Рабочий парк грузовых вагонов – это вагоны, находящиеся во всех видах эксплуатационной работы(движения, накопление, погрузка, выгрузка).
Нерабочий парк вагонов – вагоны, находящиеся в резерве и в ремонтных депо. Рабочий и нерабочий парк представляет собой наличный парк вагонов.
Для пассажирских вагонов – аналогично.
Рабочий парк локомотивов – включает в себя локомотивы в грузовом и пассажирском движении,занятые на маневровых и хозяйственных работах, на экипировке и в ожидании работы.
Нерабочий парк локомотивов – это локомотивы в резерве и во всех видах ремонта.
Основные показатели эксплуатационной работы железных дорог
Эксплуатационную работу характеризуют количественные и качественные показатели. Первые определяют объем планируемой или фактически выполненной работы; вторые – ее качество, особенно степень использования подвижного состава (вагоны и локомотивы).
К основным количественным показателям в грузовом движении, выполнение которых находится в прямой зависимости от работы станции, относятся:
|
|
· погрузка – по дороге и отделению, определяемая как сумма погруженных всеми станциями вагонов;
· выгрузка – сумма всех выгруженных в пределах дороги или отделения вагонов;
· прием и сдача – сумма по всем стыковым пунктам груженых и порожних вагонов;
· работа – сумма погруженных и принятых груженых вагонов. Для сети дорог работа – это число погруженных вагонов.
Важнейшим качественным показателем работы является оборот вагона. В целом по сети оборот вагона – это время, затрачиваемое в среднем на каждый вагон эксплуатируемого парка на выполнение всего цикла операций, связанных с перевозками, т. е. время (в сутках или часах) от начала одной погрузки до начала следующей.
В пределах одной дороги (отделения) оборот вагона – это время от погрузки или от приема вагона с соседней дороги (отделения) в груженом состоянии до следующей его погрузки или сдачи на соседнюю дорогу (отделение). В оборот вагона входит время нахождения вагона в движении (в том числе простой на промежуточных станциях), время, затрачиваемое на грузовые операции (погрузка и выгрузка) и время простоя вагона на технических станциях, связанное с формированием и расформированием поездов, техническим обслуживанием и ремонтом вагонов в составах поездов, коммерческим осмотром, сменой локомотивов и локомотивных бригад и другими операциями. При наличии таких составляющих элементов оборот вагона является универсальным показателем, характеризующим качество работы железных дорог. Его ускорение имеет колоссальное значение в целях повышения эффективности работы железнодорожного транспорта.
|
|
Степень использования грузоподъемности вагона характеризуется его нагрузкой. Различают два вида нагрузок – статическую и динамическую. Статическая нагрузка характеризует использование грузоподъемности вагона при его погрузке и выражается числом тонн груза, приходящихся в среднем на один вагон.
Динамическая нагрузка характеризует степень использования грузоподъемности вагона с учетом расстояния пробега и определяется как частное от деления выполненных тонно-километров на вагоно-километры пробега, т. е. количеством тонн груза, приходящихся в среднем на вагон на всем пути следования.
Наиболее важным показателем работы железных дорог является скорость движения поездов. На железнодорожном транспорте различают несколько категорий скорости движения поездов, в том числе:
· максимальную – наибольшую допускаемую на сети железных дорог;
· техническую – по участку без учета стоянок на всех промежуточных станциях;
· участковую – по участку с учетом стоянок на промежуточных станциях;
· маршрутную – среднюю на рассматриваемом направлении (маршрут) с учетом стоянок на всех промежуточных и участковых станциях.
Реализация мероприятий, направленных на повышение эффективности перевозок, способствовала улучшению основных качественных показателей работы железнодорожного транспорта.