Классификация способов вскрытия

 

 

Признак способа вскрытия

Способ вскрытия

открытыми выработками (траншейными) подземными выработками комбинацией откры­тых и подземных выработок
Положение Внешними, внут- Внешними, Внешними,
вскрывающих ренними или внутренними или внутренними или
выработок смешанными смешанными смешанными
относительно траншеями и по-    
конечного кон- лутраншеями    
тура карьера      
Стационарность Стационарными, Стационарными Стационарными
выработок полустационар-   или комбина-
  ными и времен-   цией стационар-
  ными (скользя-   ных с полуста-
  щими) траншеями   ционарными
  или полутран-   (временными)
  шеями    
Наклон Крутыми или Вертикальными, Комбинацией
выработок наклонными крутыми, наклон- вертикальных,
  траншеями и ными или гори- крутых, наклон-
  полутраншеями зонтальными ных или
      горизонтальных
Число обслужи- Отдельными, Отдельными, Отдельными,
ваемых групповыми или групповыми или групповыми или
горизонтов общими транше- общими общими
  ями и полутран-    
  шеями    
Характер движе- Одинарными или Одинарными или Одинарными или
ния транспортных парными тран- парными парными
средств на шеями и полу-    
уступе (поточное траншеями    
или маятниковое)      

 

Бестраншейное вскрытие характерно: при разработке месторождений с использованием башенных экскаваторов и канатных скреперов;

для вскрышных горизонтов при использовании комплексов оборудования ВО, ЭО, ВК.О и ЖО при внутреннем отвалообразовании, а также для добычных горизон­тов при использовании межуступных перегружателей — кон­вейерных мостов;

при нарезке передовых уступов в результате повышения рельефа поверхности, транспортный доступ к которым осущест­вляется непосредственно с поверхности;

при использовании бульдозерных и скреперных комплексов, если движение машин на подъем (спуск) осуществляется по выположенному откосу уступа;

в случаях применения гидромеханизированных и дражных комплексов оборудования.

Внешние отдельные траншеи типичны для вскры­тия:

одного добычного горизонта при разработке горизонтальных  и пологих залежей, если угол падения последних не превышает допустимого подъемадля приня­того вида транспорта;

одного вскрышного горизонта при использовании скрепер­ных и бульдозерных комплексов;

одного-двух вскрышных горизонтов при автомобильном или конвейерном транспорте и внешнем отвалообразовании;

одного вскрышного горизонта при железнодорожном транс­порте и другом виде транспорта на добычных работах.

Внешние групповые траншеи в аналогичных усло­виях применяют для вскрытия:

двух (реже более) добычных горизонтов;

всех вскрышных горизонтов при использовании железнодо­рожного, а на добычных работах — конвейерного, автомобиль­ного или железнодорожного (при рассредоточении вскрышного и добычного грузопотоков) транспорта;

группы верхних вскрышных горизонтов при железнодорож­ном транспорте, когда нижний вскрышной уступ отрабатывают с применением экскаваторно-отвального комплекса, а добыч­ной— другим видом транспорта.

Внешние общие траншеи применяют для вскрытия горизонтальных пологих залежей при использовании железнодорожного транспорта.

Внутренние траншеи часто применяют для вскрытия всех или группы верхних вскрышных горизонтов при автомо­бильном транспорте.

Траншеи смешанного заложения (внешние и внут­ренние) типичны для вскрытия пологих месторождений при ис­пользовании железнодорожного транспорта.

Цикличная, поточная технологии и циклично-поточная технология. Взаимосвязь работы оборудования в звеньях и между собой. Эксплуатационная производительность горного и транспортного оборудования.

цикличная технология — процессы выемки и транспортировки руды проходят с паузами, что связано с особенностями применения конкретной техники

Типичная схема цикличной технологии на карьерах: подготовка горных пород к выемке (буровзрывным способом); выемочно-погрузочные работы (одноковшовыми экскаваторами); транспортирование (автомобилями или железнодорожными составами); отвалообразование (бульдозерами или экскаваторами). С ростом глубины карьера эффективность применения цикличной технологии возрастает, если в каждой его зоне обеспечиваются рациональные условия для работы соответствующего вида транспорта. Автомобильный транспорт целесообразно использовать при глубине до 200 м и дальности перевозок до 3 км, железнодорожный — на верхних 3-5 горизонтах (до 70-80 м) при большой площади (свыше 90 тысяч м2) карьера поверху и дальности перевозок свыше 5-7 км. При разработке штокообразных залежей и небольшой производственной мощности карьера (до 5-7 млн. т в год) для расширения области применения автомобильного транспорта могут использоваться автомобильные или скиповые подъёмники. На карьерах, разрабатывающих кимберлитовые трубки глубиной более 200 м, распространены схемы с перегрузкой из одного автосамосвала в другой.

Поточная технология предполагает использование по большей части горных и транспортных машин с непрерывным принципом действия, к примеру, гидромеханических устройств, ленточных конвейеров, многоковшовых экскаваторов. Если для цикличной и циклично-поточно технологий характерно автоматизированное управление отдельными процессами, то для поточной задействуются автоматизированные системы управления.

Основной принцип поточной технологии — непрерывность добычи (выемки), достижению которой способствуют одновременность выполнения процессов и их единый ритм. Выражаются они в полном совмещении во времени выемки (извлечения) полезных ископаемых (горных пород) со всеми остальными процессами; перерывы из-за подготовки добычных забоев (добывающих скважин) отсутствуют. Принцип единого ритма заключается в определённом соответствии темпа выполнения отдельных процессов темпу выемки (извлечения) полезных ископаемых (например, скорости перемещения добычной машины).

циклично-поточная технология — применяются механизмы непрерывного и цикличного действия. При этом выемка породы осуществляется машинами цикличного принципа работы — одноковшовыми экскаваторами, а также погрузчиками, а транспортировка — непрерывно работающими устройствами, в том числе конвейерами и автоматическими сортировочными установками;

1- Буровой станок 2-экскаватор 3-автосамосвал 4-бункер 5 грохот 6-дробилка 7- ленточный конвейер 8-перегружатель.

Состав транспортных схем, связь с грузопотоками и комплексами оборудования. Схемы ж/д путей и автодорог карьеров. Пропускная способность транспортной схемы. Основы формирования транспортных схем.

Транспортные схемы карьеров. Карьерные автодороги разделяются на основные – между приемными пунктами ПИ или отвалами и рабочими горизонтами и соединительные – по рабочим горизонтам и отвальным уступам. Основные автодороги располагают в системе траншей, на поверхности и на въездах на отвалы. Дороги состоят из участков, различающихся положением и характеристиками: уклоном, шириной, радиусом закругления и типом дорожной одежды, что характерно для отдельных зон карьерного поля. Обычно МР, разрабатываемые с использованием автотранспорта, имеют сложную форму, горные работы развиваются неравномерно, в рабочей зоне карьера часто изменяются положение и число вскрывающих выработок, дорог и их участков. Горизонты первоначально обычно вскрывают временными наклонными траншеями, проведенными при разработке скальных пород – по взорванной горной массе на высоту уступа. После подготовки ФГР уступа грузотранспортная связь забоев с поверхностью осуществляется обычно по временным съездам, располагаемым на откосах уступов. После достижения верхними уступами конечного или промежуточного (этапного) контура карьера устраивают капитальные съезды по этим нерабочим бортам карьера и постоянные автодороги на них с покрытием усовершенствованного типа, уклоном 5-7 процентов и радиусом кривых 20-120 м. С углублением горных работ уменьшается длина фронта работ и снижаются общие объемы горных работ на горизонтах. Поэтому в нижней части рабочей зоны карьера уменьшают число съездов на каждом горизонте и постоянные дороги устраивают с параметрами, характерными для временных дорог: повышенными уклонами, дорожной одеждой переходного и низшего типа, малыми радиусами кривых и т.д.

Грузопотоки и их характеристика. Под грузопотоком понимается поток грузов, характеризуемый направлением относительно контура карьера, объемом и качеством транспортируемого груза и длительностью периода функционирования.

Грузооборотом называется количество полезного груза (в т или м3), перемещенного за единицу времени (в ч, смену, сутки, год).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: