Затраты фирмы как основа ценообразования

Если при использовании затратных методов ценообразования затраты фирмы и себестоимость товара служат основой его цены, то ценностный подход предполагает в качестве основы цены использование ценности товара. Но это не означает, что затраты не играют никакой роли в коммерческой политике фирмы, использующей в ценообразовании ценностный подход. Затраты фирмы прямо влияют на решения производителей (а также посредников и продавцов) о том, какие товары и в каком количестве стоит выпускать, и на каких рынках их продавать при уже известных ценах на них. Выпускать и продавать следует наиболее нужные потребителям и выгодные для производителей (продавцов) товары. А выгодность товара для фирмы определяется путём сравнения его продажной цены с себестоимостью, которая зависит от уровня затрат на производство и продажу товаров.

Разумный подход к ценообразованию состоит в том, чтобы сначала сравнить цены, по которым можно продать свои товары на рынке, с затратами на производство и продажу этих товаров, и только потом решать, какие товары стоит выпускать и кому их продавать. Фирмы с невысоким уровнем затрат, обладающие конкурентными преимуществами низкого уровня, могут устанавливать цены ниже своих конкурентов, и обеспечивать себе получение большой массы прибыли за счёт больших объёмов продаж. Фирмы с высоким уровнем затрат не могут продавать свои товары по низким ценам, поэтому они должны обеспечивать прибыль за счёт конкурентных преимуществ высокого порядка, позволяющим устанавливать премиальные цены за качество товаров, за репутацию фирмы и т. п.

Таким образом, при любом подходе к ценообразованию управление процессом формирования затрат является совершенно необходимым элементом коммерческой политики фирмы.

Затраты это стоимость ресурсов, использованных на определённые цели. Главная цель деятельности фирмы – получение прибыли – достигается путём решения конкретных задач: производства и продажи продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, осуществления капитальных вложений, функционирования служб и подразделений и т. п. При этом фирма использует материальные, энергетические, трудовые, финансовые, информационные и другие ресурсы. Расход использованных ресурсов может быть выражен в натуральных, трудовых и других измерителях, но только денежные единицы обеспечивают единство измерения затрат.

Основой управления себестоимостью продукции и затратами фирмы служит их экономически обоснованная классификация. Затраты на производство и продажу продукции группируют по различным признакам. Наиболее употребительными являются группировки затрат по экономическим элементам и по статьям калькуляции.

Суть группировки затрат по экономическим элементам состоит в объединении затрат по признаку экономической однородности, которая определяется функциональными различиями основных производственных факторов: живого труда, предметов труда и средств труда. Экономическим элементом принято называть первичный однородный вид затрат, который на уровне фирмы невозможно разложить на составные части. Группировка затрат по экономическим элементам определена ПБУ 10/99 «Расходы организации» [12] и предусматривает обязательное выделение пяти элементов затрат:                   1) материальных затрат; 2) затрат на оплату труда; 3) отчислений на социальные нужды; 4) амортизации; 5) прочих затрат.

Группировка по экономическим элементам в основном используется для составления смет затрат и контроля за их исполнением. Однако она никак не связана с целевым назначением затрат, не обеспечивает связи затрат и результатов, поэтому не позволяет исчислить себестоимость единицы продукции. В этих целях затраты на производство и продажу продукции группируют по статьямкалькуляции.

Суть этой группировки состоит в объединении затрат по целевому назначению. Дело в том, что один и тот же вид затрат может иметь различное назначение. Например, топливо может быть использовано на технологические цели (плавку чугуна в вагранке) или хозяйственно-бытовые нужды (отопление помещений). Заработная плата может быть начислена рабочим за изготовление продукции, за ремонт и обслуживание оборудования, или служащим цехов и заводоуправления за выполнение ими своих функций.

Перечень (номенклатура) калькуляционных статей затрат определяется отраслевыми методическими рекомендациями по планированию, учёту и калькулированию себестоимости продукции. Так, в обрабатывающих отраслях используется следующая типовая номенклатура статей калькуляции:

1) сырьё и материалы;

2) покупные комплектующие изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера со стороны;

3) возвратные отходы (вычитаются);

4) топливо и энергия на технологические цели;

5) основная заработная плата производственных рабочих;

6) дополнительная заработная плата производственных рабочих;

7) отчисления на социальное страхование с заработной платы производственных рабочих;

8) расходы на подготовку и освоение производства;

9) расходы на содержание и эксплуатацию оборудования;

10) износ инструментов и приспособлений целевого назначения и прочие специальные расходы;

11) цеховые расходы.

Сумма затрат по этим статьям образует цеховую себестоимость продукции.

12) общезаводские расходы;

13) потери от брака;

14) прочие производственные расходы.

Сумма затрат по всем предыдущим статьям представляет собой производственную себестоимость продукции. По производственной себестоимости готовая продукция передается на склад.

15) внепроизводственные (коммерческие) расходы.

Итоговая сумма затрат по всем статьям – это полная, или коммерческая, себестоимость продукции. Она рассчитывается только при продаже продукции.

Данная номенклатура калькуляционных статей затрат имеет для фирм рекомендательное значение. В процессе калькулирования себестоимости продукции фирмы могут увеличивать или уменьшать количество статей, а также изменять их название.

Для эффективного управления затратами необходимы и другие их группировки в зависимости от целевой установки и соответствующего направления учёта. Под направлением учёта в данном случае понимается область управления, где необходим обособленный целенаправленный учёт затрат. Основными направлениями учёта затрат в системе управления фирмой являются:

1) калькулирование себестоимости продукции;

2) экономическое обоснование управленческих решений и планирование деятельности фирмы;

3) контроль и регулирование хозяйственной деятельности.

Каждое из выделенных учётных направлений требует детализации и соответствующих группировок затрат. Рассмотрим более подробно два первых направления учёта затрат, так как именно они связаны с формированием цен на товары и услуги.

Для первого направления учёта – калькулирования себестоимости продукции – кроме двух основных группировок (по экономическим элементам и статьям калькуляции), затраты подразделяют также по следующим признакам.

1. По связи с процессом производства затраты делят на предпроизводственные, производственные и внепроизводственные. К предпроизводственным относятся подготовительные затраты капитального характера (капитальные вложения), а также расходы будущих периодов, связанные с освоением новых производств, установок и агрегатов (пусковые расходы), с подготовкой и освоением производства новых видов продукции и новых технологических процессов, другие единовременные затраты, обусловленные отраслевой спецификой фирм и производств.

К производственным относятся затраты, прямо или косвенно связанные с процессом изготовления продукции. Они включают: 1) прямые материальные затраты; 2) прямые затраты на оплату труда; 3) общепроизводственные расходы. Как вариант, к производственным затратам могут также относиться общехозяйственные расходы. По производственным затратам исчисляется производственная себестоимость продукции и оцениваются запасы готовой продукции.

Внепроизводственные затраты связаны с управлением фирмой и с процессом продажи продукции. К ним относятся расходы на продажу (коммерческие), осуществляемые после процесса производства продукции, и как вариант, - управленческие (общехозяйственные) расходы.

Производственные и внепроизводственные затраты в сумме образуют полную себестоимость продукции.

2. Производственные затраты по экономической роли в изготовлении продукции подразделяются на основные (технологические) и накладные (хозяйственно-управленческие). Основные затраты непосредственно обусловлены технологическими процессами изготовления продукции. К ним относят затраты на сырье и материалы, покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты, топливо и энергию на технологические цели, затраты на оплату труда производственных рабочих, на содержание и эксплуатацию оборудования, возмещение износа инструментов и приспособлений целевого назначения. По основным затратам исчисляется технологическая себестоимость продукции.

Накладные затраты связаны с управлением и обслуживанием производства. В зависимости от места возникновения они подразделяются на общепроизводственные, обусловленные необходимостью обслуживания производства и управления на уровне цеха, и общехозяйственные, связанные с организацией производства и управлением фирмой в целом. К накладным относятся также непроизводительные расходы и потери.

Деление затрат на основные и накладные не зависит от выбора объектов калькулирования. Оно полностью определяется тем, связаны ли какие-либо затраты с технологическими процессами производства или не связаны.

3. По способам отнесения на себестоимость объектов калькулирования (видов продукции, работ, услуг) затраты делят на прямые и косвенные. Прямые затраты непосредственно связаны с изготовлением конкретных видов продукции. Уже в момент их возникновения известно, к каким видам продукции они относятся, поэтому такие затраты включаются в себестоимость прямым путём (на основе первичных документов) по нормам или фактическому расходу. К прямым относятся прямые материальные затраты и прямые затраты на оплату труда.

Косвенными называются затраты, связь которых в момент их возникновения с изготовлением тех или иных видов продукции прямо установить нельзя по одной из трех причин: 1) это практически невозможно сделать; 2) это сложно, трудоёмко и поэтому дорого; 3) руководством фирмы принято решение не учитывать какие-либо затраты как прямые.

Косвенные затраты имеют общий для фирмы или её структурных подразделений характер, поэтому сначала собираются по местам их возникновения, а затем включаются в себестоимость отдельных видов продукции пропорционально выбранной базе с помощью заранее установленных коэффициентов. Поскольку распределение косвенных затрат между видами выпускаемой продукции полностью зависит от выбора базы распределения, то рассчитать точную полную, или даже производственную, себестоимость продукции практически невозможно, да часто бывает и не нужно. Чем больше удельный вес прямых затрат в себестоимости объекта калькулирования, тем точнее его себестоимость.

Основные (технологические) затраты на предприятиях обрабатывающей промышленности относятся на объекты калькулирования преимущественно прямо, а накладные (хозяйственно-управленческие) – пропорционально выбранной базе. Однако нельзя полностью отождествлять технологические затраты с прямыми, а хозяйственно-управленческие – с косвенными. В производствах, где вырабатывается один вид продукции или услуг, все затраты на производство являются прямыми, а в производствах, где из одного исходного сырья получают одновременно несколько различных видов продукции (химическая, пищевая промышленность и др.) все затраты будут косвенными.

Второе направление учёта затрат – экономическое обоснование управленческих решений и планирование. Поскольку планы и управленческие решения всегда обращены в будущее, то руководству фирмы необходима информация об ожидаемых доходах, расходах и финансовых результатах этих решений. При этом главной задачей при обосновании управленческих решений и планировании бизнеса является не столько расчёт абсолютной суммы затрат, сколько определение их динамики в зависимости от изменения объёма производства и продажи продукции. С этой целью в составе затрат выделяют постоянные и переменные затраты.

При возрастании объёма выпуска продукции увеличивается количество ресурсов, необходимых для её изготовления и продажи, т. е. растут затраты фирмы. Однако затраты производственных ресурсов растут в меньшей степени, чем увеличивается объём продукции. Аналогично, при сокращении выпуска продукции затраты также уменьшаются, но в меньшей степени, чем снижается объём продукции. Для понимания характера зависимости между изменением объёма продукции и затрат на её производство и продажу рассмотрим более детально концепцию деления затрат на постоянные и переменные.

Для осуществления хозяйственной деятельности создается производственный потенциал в виде помещений, оборудования, инструмента, запасов сырья и материалов, персонала и т. п. Часть производственного потенциала, состоящая из объектов основных средств, создается за относительно короткий период времени и служит в течение многих лет. Затраты на его создание носят единовременный характер и называются капитальными. В затраты на производство они включаются в виде амортизационных отчислений, сумма которых за отчётный период не зависит от объёма выпускаемой продукции, т. е. примерно постоянна.

Другая часть производственного потенциала оплачивается периодически (ежемесячно). Речь идет о затратах на содержание административно-хозяйственного персонала, аренду помещений, оплату коммунальных услуг и      т. п. Сумма таких периодических затрат также не зависит от объёма выпускаемой продукции, поэтому в совокупности с амортизационными отчислениями они составляют постоянные затраты фирмы. По своей экономической природе постоянные затраты являются затратами на создание условий хозяйственной деятельности.

Таким образом, постоянными называются затраты, сумма которых за определённый период времени не зависит непосредственно от объёма и структуры выпускаемой продукции.

В отдельные периоды времени сумма постоянных затрат может изменяться. Повышается заработная плата работников, растут тарифы на коммунальные услуги, арендная плата и цены на материальные ресурсы. В таких случаях критерием при отнесении тех или иных видов затрат к постоянным или к переменным может служить ответ на вопрос: связано ли их изменение с ростом или снижением объёма выпускаемой продукции или не связано?

Величина постоянных затрат фирмы определяется её производственным потенциалом (производственной мощностью). Если хозяйственная деятельность осуществляется в рамках производственного потенциала, то постоянные затраты за учётный период будут неизменными. Увеличение же объёма хозяйственной деятельности сверх потенциала потребует его роста, что, в свою очередь, повлечёт за собой рост постоянных затрат. Однако этот рост затрат будет скачкообразным, так как дополнительные средства производства или дополнительные единицы персонала могут добавляться лишь в неделимых количествах.

Следует отметить, что на длительном временном отрезке постоянных затрат вообще не существует, под действием тех или иных факторов все затраты изменяются, т. е. являются переменными. И наоборот, чем короче период, тем сильнее проявляется постоянный характер затрат.

Если затраты на создание условий хозяйственной деятельности являются постоянными, то затраты на осуществление самой этой деятельности – это переменные затраты. К ним относятся затраты на сырье, материалы, технологические топливо и энергию, используемые на изготовление продукции, а также прямые затраты на оплату труда рабочих - сдельщиков.

Зависимость переменных затрат от объёма выпускаемой продукции может быть выражена в разной степени. Для характеристики этой зависимости используют коэффициент реагирования затрат (Кр), определяемый следующим образом:

где δС% - процент изменения затрат; δQ% - процент изменения объёма продукции.

Если Кр = 1, то такие переменные затраты называются пропорциональными. Их сумма изменяется в такой же степени, как и объём производства. При этом величина пропорциональных переменных затрат, приходящаяся на единицу выпускаемой продукции, остается неизменной.

Кроме пропорциональных затрат, существуют непропорциональные переменные затраты. Они изменяются в том же направлении, что и объём производства, но не пропорционально ему. Если Кр > 1, то такие затраты называются прогрессивными, так как они увеличиваются быстрее, чем объём выпускаемой продукции. В расчёте на единицу продукции прогрессивные затраты растут.

Если 0 < Кр < 1, то затраты называются дегрессивными. Они изменяются в меньшей степени, чем объём производства. В расчёте на единицу продукции дегрессивные переменные затраты снижаются по мере роста объёма производства.

Таким образом, к переменным относятся затраты, общая сумма которых за отчётный период непосредственно зависит от объёма и структуры выпускаемой продукции.

Все затраты фирмы так или иначе могут быть отнесены либо к постоянным, либо к переменным затратам, поэтому

                                    (6)

где TC – общая сумма затрат фирмы в учётном периоде; VC – сумма переменных затрат; FC – сумма постоянных затрат.

Пропорциональные переменные затраты предприятия можно выразить следующим образом:

Тогда формулу (6) можно записать так

Данная формула описывает зависимость между объёмом производства и общей суммой затрат фирмы за определённый период времени. На рисунке 11 показан график изменения затрат в зависимости от изменения объёма выпуска продукции.

На практике «чистое» деление затрат на постоянные и переменные искажается из-за воздействия на сумму затрат совокупности различных внутренних и внешних факторов (не только объёма продукции), поэтому одним из широко распространенных допусков при исследовании поведения затрат является линейность. Метод линейной аппроксимации позволяет превратить затраты с нелинейными зависимостями в линейные. Этот метод использует понятие релевантных уровней. Релевантный уровень – это уровень деловой активности, внутри которого многие нелинейные затраты могут рассматриваться как линейные.

Q
TC
VC
FC
TC

Рисунок 11 - Зависимость между объёмом выпуска продукции и

затратами фирмы

Если график зависимости «Объём продукции – затраты» дополнить линией, выражающей зависимость выручки от объёма продаж, то получим новый график «Объём продукции – затраты – выручка от продаж», называемый также графиком безубыточности (рисунок 12), где TC – общая сумма затрат;     SR – выручка от продаж.

TC SR
SR
TC
Q
Qб
Убыток
Прибыль
Зона убытков
Зона прибылей

Рисунок 12 - Зависимость «Объём продукции – затраты – выручка»

Точка пересечения линии выручки от продаж с линией затрат называется точкой безубыточности. При объёме продукции, соответствующем этой точке, общая сумма затрат фирмы равна выручке от продажи продукции, т. е. фирма не имеет прибыли, но и не несёт убытков. При меньшем объёме продукции фирма несёт убытки, а при большем – получает прибыль. Сумма прибыли или убытков при том или ином объёме продаж определяется расстоянием по вертикали между точками на линиях затрат и выручки. Объём продукции, соответствующий точке безубыточности (Qб), называется порогом рентабельности, безубыточным объёмом продаж или критическим объёмом продаж.

Безубыточный объём продаж может быть также определён алгебраически следующим образом. Выручка от реализации при объёме продаж Q и цене единицы продукции P составляет:

Поскольку безубыточность означает равенство выручки и затрат, т. е .        SR = TC, то, используя формулу (6), составим уравнение

Преобразуя это уравнение, получим формулу для расчёта объёма продаж, соответствующего точке безубыточности,

Знаменатель данной формулы представляет собой вклад каждой проданной единицы продукции на покрытие постоянных затрат фирмы и образование прибыли. Он называется средним маржинальным доходом на единицу продукции (average marginal revenue – AMR):

Маржинальный доход фирмы (MR)за отчётный период используется напокрытие постоянных затрат и формирование прибыли. Он равен

В случаях, когда деловую активность фирмы трудно или невозможно измерить в натуральных единицах, рассчитывается выручка от продаж, которую необходимо получить для полного покрытия затрат:

где TRкр  – критический объём выручки от продаж; AMR% - средний уровень маржинального дохода в процентах к выручке.

Следует отметить допущения, используемые при построении графиков зависимости «Объём продукции – затраты – выручка»:

1) продажные цены принимаются неизменными, поэтому зависимость «Объём продаж – выручка» является пропорциональной;

2) цены на потребляемые производственные ресурсы и нормы их расхода на единицу продукции также неизменны, поэтому зависимость «Объём производства (продаж) – переменные затраты» является пропорциональной;

3) постоянные затраты являются таковыми в рассматриваемом диапазоне деловой активности;

4) объём производства продукции равен объёму её продаж.

Ценность графика зависимости «Объем продукции – затраты – выручка» состоит в том, что он является простым и наглядным средством представления аналитических выкладок. С его помощью менеджеры могут оценить возможность достижения или превышения безубыточного объёма производства и продаж. Но в связи с тем, что при построении этого графика делается много допущений, полученные с его помощью результаты следует считать достаточно условными.

Пример. Фирма производит продукцию и продает её по цене Р = 630 р. за единицу. Переменные затраты на единицу продукции AVC = 500 р. Постоянные затраты фирмы FC = 994 тыс. р. в месяц. Производственная мощность Qmax = 14000 изделий в месяц.

С целью увеличения производственной мощности до 25 тыс. шт. изделий в месяц фирма проводит техническое перевооружение. Постоянные затраты при этом увеличиваются на 500 тыс. р.

Следует рассчитать показатели затрат, выручки от продаж, себестоимости продукции, финансовых результатов и др. при нарастании выпуска продукции от 0 до 25000 единиц с шагом 5000 единиц;

Расчет показателей приведен в таблице 3.1.

Безубыточные объёмы продаж при начальной и увеличенной суммах постоянных затрат равны

Логическим продолжением процесса нахождения безубыточного объёма продаж является планирование объёма продаж, необходимого для получения заданной суммы прибыли (Qпл). Для этого можно использовать формулу

где SP - плановая величина прибыли.

Так, для получения прибыли от продаж в размере 800 тыс. р.в месяц необходимо производить и продавать

 

 


Таблица 3.1 - Расчёт затрат и финансовых результатов при разных вариантах объёма производства (продаж)

Объём продаж за месяц, ед. Сумма постоянных затрат, тыс. р. Сумма переменных затрат, тыс. р. Общая сумма затрат, тыс.р. (графа 2+ +графа 3)   Средние затраты на единицу продукции, р. Выручка от продаж, тыс. р. (графа 1×630) Сумма прибыли (убытков), тыс. р. (графа 8 – - графа 4) Средняя прибыль (убытки) на единицу продукции, р.
1 2 3 4 5 6 7 8
0 994 - 994 - - -1000 -
1000 994 500 1494 1494 630 -864 -864
5000 994 2500 3494 699 3150 -344 -69
10000 994 5000 5994 599 6300 306 31
15000 1494 7500 8994 600 9450 456 30
20000 1494 10000 11494 575 12600 1106 55
25000 1494 12500 13994 560 15750 1756 70

 

 


В процессе принятия управленческих решений часто приходится сравнивать несколько альтернативных вариантов с целью выбора из них наилучшего. Показатели сравниваемых вариантов можно разбить на две группы: одни показатели остаются неизменными при всех вариантах, другие варьируются в зависимости от вариантов. При выборе лучшего решения целесообразно сравнивать между собой только показатели второй группы. К таким показателям относятся релевантные затраты и поступления. Именно они должны приниматься в расчёт при обосновании управленческих решений.

Релевантными считаются затраты, сумма которых зависит от данного управленческого решения. К ним относятся приростные, предотвратимые и вменённые затраты.

Приростные затраты – это те виды затрат, которые изменяются при изменении цен и объёмов продаж, вызванном тем или иным решением.

Разделение затрат на приростные и неприростные близко к их делению на переменные и постоянные, но не вполне совпадает с ним, по существу. По своей экономической природе переменные затраты – это расходы на осуществление целевой деятельности предприятия. Все они являются приростными. Постоянные затраты – это расходы на создание условий для осуществления деятельности. Они могут быть как приростными, так и не приростными. Так, к приростным постоянным затратам относят те дополнительные постоянные затраты, которые являются необходимыми для увеличения объёмов производства, вызванного принятием управленческого решения. Приростные затраты близки к понятию маржинальных затрат – затрат фирмы на производство и продажу каждой дополнительной единицы продукции.

Предотвратимые затраты – это будущие затраты, которые придётся осуществить в результате принятого управленческого решения или уже осуществлённые затраты, которые могут быть аннулированы без потерь. Например, затраты на приобретение дополнительного оборудования, материалов и комплектующих изделий, необходимых для освоения производства нового товара, расходы на его рекламу фирма может осуществлять или не осуществлять в зависимости от того, какое решение будет принято: производить или не производить данный товар. Такие затраты можно также назвать возвратными. Но затраты на аренду помещений по уже заключённому долгосрочному договору, амортизация имеющегося оборудования, затраты на проведённые НИОКР являются невозвратными, так как они уже не зависят от принимаемого решения. При обосновании управленческих решений такие затраты в расчёт не принимаются. Невозвратныезатраты (их называют также утраченной стоимостью – sunk cost) являются противоположностью предотвратимых затрат. Это затраты, которые фирма будет вынуждена осуществить при любом выбранном варианте управленческого решения или которые уже были ею осуществлены.

Часто к невозвратным затратам относятся вложения в основные средства. Но даже здесь можно обеспечить возвратность затрат, если существует возможность продать объекты по следующей цене:

где Рl – цена реализации объекта основных средств (liquidation price); Рр – цена приобретения объекта (purchasinq price); Тf – нормативный срок использования объекта основных средств (full term of use); Тu – срок фактического использования объекта (term of use).

Если продажа объектов на таких условиях возможна, то их неамортизированная стоимость перестает быть невозвратными затратами.

С точки зрения возвратности затрат на приобретение все основные средства можно разбить на три группы: 1) полностью возвратные; 2) частично возвратные; 3) полностью невозвратные.

Полностью возвратные – это осуществлённые вложения в объекты, которые могут быть проданы по цене, рассчитанной по приведенной формуле. Частично возвратные – это вложения в объекты, которые могут быть проданы по цене ниже, рассчитанной по формуле. Полностью невозвратные – это вложения в объекты, которые вообще неликвидны, т. е. не могут быть проданы.

Таким образом, при анализе управленческих решений с точки зрения их влияния на затраты следует учитывать только: 1) полностью возвратные (предотвратимые) затраты; 2) частично возвратные в размере разницы между ценой реализации объекта и ценой, рассчитанной по формуле.

Затраты, возникающие вследствие ограниченности ресурсов, называются вменёнными или альтернативными. Они именуются также «воображаемыми» затратами, так как реально в будущем их может не быть.

Вменённые затраты характеризуют возможности по использованию производственных ресурсов (доходы), которые либо потеряны, либо пожертвованы в пользу альтернативного решения, поэтому они представляют собой упущенную выгоду. Вмененные затраты также должны приниматься в расчёт при обосновании управленческих решений. Они становятся «видимыми» для менеджеров, когда задается вопрос: «От чего фирма должна отказаться, чтобы организовать выпуск данной продукции?» Поскольку ресурсы, которыми располагает фирма для ведения бизнеса, ограничены, то, выбирая для реализации один коммерческий проект, фирма лишается возможности воплотить в жизнь другие проекты, для которых необходимы те же самые ресурсы. Это значит, что фирма лишается и доходов, которые она могла бы получить, реализуя отвергнутые коммерческие проекты. Эти неполученные доходы (упущенная выгода) сокращают потенциальную прибыль фирмы, поэтому по своей экономической природе они эквивалентны дополнительным затратам, снижающим прибыль.



Контрольные вопросы к третьему разделу

1. Каковы экономические основы затратного ценообразования?

2. Назовите затратные методы ценообразования. Чем они различаются между собой?

3. Как обосновать норматив рентабельности затрат?

4. Из каких экономических элементов состоят затраты на производство и продажу продукции?

5. По каким признакам классифицируются затраты на производство и продажу продукции?

6. В чём состоит суть деления затрат на переменную и постоянную части?

 


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: