Практические и ситуационные задания (примеры)

Задание 1.

Описать 8 подсистем формирования национальной деловой культуры по Харрису иМорану применительно к одной зарубежной стране по выбору и определить, какимобразом каждая из них влияет на практику менеджмента в данной стране.

Задание 2.

Как известно, в разных культурах различный смысл и значение их представителями придается одинаковым словам, вещам и действиям. Приведите показательные примеры применительно к различным культурам, выработать рекомендации по правильной интерпретации смысла и значения, адекватного данной деловой культуре.

Задание 3.

Описать известные вам по свидетельству иностранцев, проживающих в чужой бизнес-среде, ситуации, связанные с коллизией своих собственных и иных ценностных и этических ориентаций. Какие способы преодоления подобных коллизий можно порекомендовать?

Задание 4.

В Швейцарии на протяжении последнего десятилетия сформировалась значительная турецкая диаспора из числа эмигрантов-мусульман, в настоящее время насчитывающая свыше 400 тысяч человек. В связи с этим в стране наблюдается необычная тенденция –бурного роста строительства и воздвижения мечетей. Высота минаретов при этомзачастую превышает высоту крестов на католических соборах. Коренное население Швейцарии протестует против засилья «чужой религиозной веры». В результате на основереферендума было принято беспрецедентное решение «О запрете строительства мечетей», которое было, в свою очередь, опротестовано мусульманской общиной. Коренные жители Швейцарии обратились в Европейский суд.

О каком глубинном конфликте с точки зрения сравнительного менеджмента

свидетельствует данная ситуация? Какое, на ваш взгляд, решение примет Европейский

суд в Страсбурге? Каковы ваши рекомендации по преодолению подобных коллизий?

мини-кейс: Каковы особенности русской невербальной коммуникации в деловой среде?

Русские очень любят сближаться с людьми. Для них участие в акте коммуникации – это повод для налаживания близких отношений. Русские любят жесты, которые представители других культур могут воспринять как неприличные: похлопать по плечу, подсесть поближе. Многим мешают неуместные в переговорах привычки. Не стоит держать руки в карманах или ходить по комнате во время разговора: это может быть воспринято как стремление доминировать.Если происходит коммуникационный разрыв, он может привести к провалу переговоров.

Недавно в Японии вышла такая публикация – «Невербальная коммуникация русских в некоторых видах диалога». Автор рекомендует японским деловым людям,обсуждая цену будущей сделки, внимательно следить за реакцией русских партнеров.Если предложенная сумма устраивает русского партнера, то он чуть-чуть приближается к собеседнику, делает едва заметное движение корпусом в его сторону. После этого цену можно больше не снижать: русский поначалу будет упорствовать, говорить, что цена

слишком высока, но в итоге пойдет на сделку. Конечно, такое движение может быть и случайным. Но дотошные японцы решили, что такой знак, вероятнее всего, означает заинтересованность.

Помните: если слова помогают нам скрывать свои мысли, то жесты их выдают.Например, услышав выгодное предложение, можно инстинктивно потереть руки. Этот жест в русской культуре выражает удовлетворение, предвкушение чего-то приятного. Он выдаст вас с головой.

Задание:

1. Рассмотрите и интерпретируйте невербальное поведение в рамках

наблюдаемой конкретной ситуации и эмоциональную реакцию на нее.

2. Проанализируйте внимательно случаи несовпадения невербального

поведения и словесных утверждений.

3. Зафиксируйте мельчайшие детали невербального поведения (к примеру,

степень искренности улыбки и т.п.).

4. Сделайте выводы и рекомендации

Игровое задание.

Проведите ролевую игру, имитирующую общение российского менеджера с экспатом.Какие методы вербальных, невербальных и паравербальных коммуникаций вы могли бы порекомендовать для использования в этом случае? Какие методы активного слушания рекомендуется использовать для успешной коммуникации с иностранцем?

Тестовые задания
1. Выберите страну с высоким индексом "индивидуализма":

а) Китай

б) Япония

в) США

г) Индия

 

2. Кто ввел классификацию культур по отношению ко времени:

а) Р. Льюис

б) Г. Ховстеде

в) Э.Холл

г) Д. Мид

 

3. В моноактивных культурах время - это:

а) Линейное время, все действия выполняются последовательно

б) Время безгранично, нет суеты и выражения "времени не хватает"

в) Цикличное время

г) Ситуационное планирование, опоздания на встречи являются нормой

 

4. Культура, в которой между индивидами постоянно поддерживается определенная психологическая дистанция, а потому информация, которую необходимо донести до ее субъектов, должна носить открытый характер, называется:

а) Культура высокого контекста

б) Культура низкого контекста

в) Культура среднего контекста

г) Высокодистанцированная культура

 

5. Выберите перечень наук, которые лежат в основе кросс-культурного менеджмента:

а) Антропология, культурология, этнография, теория межкультурного общения, этнопсихология, менеджмент

б) География, история, социология

в) Этногеография, психология, культурология

г) Экономическая теория, статистика

 

6. Выберите страны с высоким индексом "коллективизма":

а) Китай

б) Япония

в) США

г) Индия

д) Великобритания

е) Германия

 

7. Выберите страны с высоким индексом "мужественности":

а) Арабские страны

б) Япония

в) Швеция

г) Дания

д) Германия

е) Финляндия

 

8. Какие страны относятся к моноактивным культурам:

а) Швеция

б) США

в) Франция

г) Китай

д) Бразилия

 

9. Какие из перечисленных параметров культуры ввел Г.Хофстеде:

а) Восприятие пространства

б) Отношение к природе

в) Дистанция власти

г) Отношение ко времени

д) Терпимость неопределенности

 

10. К основным барьерам кросс-культурного восприятия относятся:

а) Этноцентризм

б) Культурный шок

в) Стереотипное восприятие

г) Уровень экономического развития

д) Воспитание

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ДИСЦИПЛИНЕ " КРОССКУЛЬТУРНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ"

Основная литература:

1. Бунина В.Г. Кросс-культурный менеджмент и межкультурная коммуникация. – ГУУ, 2015

2. Гестеланд Р.Р. Кросс-культурное поведение в бизнесе. Маркетинговые исследования, ведение переговоров, менеджмент в различных культурах/Cross-Cultural Business Behavior. Marketing, Negotiating, Sourcing and Managing Across Cultures. – Баланс Клуб, 2003.

3. Карт П., Фокс К. Преодоление культурных различий. Практическоеруководствопомеждународномуделовомуобщению/Bridging the Culture Gap: A Practical Guide to International Business Communication.- Фаир-Пресс, 2008.

4. Мясоедов С.П. Управление бизнесом в различных деловых культурах. – Вершина, 2015.

5. Мясоедов С.П. и др. Российская деловая культура. Воздействие на модель управления. – Дело, Академия Народного Хозяйства, 2014

6. Фетисов А.В. Управление культурами. - Дело, Академия Народного Хозяйства, 2014.

7. Холден Н.Д. Кросс-культурный менеджмент. Концепциякогнитивногоменеджмента/Cross-Cultural Management: A Knowledge Management Perspective. – Юнити-Дана, 2015

Дополнительная литература:

1. Берри Д. и др. Кросс-культурная психология. Исследованияиприменение/Cross-Cultural Psychology: Research and Applications.- Гуманитарный центр, 2007.

2. Гудков Д.Б. Межкультурная коммуникация: проблемы обучения. - МГУ, 2000.

3. Гудков Д.Б. Теория и практика межкультурной коммуникации. - ИТДГК «Гнозис», 2014

4. Ландес Д. Династии. На англ. – Viking US, 2006.

5. Льюис Р.Д. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию. – Дело, 2014

6. Малявин В.В. Китай управляемый. Старый добрый менеджмент. – Европа, 2014

7. Малявин В.В. Восток, Запад и Россия. Статьи. – Эксперт, 2014.

8. Мясоедов С.П. Основы кросскультурного менеджмента. Как вести бизнес с представителями других стран и культур. – Дело, 2014

9. Пивонова Н.П. Кросскультурные коммуникации. – Знание, 2014

10. Питерс Т., Уотерман Р. В поисках совершенства. Уроки самых успешных компаний Америки. – Вильямс, 2005.

11. Пронников В.А., Ладанов И.Д. Управление персоналом в Японии. Очерки. М., Фонд им.Сытина, 2014.

12. РихтерФ.Ю. ДеловыесетивАзии: обещания, сомненияиперспективы/ Frank-Jurgen Richter “Business Networks in Asia: Promises,Doubts and Perspectives”, Quorum Books, 1999.

14. Управление персоналом. Энциклопедия под ред.проф.Кибанова А.Я. – Инфра-М, 2015

15. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. - Классика-XXI, 2005.

Программное обеспечение и интернет – ресурсы:

1. http://garant.ru

2. http://e-xecutive.ru

3. http://planetahr.ru

4. http://wikipedia.org

5. http://classs.ru/library/



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: