Общедидактические и специфические методы и приёмы музыкального воспитания, обучения и развития детей

Здесь нет билетов под №№№№ 1,3,4,5,23 – они в конспекте хорошо представлены, боюсь вас запутать и дать отличающиеся сведения.

Если название точно не совпадает – не пугайтесь. Суть – та, что необходима.

 Если вы видете надпись типа, то лучше не путайте себя, т.к. материал может отличаться и учите по конспекту.

Билет № 5 более структурированно дам завтра.

Билет № 2 (лучше в конспекте!!!!)

Проблемой музыкальности ученые начали заниматься в конце 19 века. Точки зрения на сущность этого феномена были прямо противоположные. Немецкий психолог Г. Ревеш определил музыкальность как единое сущное качество человека, как способность наслаждаться музыкой, понимать еѐ.

Американский психолог К. Сишор выделяет в музыкальности 25 талантов. Хотя основными считал чувство высоты, чувство длительности, и чувство интенсивности звука. (К.Сишор является автором первых тестов музыкальности).

Принципиально новым этапом в рассмотрении музыкальности стало исследование советского психолога Бориса Михайловича Теплова («Психология музыкальных способностей» 1947 г.)

Музыкальность –комплекс способностей, необходимый для занятия именно музыкальной деятельностью в отличие от всякой другой (необходим для любого вида муз. деятельности) Б.М.Теплов.

3 основные способности:

1. Ладовое чувство – способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии;

2. Способность к слуховому представлению – т.е.,  способность  производно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотное и ритмическое движение мелодии;

3. Музыкально – ритмическое чувство – способность активно двигательно переживать музыку, чувствовать музыкальную выразительность ритма и точно воспроизводить его в.

Структура музыкальности

Ведущие компоненты:

Эмоциональный (эмоциональный отклик на музыку)

Интеллектуальный (музыкально – сенсорные способности)

Взаимодействие этих компонентов влияет на развитие сенсорных способностей, которые при тренировке различения высоты, тембра, динамики, длительностей воздействуют на развитие основных музыкальных способностей (ладовысотный слух и чувство ритма).

Сенсорный опыт – наличие определённого уровня слуховых ощущений, восприятий, представлений.

 

Билет 6

Общедидактические и специфические методы и приёмы музыкального воспитания, обучения и развития детей

Выбор методов музыкального воспитания зависит во многом от того, каким источником будут пользоваться дети при получении знаний. Естественно, что первым источником является сама музыка, ибо только она пробуждает «музыкальные» чувства человека. В начале работа с детьми идёт преимущественно по накоплению опыта слушания музыки. Чем дети меньше, тем продолжительнее этот период.

Вторым источником знаний является слово педагога, которое подводит детей к целостному восприятию музыкального образа и пониманию содержания конкретных музыкальных произведений.

Третьим источником является непосредственная музыкальная деятельность самих детей, потому что вне её, вне упражнений не могут быть, например, выработаны умения и навыки в пении, ритмике. Только практическая деятельность содействует всестороннему развитию ребёнка.

Итак, при выборе методов музыкального воспитания мы следуем от живого созерцания к абстрактному мышлению, и от него – к практике.

Подбирая методические приёмы, педагогу необходимо руководствоваться следующими правилами:

- обеспечить высокий художественный уровень предлагаемого детям музыкального материала и качественность его исполнения;

- учитывать особенности детского коллектива, уровень его общего и музыкального развития, его организованность;

- учитывать образность и конкретность восприятия музыки детьми дошкольного возраста.

Рассмотрим каждый из методов воспитания и обучения в отдельности:

 

1. Наглядный (компоненты):

- слуховая наглядность (слушание);

- тактильная наглядность (ощущение телом колебаний музыкального звучания, соприкосновение со взрослым при разучивании, например, движения (взрослый поправляет положение рук);

- Зрительная наглядность (показ певческих приёмов, игрушек, картинок, костюмов, движений в плясках, относящихся к данному музыкальному произведению).

2. Словесный метод - обращён к сознанию, способствует осмысленности, содержательности его деятельности. Включает приёмы:

- Объяснение; м.б. в виде образного рассказа, чаще используется при знакомстве с произведением, при первичном показе упражненй, движений.

- Пояснение – при показе движений, приёмов пения, должны быть чёткими, тесно связанными с показом, выслушаны до конца;

- Указания – уточняют способ выполнения действий «кружимся через правое плечо», даются во время исполнения музыкальной деятельности;

- Поэтическое слово – чтение литературного произведения, или фрагмента перед исполнением музыки.

- Беседа – обычно даётся после слушания, не должна быть длительной, отличается лаконичностью и конкретикой. Может быть в форме вопрос – ответ.

Замечание – обращены к сознанию ребёнка, если он отвлёкся, д.б. строгими, конкретными.

3.  Метод практической деятельности – конкретная деятельность, целенаправленное воспитание и обучение в виде упражнений:

 

Специфические методы, относящиеся к практическому:

- практический метод - метод моделирования звуковых отношений. Он позволяет связать музыкальные явления с понятными и доступными дошкольникам действиями и образами.

Так, соотношение звуков по высоте, длительности, силе может моделироваться с помощью действий (например, показ рукой изменения высоты звука, отхлопывание и отстукивание ритмического рисунка, показ с помощью наклонов тела изменения динамики музыки и т.д.); с помощью изображений предметов (для показа изменения высоты используются 3- ех, 5-ти, 7-ми ступенные лесенки, предметы одного размера, расположенные на разной высоте по вертикали: ветви дерева, по которым передвигается персонаж- птичка и др.; для показа смены длительностей – предметы разного размера, соответствующие разной длительности звуков: длинные и короткие брусочки, большие и маленькие цветы и др.).

 

 О.П. Радынова выделяет группу методов уподобления характеру звучания музыки, которые позволяют отражать, смену характера и настроения музыки в процессе восприятия с помощью доступных дошкольникам способов.

Это методы мимического уподобления (отражение настроения с помощью мимики), тактильного (прикосновение руки педагога к руке ребенка, отражающее характер звучащей музыки: нежно, ласково, тяжело, колюче и т.д.), интонационное (высказывание о музыке с речевой интонацией, соответствующей характеру музыки), вокальное (подпевание музыкальных фраз), моторно-двигательное (дирижерский жест ребенка, мелкая моторика, танцевальные движения), цветовое (подбор цветовых карточек, соответствующих характеру музыки), тембровое (подбор музыкальных инструментов, тембр которых соответствует музыке, оркестровка произведения с их помощью), словесное (подбор эпитетов, стихотворных строк), полихудожественное (одновременное использование слова, цвета, драматизации и т.д.).

 

Билет№7


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: