Признак способа вскрытия | Способ вскрытия | ||
открытыми выработками (траншейными) | подземными выработками | комбинацией открытых и подземных выработок | |
Положение | Внешними, внут- | Внешними, | Внешними, |
вскрывающих | ренними или | внутренними или | внутренними или |
выработок | смешанными | смешанными | смешанными |
относительно | траншеями и по- | ||
конечного кон- | лутраншеями | ||
тура карьера | |||
Стационарность | Стационарными, | Стационарными | Стационарными |
выработок | полустационар- | или комбина- | |
ными и времен- | цией стационар- | ||
ными (скользя- | ных с полуста- | ||
щими) траншеями | ционарными | ||
или полутран- | (временными) | ||
шеями | |||
Наклон | Крутыми или | Вертикальными, | Комбинацией |
выработок | наклонными | крутыми, наклон- | вертикальных, |
траншеями и | ными или гори- | крутых, наклон- | |
полутраншеями | зонтальными | ных или | |
горизонтальных | |||
Число обслужи- | Отдельными, | Отдельными, | Отдельными, |
ваемых | групповыми или | групповыми или | групповыми или |
горизонтов | общими транше- | общими | общими |
ями и полутран- | |||
шеями | |||
Характер движе- | Одинарными или | Одинарными или | Одинарными или |
ния транспортных | парными тран- | парными | парными |
средств на | шеями и полу- | ||
уступе (поточное | траншеями | ||
или маятниковое) |
|
|
Бестраншейное вскрытие характерно: при разработке месторождений с использованием башенных экскаваторов и канатных скреперов;
для вскрышных горизонтов при использовании комплексов оборудования ВО, ЭО, ВК.О и ЖО при внутреннем отвалообразовании, а также для добычных горизонтов при использовании межуступных перегружателей — конвейерных мостов;
при нарезке передовых уступов в результате повышения рельефа поверхности, транспортный доступ к которым осуществляется непосредственно с поверхности;
при использовании бульдозерных и скреперных комплексов, если движение машин на подъем (спуск) осуществляется по выположенному откосу уступа;
в случаях применения гидромеханизированных и дражных комплексов оборудования.
Внешние отдельные траншеи типичны для вскрытия:
одного добычного горизонта при разработке горизонтальных и пологих залежей, если угол падения последних не превышает допустимого подъемадля принятого вида транспорта;
одного вскрышного горизонта при использовании скреперных и бульдозерных комплексов;
одного-двух вскрышных горизонтов при автомобильном или конвейерном транспорте и внешнем отвалообразовании;
|
|
одного вскрышного горизонта при железнодорожном транспорте и другом виде транспорта на добычных работах.
Внешние групповые траншеи в аналогичных условиях применяют для вскрытия:
двух (реже более) добычных горизонтов;
всех вскрышных горизонтов при использовании железнодорожного, а на добычных работах — конвейерного, автомобильного или железнодорожного (при рассредоточении вскрышного и добычного грузопотоков) транспорта;
группы верхних вскрышных горизонтов при железнодорожном транспорте, когда нижний вскрышной уступ отрабатывают с применением экскаваторно-отвального комплекса, а добычной— другим видом транспорта.
Внешние общие траншеи применяют для вскрытия горизонтальных пологих залежей при использовании железнодорожного транспорта.
Внутренние траншеи часто применяют для вскрытия всех или группы верхних вскрышных горизонтов при автомобильном транспорте.
Траншеи смешанного заложения (внешние и внутренние) типичны для вскрытия пологих месторождений при использовании железнодорожного транспорта.
Цикличная, поточная технологии и циклично-поточная технология. Взаимосвязь работы оборудования в звеньях и между собой. Эксплуатационная производительность горного и транспортного оборудования.
цикличная технология — процессы выемки и транспортировки руды проходят с паузами, что связано с особенностями применения конкретной техники
Типичная схема цикличной технологии на карьерах: подготовка горных пород к выемке (буровзрывным способом); выемочно-погрузочные работы (одноковшовыми экскаваторами); транспортирование (автомобилями или железнодорожными составами); отвалообразование (бульдозерами или экскаваторами). С ростом глубины карьера эффективность применения цикличной технологии возрастает, если в каждой его зоне обеспечиваются рациональные условия для работы соответствующего вида транспорта. Автомобильный транспорт целесообразно использовать при глубине до 200 м и дальности перевозок до 3 км, железнодорожный — на верхних 3-5 горизонтах (до 70-80 м) при большой площади (свыше 90 тысяч м2) карьера поверху и дальности перевозок свыше 5-7 км. При разработке штокообразных залежей и небольшой производственной мощности карьера (до 5-7 млн. т в год) для расширения области применения автомобильного транспорта могут использоваться автомобильные или скиповые подъёмники. На карьерах, разрабатывающих кимберлитовые трубки глубиной более 200 м, распространены схемы с перегрузкой из одного автосамосвала в другой.
Поточная технология предполагает использование по большей части горных и транспортных машин с непрерывным принципом действия, к примеру, гидромеханических устройств, ленточных конвейеров, многоковшовых экскаваторов. Если для цикличной и циклично-поточно технологий характерно автоматизированное управление отдельными процессами, то для поточной задействуются автоматизированные системы управления.
Основной принцип поточной технологии — непрерывность добычи (выемки), достижению которой способствуют одновременность выполнения процессов и их единый ритм. Выражаются они в полном совмещении во времени выемки (извлечения) полезных ископаемых (горных пород) со всеми остальными процессами; перерывы из-за подготовки добычных забоев (добывающих скважин) отсутствуют. Принцип единого ритма заключается в определённом соответствии темпа выполнения отдельных процессов темпу выемки (извлечения) полезных ископаемых (например, скорости перемещения добычной машины).
циклично-поточная технология — применяются механизмы непрерывного и цикличного действия. При этом выемка породы осуществляется машинами цикличного принципа работы — одноковшовыми экскаваторами, а также погрузчиками, а транспортировка — непрерывно работающими устройствами, в том числе конвейерами и автоматическими сортировочными установками;
|
|
1- Буровой станок 2-экскаватор 3-автосамосвал 4-бункер 5 грохот 6-дробилка 7- ленточный конвейер 8-перегружатель.
Состав транспортных схем, связь с грузопотоками и комплексами оборудования. Схемы ж/д путей и автодорог карьеров. Пропускная способность транспортной схемы. Основы формирования транспортных схем.
Транспортные схемы карьеров. Карьерные автодороги разделяются на основные – между приемными пунктами ПИ или отвалами и рабочими горизонтами и соединительные – по рабочим горизонтам и отвальным уступам. Основные автодороги располагают в системе траншей, на поверхности и на въездах на отвалы. Дороги состоят из участков, различающихся положением и характеристиками: уклоном, шириной, радиусом закругления и типом дорожной одежды, что характерно для отдельных зон карьерного поля. Обычно МР, разрабатываемые с использованием автотранспорта, имеют сложную форму, горные работы развиваются неравномерно, в рабочей зоне карьера часто изменяются положение и число вскрывающих выработок, дорог и их участков. Горизонты первоначально обычно вскрывают временными наклонными траншеями, проведенными при разработке скальных пород – по взорванной горной массе на высоту уступа. После подготовки ФГР уступа грузотранспортная связь забоев с поверхностью осуществляется обычно по временным съездам, располагаемым на откосах уступов. После достижения верхними уступами конечного или промежуточного (этапного) контура карьера устраивают капитальные съезды по этим нерабочим бортам карьера и постоянные автодороги на них с покрытием усовершенствованного типа, уклоном 5-7 процентов и радиусом кривых 20-120 м. С углублением горных работ уменьшается длина фронта работ и снижаются общие объемы горных работ на горизонтах. Поэтому в нижней части рабочей зоны карьера уменьшают число съездов на каждом горизонте и постоянные дороги устраивают с параметрами, характерными для временных дорог: повышенными уклонами, дорожной одеждой переходного и низшего типа, малыми радиусами кривых и т.д.
|
|
Грузопотоки и их характеристика. Под грузопотоком понимается поток грузов, характеризуемый направлением относительно контура карьера, объемом и качеством транспортируемого груза и длительностью периода функционирования.
Грузооборотом называется количество полезного груза (в т или м3), перемещенного за единицу времени (в ч, смену, сутки, год).