Возникновение надзорного производства исторически связано с периодом образования советского государства и поиском новых форм судопроизводства
Первый шаг - принятие Положения о Высшем судебном контроле от 10 марта 1921 г. - на Народный комиссариат юстиции были возложены функции общего надзора за деятельностью судебных органов и признания не имеющими законной силы приговоров или решений, хотя вступивших в силу, но требующих пересмотра - временная мера.
Второй шаг - принятие Положения о судоустройстве 1922 г.,учредившего Верховный Суд РСФСР и последующее за этим введение нового УПК 1923 г.В соответствии с ним, право пересматривать решения в надзорном порядке перешло к ВС РСФСР, действовавшему в составе Пленума и Президиума.
Позднее в связи с большим объемом проверочных работ полномочия надзорной инстанции были возложены на пленумы и президиумы губернских судов.
1938 г. - Закон о судоустройстве, ликвидированы пленумы и президиумы губернских судов, круг надзорных инстанций сузился.
|
|
1954 - круг надзорных инстанций опять расширился за счет образования президиумов в составе верховных судов союзных и автономных республик, краевых, областных судов и судов автономных областей. Появилась тенденция на превращение надзорного производства в еще одну ординарную форму проверки судебных решений, наряду с кассацией
УПК 1960 г. - надзорное производство надежно закрепилось в системе проверочных инстанций и сохранилось почти в неизменном виде до принятия УПК 2001 года.
Основные черты советского надзора:
· широкий предмет пересмотра, включавший проверку как законности, так и обоснованности вступившего в законную силу судебного решения
· ограниченный круг субъектов права надзорного опротестования судебных решений, к которым относились только должностные лица суда и прокуратуры
· сложная трехэтапная структура производства, состоявшую из рассмотрения жалобы субъектами опротестования> изучение дела и в необходимых случаях принесение надзорного протеста уполномоченным субъектом> непосредственное рассмотрение дела в судебном заседании надзорной инстанции.
Постсоветский период - решено изменить концепцию судебного надзора, максимально ориентировать его на защиту прав человека, в первую очередь лица, которое привлечено к уголовной ответственности:
1) изначально было вообще полный запрет поворота к худшему, но КС признал противоречащим Конституции РФ ограничение права обвинения обжаловать приговоры
Равное право сторон на надзорное обжалование приговора
Год - функции надзорной инстанции возложены только на Президиум ВС РФ.
|
|
Надзорные функции ВС РФ
Существо надзорных функций ВС РФ составляет проверка законности приговора, определения, постановления суда, вступившего в законную силу, анализируется только правильность применения норм материального и процессуального права.
В Президиум ВС РФ обжалуются:
Судебные решения, вынесенные по первой инстанции верховными судами республик, краевыми, областными и иными, приравненными к ним судам, если эти решения были предметом апелляционного рассмотрения в ВС РФ.
Судебные решения окружных (флотских) военных судов, если они были предметом апелляционного рассмотрения в ВС РФ.
Судебные решения, вынесенные СК ВС в апелляционном порядке.
Судебные решения, вынесенные СК ВС в кассационном порядке
Постановления Президиума ВС РФ.
Помимо задач выявления и исправления судебных ошибок и обеспечения единообразного толкования и применения закона, у надзорной есть ещеодна - руководство деятельностью нижестоящих судов. Основа- право суда вышестоящей инстанции давать обязательные для исполнения нижестоящими судами указания, которое должны быть даны в соответствии с положениями процессуального закона и при этом не нарушать независимость нижестоящих судов при осуществлении правосудия.
Президиум ВС РФ вправе давать указания только в рамках надзорного производства и только тому суду, в который дело будет возвращено после отмены судебного решения.Указания не могут касаться существа дела, предрешать выводы суда нижестоящей инстанции о достоверности или недостоверности того или иного доказательства.
Особенности производства в надзорной инстанции
Проверка законности судебного решения в порядке надзора осуществляется в пределах доводов жалобы/представления
В УПК 2001 года отказаться от ревизионного начала не удалось, но сделали его в более мягкой форме: проверять все решение теперь не обязанность суда, а лишь право. Сначала это распространялось только на надзор, но потом решили, что это несправедливо и распространили на все проверочные инстанции.
Суд ограничен пределами жалобы, но в интересах законности вправе выйти за пределы жалобы/представления и рассмотреть УД в полном объеме.
Что касается представлений прокурора, то право обращаться принадлежит в надзоре только Генеральному прокурору РФ и его заместителям.
Главная особенность - абсолютный запрет доказывания.
Основания и порядок возобновления дел ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств. Проблема поворота к худшему.
Понятие и сущность пересмотра судебных решений по новым и вновь открывшимся.
При пересмотре по новым и вновь открывшимся мы имеем ситуацию, когда суд действовал все-таки правильно, но состоявшееся решение в результате, как выясняется, оказалось незаконным и несправедливым. Это становится возможным, когда при рассмотрении дела не были учтены некие существенные для него обстоятельства, о которых суд по независящим от него обстоятельствам не знал и не мог знать, то есть вины суда тут нет.
Во Франции - ревизия - если обнаруживается обстоятельство, которое устанавливает невиновность осужденного, тогда возобновляется производство - именно в сторону улучшения положения только действует.
В советском уголовном процессе очень бурно обсуждали, почему было закрепление вновь открывшихся, а вот новых обстоятельств - нет. При принятии УПК 2001 года законодатель откликнулся на озабоченность доктрины отсутствием понятия «новых обстоятельств» и предусмотрел два типа оснований возобновления УД: 1) новые и 2) вновь открывшиеся.