Лицензирование отдельных видов деятельности

Государство призвано осуществлять контроль над отдельными видами деятельности с целью защиты прав, законных интересов и здоровья граждан, обеспечения обороны и безопасности, экономических интересов государства посредством таких разрешительных режимов, как лицензирование, аккредитация, контроль и надзор над соблюдением требований технических регламентов, включая обязательную сертификацию и декларирование соответствия продукции, аттестации специалистов и т. п., направленных на качественное и добросовестное выполнение предпринимателями своих обязанностей.

Спектор Е.И. Правовые иллюзии и реалии Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности"//
Законодательство и экономика, 2011, № 7.

 

Лицензирование видов деятельности регулируется в первую очередь Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".Закон регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, ЮЛ и ИП в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности в соответствии с перечнем, предусмотренным ч. 1 ст. 12 Закона № 99-ФЗ.

Особенности лицензирования могут устанавливаться федеральными законами, регулирующими осуществление следующих видов деятельности: оказание услуг связи, телевизионное вещание и (или) радиовещание; частная детективная (сыскная) деятельность и частная охранная деятельность; образовательная деятельность; предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами; сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов I - IV классов опасности (п.4 ст.1 Закона № 99-ФЗ).

 

Лицензирование – деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий в случае, если ограничение срока их действия предусмотрено федеральными законами, по осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в уставном порядке информации по вопросам лицензирования (п.1 ст.3 Закона №99-ФЗ).

Лицензия — специальное разрешение на право осуществления конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом ЮЛ или ИП.

Перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии, приведен в ст. 12 ФЗ от 04.05.2011 г. № 99–ФЗ.

Лицензия выдается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти либо органом исполнительной власти субъектов РФ отдельно на каждый лицензируемый вид деятельности. Перечень федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих лицензирование конкретных видов деятельности, приведен в Постановлении Правительства РФ от 21.11.2011 г. № 957-ФЗ «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности».

Деятельность, на осуществление которой лицензия выдана лицензирующим органом субъекта РФ, может осуществляться только на территории этого субъекта. Чтобы вести деятельность на территории других субъектов лицензиат должен уведомить лицензирующие органы соответствующих субъектов.

Согласно ст. 15, 21 Федерального закона N 99-ФЗ в реестре лицензий должны быть указаны адрес места осуществления ЮЛ лицензируемого вида деятельности – объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении. Этот объект должен соответствовать лицензионным требованиям, принадлежать соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо на ином законном основании, иметь почтовый адрес или другие данные, позволяющие его идентифицировать (п. 8 ст. 3 Закона № 99-ФЗ).

 

Для получения лицензии соискатель (ЮЛ или ИП) предоставляет в лицензирующий орган (направляет почтовым отправлением или в форме электронного документа) заявление о предоставлении лицензии, к которому прилагаются копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям, в том числе документов, наличие которых при осуществлении лицензируемого вида деятельности предусмотрено федеральными законами, за исключением документов, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги.

Не позже чем через 45 дней лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии. Отказать могут, если соискатель предоставил недостоверную информацию или если он не соответствует лицензионным требованиям и условиям (различным для каждого вида деятельности).

Вид деятельности, на осуществление которой получена лицензия, может выполняться толькополучившим лицензию ЮЛ или ИП.

Все лицензии действуют бессрочно. Это исключает процедуры продления срока их действия и снижает издержки лицензиатов.

 

Лицензирующий орган проверяет лицензиата в плановом порядке по истечении одного года со дня принятия решения о выдаче ему лицензии, впоследствии по истечении трех лет со дня окончания очередной плановой проверки.

Действие лицензии приостанавливается лицензирующим органом в случае привлечения лицензиата к административной ответственности за неисполнение в установленный срок предписания об устранении грубого нарушения лицензионных требований, а также в связи с назначением лицензиату административного наказания в виде административного приостановления деятельности за грубое нарушение лицензионных требований.

Действие лицензии прекращается в связи с прекращением вида деятельности лицензиата, на который предоставлена лицензия, в следующих случаях:

представление лицензиатом в лицензирующий орган заявления о прекращении лицензируемого вида деятельности;

прекращение физическим лицом деятельности в качестве ИП;

прекращение деятельности ЮЛ за исключением реорганизации в форме преобразования или слияния;

наличие решения суда об аннулировании лицензии

Переоформить лицензию необходимо, если ЮЛ реорганизовано в форме преобразования, сменило наименование, место нахождения, место осуществления лицензируемого вида деятельности, перечень выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности (ч.1 ст. 18 Закона № 99-ФЗ).Если реорганизация ЮЛ произошла в форме слияния, то правопреемник вправе переоформить лицензию, только если у каждого участвующего в слиянии ЮЛ были соответствующие лицензии.

ИП нужно переоформить лицензию при изменении имени, места жительства или места осуществления лицензируемого вида деятельности.

Лицензиат обязан сообщить в лицензирующий орган об изменении сведений об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности в срок не позднее чем через пятнадцать дней со дня такого изменения.

Лицензирующий орган вправе:

приостановить действие лиц ензии по решению суда об административном приостановлении деятельности лицензиата на определенный срок за нарушение лицензионных требований и условий;

аннулировать лицензию (по решению суда).

 

За осуществление предпринимательской деятельности без лицензии предусмотрена административная и уголовная ответственность в соответствии со ст. 14.1 КоАП и ст. 171 УК РФ.

Договор сЮЛ без лицензии может быть признан недействительным (ст. 173 ГК РФ). ЮЛ, осуществляющее предпринимательскую деятельность без лицензии, в случаях, когда такая лицензия обязательна, по решению суда может быть ликвидировано (п. 2 ст. 61 ГК РФ).

При государственных закупках в случае непредставления соответствующих документов и информации заявка на участие в электронном аукционе отклоняется (п. 1 ч. 6 ст. 69 Закона № 44-ФЗ).

НК РФ ограничивает применение упрощенной системы налогообложения (УСН), по некоторым видам деятельности, например при производстве подакцизных товаров (пп. 8 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: