61
Дискуссионные вопросы теории финансового права
сти не вполне соответствует статусу представительства и тем самым далеко не бесспорно именно в системном аспекте.
Наука финансового права, думается, не только нуждается в известном единстве взглядов ученых-экономистов на природу и состав финансовой системы страны, но и в состоянии содействовать выработке концепции этого сквозного понятия. Залогом этого должна стать деэлегизация финансовой системы, подход к этому понятию как к рабочей категории, могущей быть улучшенной и усовершенствованной, как к продукту сознательной деятельности государства и всего общества, наконец, как к элементу рыночной экономики.
ГЛАВА ПЯТАЯ ПРЕДМЕТ ФИНАНСОВОГО ПРАВА
Сказать, что вопрос, вынесенный в название этой главы, волнует специалистов финансового права, значит ничего не сказать. Предмет финансового права — настолько актуальный, злободневный вопрос, что то или иное его решение предопределяет судьбу научного направления в юриспруденции и даже в состоянии его «похоронить». Несмотря на определенный налет схоластичности, предмет (а вместе с ним метод и система) финансового права как научная проблема продолжает будоражить умы и умудренных опытом ученых, и начинающих исследователей.
|
|
В историческом плане финансовому праву повезло меньше других.
Научные представления о правовом регулировании финансов, как правило, следовали за соответствующими узаконениями и судебной практикой, тогда как, скажем, в гражданском, трудовом, экологическом праве тот или иной правовой институт рождается в результате выявленной наукой общественной потребности или необходимости. Отсюда и «качество» правового материала, которым оперируют финансисты. Чаще всего этот материал представляет собой безыскусно оформленную государственную волю, целенаправленно лишенную всяческих юридических «бирюлек» и «бантиков». Пример — появление НДС, нуждающегося в правовом оформлении, в подзаконном толковании, юридически неуклюжем и неудобном в применении. Как правило, новорожденному институту финансовой системы требуется много времени, чтобы стать полновесным институтом финансового права.
Причины этого явления найти просто. Они в быстротекучести, изменчивости финансовой политики и ее следовании общей государственной политике. Стабильность характерна в основном таким инфраструктурным понятиям и явлениям, как бюджет, бюджетная система, государственные расходы, в меньшей степени привязанным к сменяющим друг друга этапам финансовой жизни. Отсюда можно установить объективные пределы финансового права как информационного явления, а именно — отрасли правоведения, изучающей внутреннее развитие относительно стабильной системы
|
|
63
Дискуссионные вопросы теории финансового права
Глава пятая. Предмет финансового права
правовых институтов, сложившейся в результате финансовой деятельности государства и регламентированной нормативными актами постоянного действия. В подобном подходе к внешним границам финансового права концептуальным элементом служит не стабильность правовых норм, но стабильность системы правовых институтов, могущих быть отнесенными к финансовому праву, в их взаимодействии и согласованности.
В принятой систематизации отраслей права, на мой взгляд, присутствует ощутимая логическая ошибка. Дело в том, что, включая или не включая в предмет той или иной отрасли права соответствующие отношения, мы вынуждены в первую очередь принимать во внимание способы (методы) их правового регулирования, а последние, в свою очередь, есть результат правового регулирования этих отношений. Возникает порочный логический круг — предмет, метод, систему права мы вынуждены определять через специфические особенности самого права. И если в отраслях, где присутствует объективное существование отношений, требующих или допускающих их правовое регулирование, этот недостаток компенсируется без видимых последствий, то применительно к финансовому праву он чреват субъективизмом и его бесконтрольными последствиями — строительством «замков на песке» — по одному для каждого исследования этих проблем.
Зачастую в научных исследованиях именно это и происходит. Отход от принципа, а точнее метода стабильности (кстати, не только в науке, но в первую очередь в законотворчестве и правоприменении) позволяет включать и «выключать целые правовые» континенты из предмета финансового права, как это произошло, например, с банковским кредитом, но, в полное противоречие с логикой, не произошло с безналичными расчетами. Поэтому стабильность предмета и связанной с ним системы финансового права мне представляется правильным поставить впереди иных квалифицирующих признаков.
Что означает термин «предмет отрасли права» применительно к финансовому праву? Если исходить из концепции, сложившейся в 30—40-е годы прошлого века в СССР, предметом финансового права служит все, что возложено в качестве функций на центральный орган управления в области финансов — наркомат или министерство финансов. Отсюда, кстати, родом и категория финансовой деятельности государства, осуществляемой во всем известном здании на Ильинке, сейчас — Министерство финансов Российской Федерации.
Научный подход не только не приемлет подобной «методики», но нуждается в обосновании и верификации теоретической природы применимости понятия отрасль финансового права с соответст-
64
вующим этой отрасли предметом правового регулирования. Другими словами, следует проверить, применимо ли в принципе понятие отрасли права к финансовому праву. Если положительный ответ не упрощает и хотя бы облегчает путь дальнейших исследований, то отрицательный результат открывает неясную перспективу выяснения причин агрегатированного существования правового массива, не являющегося отраслью права. Спешу сразу оговориться, что автор этих строк хотел бы сразу дистанцироваться от полемики, существующей долгие годы по поводу комплексности отрасли финансового права или ее монолитности. Нижесказанное будет рассчитано, скорее, на то, чтобы сформулировать принципиально иную точку зрения на предмет финансового права и тем самым попытаться освежить дискуссию.
В течение ряда лет наблюдается интенсивное развитие как теории, так и практики правового регулирования финансовых отношений. Законодательство Российской Федерации обогатилось Бюджетным и Налоговым кодексами, федеральными законами «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности», законодательством о валютном регулировании и еще многими другими нормативными актами. Неоспорим и прогресс в научных исследованиях: резко возросло количество докторских и кандидатских диссертаций, публикаций, монографий, статей в научных журналах, комментариев законодательства. В науку финансового права вошли и стали известными многие молодые выпускники российских вузов. Нельзя не отметить и создание специализированных кафедр в учебных заведениях и секторов, отделов в научно-исследовательских организациях, специализирующихся на проблемах финансового права.
|
|
В то же время приходится согласиться с тем, что солидный потенциал науки финансового права не востребован должным образом законодателем и правоприменителем, что нередко публикации по финансовому праву имеют характер комментариев или даже пересказа нормативных актов или практики их применения; не ощущается заметного влияния ученых, специализирующихся в области финансового права, на формирование планов законопроектных работ и на подготовку проектов нормативных актов в области финансов.
Отмеченные недостатки, которые характерны в той или иной мере для других отраслей правоведения, в значительной мере обусловлены отставанием финансово-правовой научной доктрины, ориентированностью на восприятие финансово-правовых реалий как данности, не подлежащей критическому анализу и уж тем более совершенствованию. Прежде всего это касается изначальной научной категории — понятия финансовой деятельности государства.
3 ^июльский С. Н. 65
|
|
Дискуссионные вопросы теории финансового права
Глава пятая. Предмет финансового права
Многие десятилетия как постулат под финансовой деятельностью государства понимается властно-принудительная деятельность уполномоченных органов государства по мобилизации, распределению и использованию государственных централизованных и децентрализованных денежных ресурсов. Конечно, это правильно, но следует ли признавать такую характеристику родовой для понимания сущности финансовой деятельности государства?
Нельзя игнорировать тот факт, что финансы есть составляющая часть функционирования национальной экономики, народного хозяйства, хозяйственного оборота. Вертикальные (как «сверху вниз, так и снизу вверх») финансовые отношения тесно переплетены с гражданско-правовыми; многие финансовые отношения строятся и существуют параллельно с гражданскими отношениями. Еще важнее подчеркнуть, что финансовые отношения, или, скажем точнее, финансовые правоотношения, складываются с целью достижения гражданско-правового результата, а именно приращения или умаления чьего-то имущества, совершения той или иной (по своим последствиям) гражданско-правовой сделки. Возьмем хотя бы налогообложение. Как бы ни исчислялся и ни взимался тот или иной налог, результатом налогообложения являются в конечном счете ущемление (умаление) права собственности налогоплательщика и приращение на ту же сумму государственной собственности. В сущности, то же самое с точностью до наоборот происходит и в области финансирования бюджетных расходов, когда государство сознательно (на основе закона) умаляет свое право собственности, финансируя те или иные бюджетные учреждения, хозяйственные организации или жизнедеятельность граждан. Нет необходимости продолжать этот анализ, ибо перемещение денежных средств от одного собственника к другому или от одного владельца к другому может и должно рассматриваться как гражданское правоотношение по его конечным результатам.
Чем объясняется то, что большую группу экономических отношений государство регулирует именно как финансовые отношения? Мне представляется, что объяснением служит особая заинтересованность государства или даже обязанность государства в защите, удовлетворении или гарантировании публичного интереса, в точном, энергичном осуществлении тех действий и операций, которые преследуют непосредственно публичные цели. Не государство создает или преобразует те или иные экономические отношения в финансовые, а публичный интерес в их осуществлении по первоначально заданной программе вынуждает государство регулировать часть денежного оборота императивными методами, а не гражданско-правовыми. Невозможно представить существование государства, в котором взимание налогов осуществляется гражданско-пра-
66
вовыми средствами, а обеспечивается обычным исковым судопроизводством; любые попытки ведения финансовой деятельности на началах диспозитивности всегда будут обречены на неудачу, в этом нас убеждают и действительность, и исторические примеры.
Закономерен вопрос: что же такое финансово-правовая форма, анализируемая отдельно от содержания финансово-правовых отношений? Можно предположить, что финансово-правовая форма — это особая процессуальная или, если угодно, процедурная правовая форма, в которой осуществляются публичные экономические (с денежным содержанием) отношения. И в этом случае могло бы быть логичным предположение о том, что финансовое право (не абсолютизируя это предположение) есть процессуальная отрасль права и ей должны быть присущи все закономерности, по которым развиваются процессуальное законодательство и правоприменение. Помимо всего прочего эта концепция, на мой взгляд, могла бы сделать излишней продолжение дискуссии о месте финансового права в системе отраслей права, говоря точнее, дискуссии о месте финансового права в системе материально-правовых отраслей права, поскольку финансовое право могло бы рассматриваться как отрасль процессуального права. Эта точка зрения не обладает, к сожалению, новизной. В общей форме она высказывалась в прошлом рядом ученых — сторонников широкого подхода к определению процессуального права; вспомним хотя бы работы В.М. Горшенева1. Применение этой концепции к финансовому праву могло бы дать нам новый взгляд на многие явления функционирования экономики.
Обратимся сейчас к тем изменениям в финансовой системе страны, которые, как представляется, не исследованы должным образом. Одно из них — это развитие и становление субъективного финансового права, которое по аналогии с цивилистикой уместно было бы охарактеризовать как право финансовое. Долгие годы поведение субъектов финансового права рассматривалось и понималось как соблюдение запретов и исполнение позитивных обязанностей. Новый этап социально-экономического развития страны привел к тому, что юридическим и физическим лицам предоставлены довольно широкие правовые возможности по защите своих имущественных интересов в области финансов, по формированию программы своих финансовых отношений с соответствующими органами государства на предоставительно-обязывающей юридической основе. Важнейшим проявлением этой тенденции стала многоканальная
1 Теория юридического процесса / Под ред. В.М. Горшенева. — Харьков, 1985.
67
Дискуссионные вопросы теории финансового права
Глава пятая. Предмет финансового права
судебная защита прав юридического или физического лица в области финансов.
То, что должно было рассматриваться как ущемление субъективного права в области налогообложения в прошлом и стало реальностью сейчас — судебная защита от незаконного или непомерного налога, с введением в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации было дополнено юридическими гарантиями, казавшимися еще вчера невозможными — судебной защитой интересов участников бюджетных отношений. Даже в такой области бюджетных отношений, как финансирование бюджетных учреждений и организаций, в сфере, традиционно считавшейся областью одностороннего волеизъявления и волеусмотрения государства, в настоящее время возникают возможности истребования в судебном порядке недо-начисленных, недовыплаченных ассигнований.
То же самое относится к использованию правовой конструкции обязательства для регулирования финансовых отношений. Сторонников признания налогов, взимаемых с юридических и физических лиц системой налоговых обязательств, нередко критикуют, причем не только и не столько цивилисты, сколько их оппоненты из рядов специалистов финансового права. Между тем неоспоримо, что Налоговый кодекс построен с использованием концепции налоговых обязательств и юридический механизм отношений между налоговым органом и налогоплательщиком складывается по схеме, которая максимально приближена к схеме возникновения исполнения и обеспечения исполнения гражданских обязательств.
Иначе и быть не может, ибо государство, исповедующее концепцию «узаконенного грабежа» в области налогообложения, не может претендовать на то, чтобы быть правовым, да и вообще цивилизованным. Поэтому принятие Налогового кодекса — при всех его недостатках и недоработках — нельзя не расценить как громадный шаг из царства необходимости в царство юридической свободы. То же самое можно с полным основанием сказать и о Бюджетном кодексе, принятие которого явилось событием исторического значения не только для финансовой системы, но и для всей российской государственности, и недалек тот день, когда специалисты всерьез займутся системой бюджетных обязательств, складывающихся по принципу «сверху вниз».
Категория обязательства, на мой взгляд, неосновательно монополизирована цивилистикой. Как представляется, историческим объяснением этого служит то, что в рамках цивилистической мысли гражданско-правовой теории и гражданского закона долгие века эксплуатировались многие сквозные правовые конструкции, применимые не только в цивилистике, но и в других отраслях права. Революционные изменения в правовой системе нашей страны не-
68
минуемо повлекли и повлекут дальнейшую рецепцию гражданско-правовых конструкций (но не метода) в других отраслях права и правоприменения. Речь, конечно, не идет о механическом воспроизведении средств гражданско-правового регулирования в несвойственных ему сферах; напротив, должны быть выработаны критерии, руководствуясь которыми именно универсальные сквозные правовые категории с максимальным учетом отраслевых особенностей и метода правового регулирования будут находить свое применение в других отраслях права.
Категория обязательства — одна из таких сквозных правовых конструкций. Признание за налоговыми отношениями многих черт обязательства — лишь первый шаг, который приведет к дальнейшему изучению финансовых отношений, с тем чтобы нам удалось построить систему финансовых обязательств (включая отношения «сверху вниз»), не только количественно, но и структурно сопоставимую с системой гражданских обязательств.
Уже много говорилось о процессе утраты многими институтами финансового права своих традиционных признаков, позволявших еще в недавнем прошлом считать их финансово-правовыми. Хрестоматийным примером является банковское кредитование. Представляется, что нет оснований для аплодисментов в адрес существующего режима правового регулирования банковского кредитования. Став сферой преимущественно диспозитивного регулирования, банковское и иное кредитование потеряло многие позитивные черты, свойственные ему в прошлом, перестало быть инструментом косвенного регулирования экономики; повысилась криминогенность сферы выдачи и возврата ссуд. Уместно также вспомнить и утраченную ныне возможность введения особого порядка кредитования как санационную меру, так недостающую экономическому механизму, в целях предотвращения банкротств коммерческих обществ и организаций.
К изменению границ между финансово-правовым и гражданско-правовым регулированием нужно относиться чрезвычайно осторожно, с учетом закономерностей функционирования этих двух различных методов правового регулирования. Познание природы и сущности финансового права и его предмета имеет не только отраслевое, но и глобальное, т.е. для всей системы отраслей права, значение.
Общепризнано, что на основе метода правового регулирования разрозненные нормы объединяются в институты, а те в свою очередь в подотрасли и отрасли права, отличающиеся по предмету и методу. Отсюда простой вывод: говоря о предмете правового регулирования, мы говорим о предмете отрасли права; невозможно и,
69
Глава пятая. Предмет финансового права
главное, бессмысленно дискутировать о предмете права, если это не предмет отрасли права.
Между тем это не бесспорно. Отметим прежде всего то, что вопрос о предмете отрасли права тесно связан с системой права в целом, и мы в прошлом не могли допускать расхождения между общими систематизирующими признаками (предмет отрасли) и частными или внутренними признаками (метод и система отрасли). Частные признаки должны были подтверждать «прокрустово ложе», уготованное финансовому праву в системе отраслей советского права, а нежелательные вопросы попросту игнорировались. Так, исходя из традиционной для советской доктрины финансового права, понимающей под предметом отрасли триаду «госдоходы — бюджет — госрасходы», трудно найти место для многих правовых институтов, тоже относящихся к финансам, например валютное право, банковский кредит, государственный долг и т.д. В результате предмет финансового права как элемент доктрины имел более согласительный, конвенциональный, нежели научный характер.
Значительный вклад в разработку проблемы предмета финансового права внес в послевоенные годы Е.А. Ровинский, предложивший критерий относимости того или иного института к предмету финансового права в направленности на формирование государственных денежных фондов1. Эта разделяемая и в нынешнем времени большинством специалистов финансового права точка зрения небезупречна в свете тенденций развития отрасли своей избирательностью и узконаправленностью. Во-первых, трудно отрицать то, что государственные финансовые интересы не ограничиваются формированием системы фондов, а проникают и в глубь хозяйственной и социально-политической жизни, охватывая соответствующие общественные отношения. Во-вторых, круг финансовых государственных фондов способен увеличиваться или сокращаться в зависимости от акцентов финансовой политики государства, поэтому «фондовость» финансового права не может рассматриваться как объективный критерий. И пожалуй, самое важное — предметом права должно выступать регулирование общественных отношений, а не обслуживание государственных органов. В противном случае право превращается в отмычку, в легальный, а точнее легализованный способ взлома и проникновения в частные кассы, сейфы и банковские счета.
Важнейшим вопросом теории финансового права является природа финансовых отношений. Если в вопросе формы этих отноше-
ний специалисты более или менее едины, то по вопросу об их содержании и соответственно о видах и типах этих отношений трудно определить общую точку зрения. Денежные по форме, властно-имущественные по содержанию — вот, пожалуй, господствующая точка зрения на существо финансовых правоотношений.
Приведенная формула в современных условиях не выдерживает критики сразу по нескольким основаниям. Действительно, бблыпая часть финансово-правовых отношений протекает в денежной форме, но было бы ошибкой отрицать принадлежность к финансовым и ряда неденежных отношений, таких как финансовый контроль, охранительные финансово-правовые отношения, налоговый процесс. И.В. Рукавишникова, ощущая разнокачественность финансовых правоотношений, предлагает деление их на основные и вспомогательные1. Однако это потребовало существенного преобразования категориального аппарата. Она пишет: «Правоотношения, возникающие в ходе регулирования функционирования денежной системы государства, можно отнести к числу вспомогательных»2. Но сама денежная система есть средство и способ осуществления основных финансовых правоотношений, а значит, мы переходим в какую-то иную плоскость анализа, уходя от финансов и финансового права.
Обратимся сейчас к категории властно-имущественных отношений. Гражданский кодекс в статье 3 именует налоговые, финансовые и (некоторые) административные отношения, основанные на административном ином властном подчинении одной стороны другой стороне, имущественными, а именно основанными на властном подчинении, но не являющимися непосредственным отправлением государственной или иной публичной власти. Волевой императив, исходящий от государства, не в состоянии с тем качеством и с теми гарантиями, которые предопределяются современным гражданским обществом, обеспечить правовое регулирование налоговых, бюджетных и других финансовых отношений. Его роль в другом: в формировании, в инициировании возникновения самой правовой связи заданного типа, связи двухсторонней с конкретно-определенными субъектами и программой их взаимоотношений. Другими словами, власть в области финансов есть организующий элемент, но не самостоятельный участник отношений. Кстати, государство использует при этом не только принуждение, подчинение и другие инструменты публичного права, но и многие частноправовые и общеправовые приемы и средства. Важнейшим из них является равное дистанцирование как от обязанной, так и управомоченной сто-
Ровинский Е.А. Основные вопросы теории советского финансового права. — М.: Госюриздат, 1960.
70
1 Рукавишникова И.В. Метод финансового права. — М.: ОЛМА-Пресс,
2004. - С. 79-114.
2 Там же. - С. 104.
71
Дискуссионные вопросы теории финансового праваГлава пятая. Предмет финансового права
роны финансовых правоотношений, с поддержанием относительного баланса между ними, в том числе путем предоставления и той и другой стороне возможностей юрисдикционной защиты своих интересов.
Возникающий правовой режим деятельности государственных органов, юридических и физических лиц в области финансов не может быть ничем, кроме как имущественной деятельностью, имущественными отношениями. Тем более что вне пределов формирования и распределения фондов, т.е. в области кредита, расчетов, денежного обращения, валютного регулирования, страхования, иного просто не дано, поскольку отношения возникают во имя получения встречного имущественного удовлетворения.
Важное, но не объясненное теоретически место занимают в предмете финансового права денежные, но не имущественные (неденежные) финансовые отношения. Речь идет о налоговом процессе, бухгалтерском учете, финансовом контроле, валютном регулировании. Если исходить из традиционного понимания предмета финансового права («фондовой теории»), то данным институтам места в системе финансового права действительно не находится. Нужно поддержать ученых, считающих, что предмет финансового права — не зеркальное отражение финансов, а финансовые правоотношения — не копирует отношений финансовых1. Правовое опосредствование — диалектически сложный процесс, вызывающий к жизни явления, не известные объекту правового регулирования. Неимущественные и неденежные правоотношения должны рассматриваться как входящие в предмет финансового права вследствие их неотъемлемости от механизма правового регулирования имущественных денежных отношений.
В чем же видится методология определения предмета финансового права, если отталкиваться от критической оценки прежней доктрины, сформировавшейся в условиях плановой экономики и общественной собственности на средства и результаты производства?
Представляется, что в основу должно быть положено признание юридического своеобразия финансово-правового регулирования имущественных и сопровождающих неимущественных отношений, выражающегося в следующих признаках:
— юридическое неравенство сторон;
— вступление в соответствующие отношения вследствие властного волеизъявления государства или иного носителя публичной власти;
— ограничение или полное исключение диспозитивности в выборе вариантов и путей осуществления прав и исполнения обязанностей;
— направленность на совершение имущественной сделки (сделок), иных денежных операций или же обеспечение контроля за совершением таких сделок и/или операций.
Нужно признать, что как в прошлом, так и сейчас предмет финансового права определяется во многом эмпирическим путем. Например, П.С. Пацуркивский утверждает: «...Объективным предметом финансового права являются распределительные и перераспределительные отношения в сфере публичных финансов. Границы финансового права определяются границами публичных финансов»1 С признанным авторитетом трудно полемизировать, если не принять во внимание, что все-таки право — это далеко не зеркальное отражение экономической и политической действительности, праву свойственны и собственные процессы существования и развития, право испытывает на себе и координационное воздействие в системе его норм, институтов и отраслей, наконец, право обладает собственным механизмом реализации, включая многочисленные процедурные и процессуальные средства. Не менее важно помнить об опасности образования порочного логического крута, когда предмет финансового права определяется через существо финансов, а последнее, в свою очередь, — через правовые формы, в которых финансы и финансовая система существуют.
Смею предположить, что вспомогательное, служебное положение финансового права как науки по отношению к финансовой системе, наблюдавшееся многие десятилетия, привело к тому, что подготовка нового финансового законодательства в постсоветский период прошла с минимальным участием специалистов финансового права, а Налоговый и Бюджетный кодексы содержат трудноустранимые правовые дефекты и противоречия именно потому, что при их подготовке было проигнорировано своеобразие финансово-правовой формы.
И другая сторона проблемы. Известно, что в области регулирования экономических отношений право преследует цель защиты интересов экономически слабой стороны, выравнивания потенциалов в сравнении с сильной стороной. Но только ли экономически слабого нужно защищать? А как быть с юридически неравноправными субъектами, не следует ли защищать юридически слабого! Так,
1 См.: Крохина Ю.А. Доктрина как фактор оптимизации финансового законодательства / В сб.: Финансово-правовая доктрина постсоциалистического государства. — Черновцы, 2003. — С. 40.
72
Финансово-правовая доктрина... — С. 23.
Дискуссионные вопросы теории финансового права
Глава пятая. Предмет финансового права
в области бюджетного финансирования получатель бюджетных кредитов несомненно более юридический слабый по сравнению с распределителями бюджетных кредитов, финансовыми органами, правительством и парламентом, каждый из которых в состоянии приостановить и прекратить бюджетное финансирование. Аналогичная ситуация складывается и во взаимоотношениях налогоплательщика с налоговым органом, коммерческого банка и Банка России и т.д. Однако как законодательство, так и юрисдикционная практика, а главное, доктрина финансового права продолжает исходить из, во-первых, презумпции правоты юридически сильного субъекта — государственного органа, во-вторых, некоего долженствования, которому следуют участники финансовых правоотношений, часто невзирая на существующие у них права и возложенные обязанности, имя которому государственный интерес, в-третьих, односторонности финансового права, а точнее отсутствия корреляции между правом и обязанностью, в силу чего пропадает такой основополагающий правовой признак, как представительно-обязывающий характер права. Невольно закрадываются мысли об особом, отдельном от общеупотребимого смысла термине право применительно к финансовому праву.