Основные критерии выбора оптимальных решений в эксплуатационной работе

Должностным лицам, занятым управлением перевозочный процессом, приходится принимать решения, а затем организовывать их выполнение. Обычно существует не один вариант, а несколько вариантов возможного решения. Всегда стараются выбрать наилучшее(оптимальное) решение. Оптимальный вариант управленческого решения выбирают по какому-либо критерию. Критериев может быть несколько. В управлении движением поездов и маневровой работы, одним из важнейших критериев является уровень безопасности движением. Естественно, что любой вариант решения должен отличать требованиям безопасности,но уровень безопасности для разных вариантов решения зачастую бывает различным. Уровень обеспечения безопасности может быть оценен разными показателями. Например, при специализации путей на станциях, количеством пересекающихся маршрутов, маневровых передвижений и поездных. Важнейшим критерием выбора оптимального решения в эксплуатационной работе является сума денежных затрат. Например, при решении вопроса о развитии транспортной системы это будет величина капитальных затрат. При выборе варианта организации перевозочного процесса ориентируются на величину годовых, эксплуатационных расходов. В оперативной обстановке часто приходится принимать решения в течении коротких интервалов времени за минуту, и даже за секунды. В таких условиях нет возможности оценить варианты по уровню денежных затрат и их оценивают по затратам времени. Это объясняется тем, что в перевозочном процессе на железных дорогах эксплуатационные расходы пропорциональны времени выполнения операции(чем больше времени, тем выше затраты). Не следует критерий времени рассматривать, как менее важный по отношению к денежным затратам. В классической экономике известен закон: «Всякая экономия сводится в итоге к экономии времени». Особенно применим этот закон на транспорте, т.к перевозочный процесс протекает во времени. По мимо перечисленных могут использоваться и другие критерии, например, % выполнения ГДП, уровень участковой скорости, количество принятых, расформированных и отправленных с сортировочной станции поездов. Реально работающий оптимальный вариант управления перевозочным процессом нации не просто, т.к ряд факторов может усложнять поиск оптимального варианта. Одним из таких факторов является неравномерность транспортного процесса.

 

Оперативное управление перевозочным процессом

К перевозочному процессу на железнодорожном транспорте объективно присуще неравномерность. Каждое из десятков тысяч предприятий, отправляющих груз по железной дороге не может ежедневно отгружать одно и тоже количество вагонов в строго определенное время по одним и тем же назначениям. Поэтому поезда образуются на станциях каждый день по-разному, т.е в разное время, в разных количествах и разных назначений. Следовательно, каждый раз необходимо находить такие управляющие решения, чтобы все вагоны при сложившихся обстоятельствах быстрее покидали станции, поезда быстрее продвигались к пунктам назначения, груженые вагоны без лишних задержек передавались получателю грузов, а порожнее доставлялись в пункты новой погрузки. Поиск таких решений составляет предмет оперативного управления. Оперативное управление перевозочным процессом включает оперативное планирование и диспетчерское регулирование.

Цель оперативного планирования поездной и грузовой работы железных дорог: обеспечить в конкретных условиях планируемого периода, безусловное и качественное выполнение принятых железными дорогами заявок на перевозку грузов с минимальными эксплуатационными затратами. Оперативное планирование включает:

1)    Суточное планирование поездной и грузовой работы, устанавливающее задание для каждой железной дороги и по сети в целом на предстоящие сутки.

2)    Сменно-суточное планирование поездной и грузовой работы устанавливает задание для подразделения железной дороги на предстоящие отчетные сутки и на 12-ти часовые периоды работы диспетчерских и станционных смен.

3)    Текущее планирование поездной и грузовой работы на 4-6 часов. Устанавливает в зависимости от изменений в оперативной обстановке уточненное время отправления грузовых поездов с по номерным прикреплением поездных локомотивах и назначением поездок локомотивных бригад.

Диспетчерское регулирование предназначено для реализации оперативного управления перевозочным процессом. Оно осуществляет контроль за выполнением оперативных планов, реализует ход перевозочного процесса по железнодорожным направлениям, участкам и станциям, обеспечивает компенсацию отклонений, возникающую в ходе реализации текущих планов. Диспетчерский аппарат представлен сейчас на 3х уровнях управления: на верхнем общесетевом уровне в центре управления перевозками(ЦУП) диспетчеры непрерывно регулируют ход перевозочного процесса на дорогах и подразделениях, входящих в данное сетевое направление. Подобные функции на дорожном уровне выполняются дорожным диспетчерским центром. Эксплуатационную работу диспетчерских участков регулируют поездные диспетчеры. Смену возглавляет старший дорожный диспетчер.

На крупных станциях регулирования станционных процессов осуществляет маневровый диспетчер; он является руководителем станционной смены. На станциях, где объем работы меньше и в штате маневровые диспетчеры не предусмотрены, эксплуатационную работу регулирует дежурный по станции(ДСП).

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: