В то же время осужденный к рассматриваемому виду наказания не подвергается лишению или ограничению свободы, продолжает трудиться, у него сохраняются социально полезные связи

Как уже отмечалось, при социализме исправительные работы за­нимали важное место в карательной практике. Их удельный вес сре­ди других видов наказаний был довольно значителен и стабилен. В дальнейшем наметилась явная тенденция к общему снижению доли осужденных к исправительным работам. В настоящее время испра­вительные работы назначаются судами крайне редко. И это несмотря на все несомненные преимущества данного вида наказания.

Согласно Федеральному закону «О внесении изменений в Уго­ловный кодекс РФ» от 8 декабря 2003 г. институт исправительных работ подвергся существенной корректировке.

В соответствии с ч. 1 ст. 50 УК РФ исправительные работы сейчас назначаются осужденным, не имеющим места работы, и отбываются в местах, определенных органами местного самоуправления по со­гласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.

На наш взгляд, подобное положение дел вряд ли заслуживает одобрения. Очень трудно найти работу для осужденных к исправи­тельным работам, трудоустроить их. Можно предположить, что с из­менением сущности исправительных работ они еще реже будут при­меняться судами на практике.

В то же время хотелось бы отметить, что институт исправитель­ных работ в том виде, в котором он был закреплен законодателем до


644                                                                                                                       Глава IV

внесения в УК РФ изменений от 8 декабря 2003 г., нуждался в совер­шенствовании.

Так, исправительные работы были предусмотрены только в 96 санкциях УК РФ (15,7% от общего числа санкций). В основном это санкции за преступления против здоровья, чести и достоинства личности, ее конституционных прав и свобод, против семьи и несо­вершеннолетних, за преступления в сфере экономики, экологиче­ские преступления, преступления против общественного порядка и общественной безопасности, некоторые преступления против здоро­вья населения, против правосудия и порядка управления.

Отсутствует этот вид наказания в санкциях за транспортные пре­ступления, преступления против основ конституционного строя.

Представляется, что исправительные работы должны быть включены в санкции всех уголовно-правовых норм, предусматриваю­щих ответственность за совершение преступлений небольшой и средней тяжести, а не только некоторых из них.

Одно из предложений, касающееся оптимизации данного вида наказания, связано с введением в УК РФ второго вида исправитель­ных работ (который был известен УК РСФСР 1960 г.) — исправи­тельные работы в иных местах, определяемых органами, ведающими исполнением исправительных работ, но в районе жительства осуж­денного. Данное предложение законодателю высказывают в своих работах С. Ф. Милюков, А. В. Наумов, С. Разумов и другие ученые.1

Но, на наш взгляд, эта точка зрения вряд ли заслуживает под­держки, поскольку представляется, что в таком случае возникнут серьезные проблемы с трудоустройством осужденных.

К числу проблем, связанных с исполнением исправительных ра­бот в условиях перехода к рыночной экономике, относится то об­стоятельство, что отдельные осужденные являются владельцами предприятий, фермерами, индивидуальными предпринимателями и исчисление процентов из заработной платы вызывает сложности. В подобных случаях сложно или вообще невозможно учесть доходы осужденного и, следовательно, рассчитать сумму удержания. В связи

1 Милюков С. Ф. Российская система наказаний. СПб., 1998. С. 26; Наумов А. В. «Кам­ни преткновения» уголовного наказания // Российская юстиция. 2002. № 9. С. 54; Ра­зумов С. Преступления и наказания. К вопросу о соразмерности установленных УК РФ мер ответственности // Российская юстиция. 2002. № 11. С. 8.


Назнагение уголовных наказаний на разлигных этапах развития...                645

с этим суды неохотно идут на назначение наказания в виде исправительных работ таким лицам.

Поэтому в теории уголовного права высказываются предложе­ния о внесении в уголовное и уголовно-исполнительное законода­тельство изменений, касающихся производства удержаний.

Так, например, А. С. Михлин и В. Казакова предлагают разре­шить суду назначать удержания не только в процентах к заработку осужденного, но и в виде суммы, соответствующей определенному количеству минимальных месячных размеров оплаты труда (напри­мер, от половины до десяти). В таком случае осужденный будет вно­сить ежемесячно в банк установленную судом сумму.1

И. Г. Кыдыяков считает, что в отдельных случаях производить удержания из доходов следует по результатам работы за год (это ка­сается индивидуальных предпринимателей, фермеров, членов кре­стьянских хозяйств и других приравненных к ним лиц).2

Безусловно, данные предложения заслуживают внимания, даль­нейшей разработки и рекомендации законодателю.

В то же время невозможно согласиться с мнением отдельных ав­торов о необходимости увеличения процентных удержаний из зара­ботка осужденных. Так, например, П. Г. Пономарев предлагает пре­делы удержаний установить от 15 до 30%, а В. Н. Орлов — от 10 до 50%.3

Основным аргументом против данного предложения является невысокий доход основной массы осужденных к исправительным работам. Удержания из заработка до 30%, а тем более до 50% могут оказаться слишком чувствительными не только для самих осужден­ных, но и для членов их семей.

По этой причине мы не можем поддержать и предложение И. Г. Кыдыякова о предоставлении суду права производить полное или частичное сложение назначенных размеров удержаний из зара­ботка при совокупности преступлений до 25%, а при совокупности

1 Михлин А. С, Казакова В. Исправительные работы: перспективы развития // Со­
ветская юстиция. 1993. № 14. С. 12.

2 Кыдыяков И. Г. Применение уголовного наказания в виде исправительных работ:
Автореф. дис.... канд. юрид. наук. Красноярск, 2002. С. 8.

3 Пономарев П. Г. Возможности оптимизации системы наказаний // Проблемы ре­
формы уголовного законодательства РФ. М., 1992. С. 74; Орлов В. Н. Проблемы назна­
чения и исполнения исправительных работ: Дис.... канд. юрид. наук. Ставрополь,
2000. С. 148.


646                                                                                                                       Глава IV

приговоров — до ЗОУо.1 Следует также учитывать, что исправитель­ные работы предусматриваются, в основном, за преступления не­большой и средней тяжести, а при назначении за их совершение на­казания по совокупности преступлений чаще всего используется принцип поглощения, поэтому процентные удержания не могут складываться.

Как уже отмечалось, данные судебной статистики свидетельст­вуют, что судьи чрезвычайно редко идут на назначение осужденным такого вида наказания, как исправительные работы.

Представляется, что этому есть и объективные причины (напри­мер, рост безработицы). Но во многом это просто сложившийся за последние годы стереотип.

В случае, если санкция нормы предусматривает за совершение преступления небольшой или средней тяжести исправительные ра­боты, суд может и должен при вынесении приговора рассмотреть возможность назначения конкретному подсудимому данного вида наказания.

Необходимо подчеркнуть, что в настоящее время имеются и воз­можности законодательного совершенствования данного вида нака­зания.

Самое главное, чтобы законодатель вернулся к прежней редак­ции ч. 1 ст. 50 УК РФ: исправительные работы должны отбываться по месту работы осужденного.

В УК РФ 1996 г. законодателем впервые был закреплен такой вид наказания, как огранигение по военной службе. Фактически это исправительные работы для военнослужащих.

Карательное содержание данного вида наказания определяется следующими правоограничениями: из денежного довольствия осуж­денного производятся удержания в доход государства в размере, ус­тановленном приговором суда, но не свыше 20%, во время отбыва­ния этого наказания осужденный не может быть повышен в должно­сти и в воинском звании; срок наказания не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания.

Как справедливо отметил А. В. Наумов, введение данного нака­зания в систему «обусловлено стремлением законодателя дать воз-

1 Кыдыяков И. Г. Применение уголовного наказания в виде исправительных работ: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. Красноярск, 2002. С. 7.


Назнагение уголовных наказаний на разлигных этапах развития..,                647

можность военнослужащим, совершившим нетяжкие преступления, продолжать военную службу (особенно когда речь идет о назначении наказания высококвалифицированным специалистам в той или иной области военного дела)».1

Уголовный кодекс РФ предусматривает 22 статьи об ответствен­ности за преступления против военной службы (45 санкций), 20 санкций (или 44%) предусматривают данный вид наказания, при­чем в санкциях он занимает, как правило, первое место. Следова­тельно, законодатель придает ему важное значение.

Однако в теории уголовного права высказывались соображения о неэффективности ограничения по военной службе, о возможных негативных последствиях его применения. Так, в частности, Ю. Ут­кин писал о своих опасениях по поводу того, «не превратятся ли Во­оруженные Силы и другие воинские формирования в некий дисцип­линарный батальон для офицеров, прапорщиков и военнослужащих по контракту? Ведь уверенность в том, что все равно не выгонят с во­енной службы даже в случае совершения уголовно наказуемого дея­ния, может отрицательно сказаться на дисциплине и состоянии пра­вопорядка в воинских коллективах».2

На наш взгляд, высказанные Ю. Уткиным опасения необосно­ванны.

Ограничение по военной службе представляется эффективным видом наказания в отношении профессиональных военнослужащих, которые хотя и совершили преступление (как правило, небольшой и средней тяжести), но могут сохранить свой социально-правовой ста­тус. Следует также отметить, что в соответствии со ст. 146 УИК РФ с осужденным военнослужащим командиром воинской части должна проводиться воспитательная работа.

Важно отметить, что в отношении указанной категории военно­служащих альтернативных мер наказания в УК РФ больше не преду­смотрено. Если отказаться от ограничения свободы, то единственной мерой наказания может быть только лишение свободы. А назначе­ние лишения свободы за совершение преступлений небольшой, а в отдельных случаях и средней тяжести представляется нежелатель-

1 Наумов А. В. Уголовное право. Общая часть. Курс лекций. М., 1996. С. 381.

2 Уткин Ю. По военной службе ограничен // Законность. 1997. № 8. С. 45.


648                                                                                                                       Глава IV

ным в связи с тем, что данный вид наказания сейчас и так является одним из наиболее распространенных.

В ныне действующем УК РФ предусмотрен лишь один вид до­полнительного наказания — это лишение специального, воинского или погетного звания, классного гина и государственных наград.

Этот вид наказания назначается тогда, когда суд сочтет, что со­вершение лицом тяжкого или особо тяжкого преступления делает его недостойным носить присвоенное ранее звание, чин или государ­ственную награду.

Эта мера оказывает, прежде всего, морально-психологическое воздействие на осужденного. Но его карательное содержание связа­но и с тем, что осужденные к нему лишаются льгот и преимуществ, установленных для лиц, имеющих специальные, воинские или по­четные звания, классные чины и государственные награды.

Применение этого наказания в сочетании с основным способст­вует соблюдению принципа индивидуализации при выборе наказа­ния конкретному лицу за конкретное преступление, а также не толь­ко усиливает карательное воздействие наказания, но и способствует достижению его целей.1

Как уже отмечалось, в последние годы рассматриваемый вид на­казания судами практически не назначается.

В связи с этим отдельные ученые даже пишут о необходимости его исключения из системы наказаний, предусмотренной УК РФ. Так, по мнению А. И. Сакаева, «дополнительное наказание в виде ли­шения специального, воинского или почетного звания, классного чи­на и государственных наград следует исключить из системы наказа­ний и считать его мерой уголовно-правового характера, которая со­путствует осуждению к лишению свободы за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления». Мнения о необходимости исключения данной меры из системы наказаний придерживается и С. И. Конова-

лова.2

1 Мосиенко В. П. Порядок назначения и исполнения наказания в виде лишения спе­
циального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных на­
град и пути его совершенствования. Текст лекций. Ростов-на-Дону, 2000. С. 5.

2 Сакаев А. И. Система наказаний по уголовному праву России (История и современ­
ность): Дис.... канд. юрид. наук. Казань, 1999. С. 274; Коновалова С. И. Система наказа­
ний в российском уголовном праве: Автореф. дис.... канд. юрид» наук. Ростов-на-Дону,
1999. С. 22-23.


Назнагение уголовных наказаний на разлигных этапах развития...                649

Но в теории уголовного права высказывается также и другое, прямо противоположное мнение: применение данного вида наказа­ния предлагается расширить.1

Так, в частности, по мнению В. П. Мосиенко, «расширение дан­ного вида наказания не только за тяжкие и особо тяжкие преступле­ния имело бы положительный результат».2

А. С. Михлин в своей работе приводит в пример случай, когда за­служенный учитель России осуждается за развратные действия в от­ношении своих учеников. Преступление, предусмотренное ст. 135 УК РФ, является преступлением средней тяжести. Но может ли этот осужденный носить почетное звание Заслуженного учителя?3

На наш взгляд, именно вторая позиция является наиболее вер­ной и заслуживает всяческой поддержки.

Следует внести изменения в ст. 48 УК РФ и предусмотреть в ней возможность назначения рассматриваемого вида наказания при осу­ждении за совершение не только тяжкого или особо тяжкого престу­пления, но и средней тяжести, поскольку большинство преступле­ний, за совершение которых в принципе можно лишить виновного специального, почетного звания, классного чина и т. д., являются преступлениями средней тяжести (это преступления в сфере эконо­мической деятельности, против правосудия и т. д.).

Одной из причин того, что данный вид наказания довольно ред­ко применяется на практике, является недооценка судьями его значе­ния и карательного потенциала.

Следует заметить, что в статистических отчетах судов отсутству­ют сведения о назначении лишения специального, воинского или по-

1 Мосиенко В. П. Порядок назначения и исполнения наказания в виде лишения спе­
циального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных на­
град и пути его совершенствования. Текст лекций. Ростов-на-Дону, 2000. С. 26;
Михлин А. С. Понятие наказания в виде лишения специального звания, классного
чина и государственных наград и его исполнение // Российский следователь. 2001.
№ 3. С. 25; Шупленков В. П. Лишение воинских и других званий, а также орденов, ме­
далей и почетных званий // Наказания, не связанные с лишением свободы. М., 1972.
С. 86-87.

2 Мосиенко В. П. Порядок назначения и исполнения наказания в виде лишения спе­
циального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных на­
град и пути его совершенствования. Текст лекций. Ростов-на-Дону, 2000. С. 26.

3 Михлин А. С. Понятие наказания в виде лишения специального звания, классного
чина и государственных наград и его исполнение // Российский следователь. 2001.
№ 3. С. 25.


650______________________________________________________________ Глава IV

четного звания, классного чина и государственных наград. Недоста­точное внимание уделяется этому виду наказания и в действующих постановлениях Пленумов Верховного Суда.

Таким образом, в целях более широкого применения на практи­ке такого дополнительного наказания, как лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, необходимы изменения в его законодательной регламента­ции, а также усиление внимания к нему со стороны судей.

До принятия Федерального закона «О внесении изменений и до­полнений в Уголовный кодекс РФ» от 08.12.2003 г. УК РФ предусмат­ривал и такой дополнительный вид наказания, как конфискация имуще­ства. В настоящее время этот вид наказания законодателем отменен.

На наш взгляд, данная позиция законодателя вряд ли заслужива­ет одобрения и поддержки.

Роль конфискации как дополнительного вида наказания заклю­чается в усилении карательного и воспитательного эффекта основ­ного наказания посредством воздействия на имущественные интере­сы осужденных. Не случайно законодатель в ст. 52 УК РФ ограничи­вал возможность применения конфискации имущества тяжкими и особо тяжкими преступлениями, совершенными из корыстных побуждений.

В УК РФ 1996 г. на момент его принятия конфискация имущест­ва предусматривалась законодателем в 43 санкциях, что примерно в два раза меньше по сравнению с УК РСФСР 1960 г. При этом за неко­торые преступления она была предусмотрена в качестве обязатель­ного, но в большинстве санкций — в качестве факультативного до­полнительного наказания.






























Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: