщательная подготовка производства, гибкая производственная система и высококвалифицированный персонал.

Но, как показывает практика, наибольшего успеха добиваются те фирмы, которые умело используют свои преимущества, связанные как с базовыми, так и с конъюнктурными факторами ценообразования.

По мере развития рынка, насыщения его товарами и услугами роль базовых факторов в ценообразовании снижается, а роль конъюнктурных возрастает.

Регулирующие факторы ценообразования связаны с прямым и косвенным вмешательством государства в экономику.

В условиях свободного рынка выделяют также факторы спроса, факторы потребительского выбора и факторы предложения.

Факторы спроса формируют цену спроса, т. е. ту максимальную цену, которую покупатели согласны заплатить за тот или иной товар. К факторам спроса относятся:

- вкусы и предпочтения потребителей;

- размеры их денежных доходов и накоплений;

- потребительские свойства и качественные характеристики товара.

При покупке какого-либо товара покупатель проявляет готовность пожертвовать некоторым количеством других товаров и услуг на ту же сумму денег. Эта готовность определяется факторами потребительского выбора, которые зависят от цен и полезности товаров и сами, в свою очередь, оказывают влияние на эти параметры.

Факторы предложения связаны прежде всего с затратами на производство и продажу товаров. Они формируют цену предложения – ту минимальную цену, по которой продавцы готовы предложить на рынке данный товар.

Факторы ценообразования действуют одновременно в разных направлениях и с различной скоростью, одни факторы способствуют снижению цен, другие вызывают их рост. Снижению цен способствуют следующие факторы:

- рост производства (импорта) и насыщение рынка товарами;

- сокращение спроса на товары;

- рост конкуренции между продавцами (производителями);

- снижение себестоимости продукции;

- снижение налоговой нагрузки на продавцов (производителей);

- расширение прямых связей между покупателями и производителями товаров (сокращение числа посредников).

Действие этих факторов не всегда приводит к реальному снижению цен, оно лишь может способствовать их снижению.

Рассуждая от обратного, можно назвать факторы, вызывающие рост цен:

- сокращение производства (импорта) и предложения товаров на рынке;

- повышение спроса на товары;

- снижение конкуренции между продавцами (производителями), приводящее к монополизации рынка;

- рост себестоимости продукции;

- повышение налоговой нагрузки на продавцов (производителей);

- увеличение числа посредников на пути движение товаров от производителей до конечных потребителей; а также:

- улучшение качества товаров;

- инфляция, вызванная увеличением массы денег в обращении;

- ажиотажный спрос.

Наблюдая изменения в ценах, их динамику, складывающуюся под влиянием самых разнообразных факторов, легко прийти к выводу о хаотичности и непредсказуемости этих процессов. Проникнуть в их тайну можно лишь в том случае, если удастся отсечь их случайные, порождённые теми или иными внешними причинами явления. Только тогда откроется основа цен – стоимость, обнаружится внутренняя, вполне закономерная логика движения цен, обусловленная в конечном счёте динамикой производительности труда.

Проводя свою ценовую политику, фирма должна выявлять, анализировать и учитывать все факторы, способные оказать влияние на цены товаров и услуг. Большая часть факторов не может контролироваться фирмой (внешние факторы), меньшая часть зависит от действий ее руководства и персонала (внутренние факторы).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: