Статья 84. Право на обращение в К С Р Ф
Правом на обращение в КС с запросом о проверке конституционности указанных в ч. 2 ст. 125 Конституции (2. КС по запросам Президента, Совета Федерации, Гос Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Гос Думы, Правительства, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда, органов законодательной и исполнительной власти субъектов разрешает дела о соответствии Конституции:
а) ФЗ, нормативных актов Президента, Совета Федерации, Гос Думы, Правительства;
б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов гос-ной власти и совместному ведению органов гос-ной власти и органов гос-ной власти субъектов;
в) договоров между органами гос-ной власти и органами гос-ной власти субъектов, договоров между органами гос-ной власти субъектов;
г) не вступивших в силу международных договоров) нормативных актов органов гос-ной власти и договоров между ними обладают Президент, Совет Федерации, Гос Дума, одна пятая членов (депутатов) Совета Федерации или депутатов Гос Думы, Правительство, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, органы законодательной и исполнительной власти субъектов.
Статья 85. Допустимость запроса
Запрос в КС о проверке конституционности нормативного акта органа гос-ной власти или договора между органами гос-ной власти либо отдельных их положений допустим, если заявитель считает их не подлежащими действию из-за неконституционности либо подлежащими действию вопреки официально принятому решению федеральных органов гос-ной власти, высших гос-ных органов субъектов или их должностных лиц об отказе применять и исполнять их как не соответствующие Конституции.
Запрос о проверке конституционности нормативного акта субъекта допустим, если нормативный акт издан по вопросу, относящемуся к ведению органов гос-ной власти или к совместному ведению органов гос-ной власти и органов гос-ной власти субъектов.
Статья 86. Пределы проверки
КС устанавливает соответствие Конституции нормативных актов органов гос-ной власти и договоров между ними:
1) по содержанию норм;
2) по форме нормативного акта или договора;
3) по порядку подписания, заключения, принятия, опубликования или введения в действие;
4) с точки зрения установленного Конституцией разделения гос-ной власти на закон-ную, исполн-ную и судебную;
5) с точки зрения установленного Конституцией разграничения компетенции между федер-ными органами гос-ной власти;
6) с точки зрения разграничения предметов ведения и полномочий между органами гос-ной власти и органами гос-ной власти субъекто, установленного Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.
Проверка конституционности нормативных актов органов гос-ной власти и договоров между ними, принятых до вступления в силу Конституции, производится КС только по содержанию норм.
Статья 87. Итоговое решение по делу
По итогам рассмотрения дела о проверке конституционности нормативного акта органа гос-ной власти или договора между органами гос-ной власти КС принимает одно из следующих постановлений:
1) о признании нормативного акта или договора либо отдельных их положений соответствующими Конституции;
2) … не соответствующими Конституции.
Признание не соответствующими Конституции ФЗ, нормативного акта Президента, нормативного акта Правительства, договора или отдельных их положений является основанием для отмены в установленном порядке положений других нормативных актов либо договоров, основанных на признанных неконституционными полностью или частично нормативном акте либо договоре либо воспроизводящих их или содержащих такие же положения, какие были признаны неконституционными.
Признание не соответствующими Конституции нормативного акта субъекта, договора субъекта или отдельных их положений является основанием для отмены в установленном порядке органами гос-ной власти др. субъектов положений принятых ими нормативных актов либо заключенных договоров, содержащих такие же положения, какие были признаны неконституционными.
Положения нормативных актов либо договоров, указанных в ч. 2 и 3, не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами.
В случае, если в течение 6 месяцев после опубликования решения КС аналогичный признанному неконституционным нормативный акт не будет отменен или изменен, а действие договора, аналогичного признанному неконституционным, не будет прекращено полностью или частично, уполномоченные ФЗ гос-ный орган или должностное лицо приносят протест либо обращаются в суд с требованием о признании такого нормативного акта либо договора недействующим.
25 Проверка конституционности международных договоров Конституционным Судом Российской Федерации. Статья 88. Право на обращение в КС РФ
Правом на обращение в КС с запросом о проверке конституционности не вступившего в силу международного договора обладают Президент, Совет Федерации, Гос Дума, одна пятая членов (депутатов) Совета Федерации или депутатов Гос Думы, Правительство, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, органы законодательной и исполнительной власти субъектов.
Статья 89. Допустимость запроса
Запрос о проверке конституционности не вступившего в силу международного договора допустим, если:
1) упоминаемый в запросе международный договор подлежит согласно Конституции и ФЗ ратификации Гос Думой или утверждению иным фед-ным органом гос-ной власти;
2) заявитель считает не вступивший в силу международный договор не подлежащим введению в действие и применению в РФ из-за его несоответствия Конституции.
Статья 90. Пределы проверки
Пределы проверки КС соответствия Конституции не вступившего в силу международного договора устанавливаются ст. 86 (Статья 86. Пределы проверки
КС устанавливает соответствие Конституции нормативных актов органов гос-ной власти и договоров между ними:
1) по содержанию норм;
2) по форме нормативного акта или договора;
3) по порядку подписания, заключения, принятия, опубликования или введения в действие;
4) с точки зрения установленного Конституцией разделения гос-ной власти на закон-ную, исполн-ную и судебную;
5) с точки зрения установленного Конституцией разграничения компетенции между федер-ными органами гос-ной власти;
6) с точки зрения разграничения предметов ведения и полномочий между органами гос-ной власти и органами гос-ной власти субъекто, установленного Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.
Проверка конституционности нормативных актов органов гос-ной власти и договоров между ними, принятых до вступления в силу Конституции, производится КС только по содержанию норм.).
Статья 91. Итоговое решение по делу
По итогам рассмотрения дела о проверке конституционности не вступившего в силу международного договора КС принимает одно из следующих постановлений:
1) о признании не вступившего в силу международного договора либо отдельных его положений соответствующими Конституции;
2) о признании не вступившего в силу международного договора либо отдельных его положений не соответствующими Конституции.
С момента провозглашения постановления КС о признании не соответствующими Конституции не вступившего в силу международного договора либо отдельных его положений международный договор не подлежит введению в действие и применению, то есть не может быть ратифицирован, утвержден и не может вступить в силу для РФ иным образом.
26 Разрешение споров о компетенции Конституционным Судом Российской Федерации. Конституционный Суд РФ имеет широкие полномочия в области разрешения споров о компетенции. Подобными полномочиями обладают органы конституционного контроля практически во всех зарубежных странах (Германия, Австрия, Испания, Болгария, Венгрия и др.). Законом РФ от 21 апреля 1992 г. об изменении и дополнении Конституции РФ Конституционному Суду РФ стали подведомственны споры о компетенции между федеральными государственными органами; между государственными органами Федерации и ее субъектов; между государственными органами субъектов РФ. Это право включено в компетенцию Конституционного Суда РФ и по Конституции РФ 1993 г.
Конституционный Суд РФ разрешает споры о компетенции, возникающие:
1) между федеральными органами государственной власти;
2) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
3) между высшими государственными органами субъектов РФ.
Правом на обращение в Конституционный Суд РФ с ходатайством о разрешении спора о компетенции обладает любой из участвующих в споре органов государственной власти. Таким образом, это могут быть органы законодательной и исполнительной власти, высшие органы судебной власти (высшие федеральные суды). Спор о компетенции может быть связан с осуществлением органом государственной власти не свойственной ему компетенции, с невыполнением компетенции или превышением компетенции.
Обращение в Конституционный Суд РФ с ходатайством органа государственной власти по вопросу о компетенции возможно, если:
1) оспариваемая компетенция того или иного органа определяется Конституцией РФ;
2) спор не касается вопроса о подведомственности дела судам или о подсудности;
3) спор не был или не может быть разрешен иным способом.
Особо следует отметить, что кроме органов, непосредственно участвующих в споре, правом на обращение в Конституционный Суд РФ с вопросом о компетенции обладает Президент РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 85 Конституции РФ Президент РФ обладает правом использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ. Если использованные Президентом РФ согласительные процедуры не привели к положительным результатам, глава государства может обратиться в суд по подведомственности. Обращение в Конституционный Суд РФ допускается, таким образом, если, во-первых, Президент РФ использовал согласительные процедуры и, во-вторых, если разногласия между органами государственной власти являются подведомственным Конституционному Суду РФ спором о компетенции.
Конституционный Суд РФ рассматривает споры о компетенции исключительно с точки зрения принципа разделения властей, разграничения компетенции между федеральными органами государственной власти и разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными и региональными органами государственной власти, между высшими органами государственной власти субъектов РФ, установленного Конституцией РФ.
Заинтересованные органы, являющиеся субъектами права обращения в Конституционный Суд РФ, могут внести отдельный запрос о рассмотрении дела о соответствии нормативного акта, являющегося предметом спора о компетенции, Конституции РФ по содержанию норм, форме, порядку его подписания, принятия, опубликования или введения в действие. Однако данный запрос будет рассмотрен Конституционным Судом РФ уже в ином порядке - в порядке рассмотрения дел о конституционности нормативных актов. И наоборот, если в запросе о проверке конституционности нормативного правового акта ставится вопрос о том, что его принятие не входило в компетенцию принявшего его органа, фактически имеет место спор о компетенции, поэтому запрос в заявленной процедуре не может быть признан допустимым1.
27 Рассмотрение конституционных жалоб граждан Конституционным Судом Российской Федерации. Право граждан на судебную защиту закреплено в Конституции РФ (ст. 46), Международном пакте о гражданских и политических правах, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Оно гарантируется каждому российскому гражданину, иностранцу, лицу без гражданства, физическому и юридическому лицу. Судебной защите подлежат права и свободы не только конституционные, но и установленные законом, подзаконным нормативным актом, договором.
В определении от 19 марта 1997 г. Конституционный Суд РФ отметил, что ст. 46 Конституции, гарантируя каждому судебную защиту его прав и свобод, предусматривает возможность обжалования в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.
При этом право на судебную защиту обеспечивается путем осуществления правосудия всеми судами в предусмотренных ч. 2 ст. 118 Конституции РФ формах, а именно: посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Вопросы организации и деятельности судебных органов на основе Конституции определяются федеральными конституционными законами: «О судебной системе Российской Федерации»; «Об арбитражных судах в Российской Федерации»; «О Конституционном Суде Российской Федерации»; «О военных судах»; федеральными законами: «О мировых судьях»; «О статусе судей в Российской Федерации».
Чаще всего жалобы в суде рассматриваются по правилам гражданского судопроизводства с учетом норм Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». В Законе дается перечень органов и лиц, чьи действия могут быть обжалованы.
Это государственные органы, органы местного самоуправления, учреждения, предприятия и их объединения, общественные объединения или должностные лица, которые своими действиями (бездействием), решениями нарушили права и свободы гражданина, возложили незаконно на него обязанность или незаконно привлекли к ответственности. Судебному обжалованию подлежат коллегиальные и единоличные действия и решения, нарушающие права и свободы граждан. При этом предметом обжалования могут быть не только индивидуальные, но и нормативные акты.
Как свидетельствует практика, органы государственной власти, органы местного самоуправления и должностные лица в России принимают много нормативных актов, противоречащих федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. В результате нарушаются права граждан. Судебный контроль за конституционностью федеральных законов, некоторых других нормативных актов возложен на Конституционный Суд РФ. Проверка законности нормативных правовых актов актам большей юридической силы (кроме Конституции РФ) и право признавать указанные акты незаконными принадлежит общим и арбитражным судам.
Согласно постановлению Конституционного Суда РФ «по делу о толковании отдельных положений ст. 125, 126 и 127 Конституции РФ» от 16 июня 1998 г., такие полномочия судов общей юрисдикции следует установить в федеральном конституционном законе. В нем должны быть закреплены виды нормативных правовых актов, подлежащих проверке судами, правила о подсудности таких дел, субъекты, управомоченные обращаться в суд с требованием о проверке законности нормативных правовых актов, обязательность решений судов по результатам проверок.
Гражданский процессуальный кодекс РФ регламентирует порядок рассмотрения и разрешения дел, возникающих из публичных правоотношений. Так, в его гл. 24 закреплено право граждан, организаций обращаться в суд общей юрисдикции, если, по их мнению, принятый акт нарушает права и свободы, гарантированные Конституцией, законами и другими нормативными актами.
Правом на обращение в суд общей юрисдикции наделены также Президент, Правительство, законодательные органы, высшие должностные лица субъектов Федерации, органы местного самоуправления, если они считают, что принятым актом нарушена их компетенция. Особенности судопроизводства по рассмотрению дел, возникающих из публичных правоотношений, регламентируется в гл. 23 АПК РФ.
Говоря о праве на судебную защиту, следует учесть возможность обращения в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (ч. 3 ст. 46 Конституции). Однако таким правом можно воспользоваться, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. Европейская конвенция предусматривает еще одно основание для подачи жалобы в Европейский суд — неоправданная задержка в рассмотрении внутренними судами дела о восстановлении нарушенных прав. В межгосударственные органы по защите нрав и свобод человека можно обращаться по поводу любого судебного решения.
Конституционный Суд РФ в постановлении от 2 февраля 1996 г. указал, что правосудие по своей сути может признаваться таковым при условии, что оно отвечает требованиям справедливости и обеспечивает эффективное восстановление в правах. Именно поэтому ошибочное судейское решение не может рассматриваться как справедливый акт правосудия и должно быть исправлено.
Конституция содержит гл, 7 «Судебная власть», в которой закреплены высшие судебные органы, принципы правосудия, формы осуществления судебной деятельности. Самостоятельность судебной власти как власти государственной при отправлении правосудия основана на теории разделения властей.
Общими характеристиками правосудия являются:
· осуществление судебной деятельности только судами — органами государственной власти;
· осуществление правосудия от имени государства; независимость, самостоятельность и обоснованность судебной власти;
· осуществление правосудия методами (способами), определенными в законе;
· властный характер полномочий суда;
· использование в необходимых случаях мер государственного принуждения;
· участие в отправлении правосудия представителей народа.
Правосудие в Российской Федерации осуществляют суды, образованные в соответствии с Конституцией и федеральными конституционными законами. Конституция называет различные судебные органы: суды общей юрисдикции; арбитражные суды; Конституционный Суд РФ; Конституционные (уставные) суды субъектов Федерации. Создание чрезвычайных судов не допускается.
Судебная власть и правосудие не совсем равнозначные понятия. Судебные органы, кроме осуществления правосудия, выполняют и иные полномочия:
· участвуют в формировании судейского корпуса;
· разъясняют действующее законодательство на основе данных судебной практики и статистики;
· обеспечивают исполнение судебных решений и решений иных органов;
· осуществляют контроль за законностью и обоснованностью решений и действий государственных органов и должностных лиц.
Правом на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным в конкретном деле, и объединения граждан, а также иные органы и лица, указанные в федеральном законе. К жалобе помимо документов, перечисленных в статье 38 настоящего Федерального конституционного закона, прилагается копия официального документа, подтверждающего применение обжалуемого закона при разрешении конкретного дела. Выдача заявителю копии такого документа производится по его требованию должностным лицом или органом, рассматривающим дело.
Статья 97. Допустимость жалобы
Жалоба на нарушение законом конституционных прав и свобод допустима, если: 1) закон затрагивает конституционные права и свободы граждан; 2) закон применен в конкретном деле, рассмотрение которого завершено в суде.
28 Проверка Конституционным Судом Российской Федерации конституционности законов по запросам судов. Статья 101. Обращение в КС РФ
Суд при рассмотрении дела в любой инстанции, придя к выводу о несоответствии Конституции закона, подлежащего применению им в указанном деле, обращается в КС с запросом о проверке конституционности данного закона.
Статья 102. Допустимость запроса
Запрос суда допустим, если закон подлежит, по мнению суда, применению в рассматриваемом им конкретном деле.
Статья 103. Последствия внесения запроса
В период с момента вынесения решения суда об обращении в КС и до принятия постановления КС производство по делу или исполнение вынесенного судом по делу решения приостанавливаются.
Статья 104. Пределы проверки и виды итоговых решений
Пределы проверки КС соответствия Конституции закона, оспариваемого в запросе суда, и виды итоговых решений по данному делу устанавливаются ст.86 и 100 (КСустанавливает соответствие Конституции нормативных актов органов гос-ной власти и договоров между ними:
1) по содержанию норм;
2) по форме нормативного акта или договора;
3) по порядку подписания, заключения, принятия, опубликования или введения в действие;
4) с точки зрения установленного Конституцией разделения гос-ной власти на закон-ную, исполн-ную и судебную;
5) с точки зрения установленного Конституцией разграничения компетенции между федер-ными органами гос-ной власти;
6) с точки зрения разграничения предметов ведения и полномочий между органами гос-ной власти и органами гос-ной власти субъекто, установленного Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.
Проверка конституционности нормативных актов органов гос-ной власти и договоров между ними, принятых до вступления в силу Конституции, производится КС только по содержанию норм.
Статья 100. Итоговое решение по делу
По итогам рассмотрения жалобы на нарушение законом конституционных прав и свобод граждан КС принимает одно из следующих постановлений:
1) о признании закона либо отдельных его положений соответствующими Конституции;
2) о признании закона либо отдельных его положений не соответствующими Конституции;
3) о признании оспариваемых заявителем положений НПА аналогичными нормам, ранее признанным не соответствующими Конституции постановлением КС, сохраняющим силу, и поэтому также не соответствующими Конституции либо о констатации факта, что примененная в конкретном деле норма ранее признана неконституционной постановлением КС, сохраняющим силу.
В случае, если КС принял постановление, предусмотренное п.2 или 3, данное дело во всяком случае подлежит пересмотру компетентным органом в обычном порядке.
В случае признания ФЗ или закона субъекта либо отдельных положений указанных законов не соответствующими Конституции гражданам и (или) объединениям граждан, обратившимся в КС в соответствии со ст.96, за счет средств фед-ного бюджета или бюджета соответствующего субъекта возмещаются в порядке и размерах, установленных Правительством:
1) уплаченная гос-ная пошлина;
2) расходы на оплату услуг представителей;
3) расходы на проезд и проживание заявителей и их представителей, понесенные ими в связи с явкой в суд;
4) связанные с рассмотрением дела почтовые расходы;
5) компенсация за фактическую потерю времени.).
29 Толкование Конституции Российской Федерации Конституционным Судом Российской Федерации. Толкование Конституции, ее предписаний имеет особое значение в процессе реализации права, так как конституционное толкование обеспечивает правильное воплощение заложенных в основном законе принципов и норм в общественную практику. Конституция - это основной закон государства, который обладает высшей юридической силой. Этим определяется ее особое и ведущее место в системе законодательства. Конституция устанавливает правовые основы функционирования общества и общие принципы организации государственной власти, порядок и принципы взаимоотношений личности и государства. Следовательно, нормы основного закона имеют приоритетное значение и действуют непосредственно. Все это обусловливает и особый порядок толкования Конституции РФ. В соответствии с частью 5 статьи 125 Конституции РФ право толкования Основного Закона возложено на Конституционный Суд РФ. Это исключительная прерогатива Конституционного Суда интерпретировать волю народа, выраженную в Основном Законе государства. Никакой иной орган государственной власти не может давать официальное толкование Конституции. Это обусловлено тем, что толкование Конституции осуществляется только путем конституционного судопроизводства.
Толкование, осуществляемое Конституционным Судом, имеет цель преодолеть неопределенность в понимании конституционных положений, установить действительный смысл и содержание правовых предписаний, закрепленных в нормах Конституции.
Необходимость в толковании Конституции, в разъяснении ее положений обусловлена неодинаковым пониманием предписаний конституционных норм из-за их недостаточной определенности, внутренней несогласованности, неточности используемой в них терминологии и тому подобного, что может привести, а порой и приводит, к неадекватности реализации этих норм в процессе законотворчества или правоприменительной деятельности.
Конституция - это единый правовой акт, в котором все элементы взаимосвязаны и согласованы. Поэтому любая конституционная норма должна интерпретироваться в рамках единой системы конституционного права, чтобы не было несогласованности и противоречий ее норм. Следовательно, при толковании норм Конституции нужно учитывать принцип системности толкования. Однако Конституция устанавливает определенные требования, которые должны быть учтены при толковании ее норм. Часть 2 статьи 16 Основного Закона устанавливает, что никакие другие положения Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации. Это означает, что принципы и нормы, составляющие содержание главы 1 Конституции, имеют основополагающее значение для других норм и всего законодательства в целом. Таким образом, юридическая сила положений главы 1 Конституции выше, чем остальных ее частей.
Конституция определяет и круг органов и лиц, обладающих правом обращения в Конституционный Суд с запросом о толковании Конституции. Это - Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, органы законодательной власти субъектов Российской Федерации. Обращение указанных субъектов в Конституционный Суд РФ порождает его обязанность в установленные сроки давать толкование Конституции РФ в части, относительно которой направлен соответствующий запрос.
Согласно части 2 статьи 36 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" основанием к рассмотрению дела о толковании Конституции РФ является обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Конституции РФ, которая может быть обнаружена управомоченными на обращение с запросом в Конституционный Суд органами в связи с их деятельностью по осуществлению своих полномочий.
Толкование Конституции РФ, ее норм осуществляется исключительно в пленарных заседаниях Конституционного Суда и решение о толковании, в отличие от иных, принимается большинством не менее двух третей от общего числа судей.
Результаты толкования Основного Закона получают выражение в постановлениях Конституционного Суда о толковании Конституции РФ. Решения Конституционного Суда согласно части 2 статьи 71 Закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" имеют нормативное значение. Закон устанавливает, что решения о толковании Конституции должны быть совместимы с другими его решениями, то есть решение по делу о толковании Конституции не должно противоречить ранее принятым актам о толковании.
Толкование Конституции РФ, данное Конституционным Судом РФ, является официальным и обязательным для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.
Официальное толкование, даваемое Конституционным Судом, распространяется на всех субъектов правоотношений, а предписания, содержащиеся в актах толкования, обязательны на всей территории Российской Федерации. Правоприменительные органы обязаны руководствоваться положениями, которые содержатся в постановлениях Конституционного Суда. Даваемое Конституционным Судом толкование Конституции и ее норм неотделимо от интерпретируемых положений Основного Закона.
Таким образом, толкование Конституции можно определить как особый вид правовой деятельности Конституционного Суда РФ, направленный на разъяснение конституционных норм с целью их правильного понимания и применения. Конституционное толкование имеет значение не только для законотворчества, но и для всех форм реализации права.
Толкование Конституции и ее норм включает как уяснение, так и разъяснение смысла и содержания интерпретируемых норм. В ходе уяснения содержания интерпретатор выясняет тот смысл, который вложен законодателем в конституционно-правовые нормы, а потом уже доводит их содержание до других субъектов права.
Толкование Конституции может быть как нормативным, так и казуальным. Нормативное толкование имеет место в тех случаях, когда есть прямой запрос о толковании соответствующих норм Конституции. Конституционный Суд уже дал толкование конституционных норм, касающихся процедуры принятия федеральных законов (ч. 4 ст. 105, 106, 107); формы правового акта о конституционных поправках (ст. 136); понятий "общее число депутатов Государственной Думы" и "общее число членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы", что важно для определения результатов голосования при принятии законов и других решений (ч. 3 ст. 103, ч. 2 и 5 ст. 105, ч. 2 ст. 135 и др.); правовой процедуры включения нового наименования субъекта Федерации в статью 65 Конституции (ч. 2 ст. 137) и др. <4>.
Дача Конституционным Судом Российской Федерации заключения в связи с выдвижением обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.
Статья 107. Обращение в КС
Обращение с запросом о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента в гос-ной измене или совершении иного тяжкого преступления направляется в КС Советом Федерации.
Статья 108. Допустимость запроса
Запрос в КС о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента в гос-ной измене или совершении иного тяжкого преступления допустим, если обвинение выдвинуто Гос Думой и имеется заключение Верховного Суда о наличии в действиях Президента признаков соответствующего преступления.
Статья 109. Порядок направления запроса и дачи заключения
Запрос о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента в гос-ной измене или совершении иного тяжкого преступления направляется в КС не позднее месяца со дня принятия Гос Думой решения о выдвижении обвинения. К запросу прилагается текст решения Гос Думы о выдвижении обвинения, протокол или стенограмма обсуждения этого вопроса на заседании Гос Думы и тексты всех связанных с этим обсуждением документов, а также текст заключения Верховного Суда.
Заключение должно быть дано КС не позднее десяти дней после регистрации запроса.
Статья 110. Заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента в гос-ной измене или совершении иного тяжкого преступления
По итогам рассмотрения дела КС дает одно из следующих заключений:
1) о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения;
2) о несоблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.
В случае принятия КС решения о несоблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента в гос-ной измене или совершении иного тяжкого преступления предусмотренное Конституцией рассмотрение обвинения прекращается.