Оценка умения действовать по образцу

Примечание: исследование проводится с детьми 1-2 классов индивидуально, затем составляется сводная таблица результатов обследования.

Дайте ребенку чистый лист бумаги и карандаш, а затем попросите его посмотреть внимательно на образец (рисунок прилагается ) и постараться, как можно точнее нарисовать такой же домик на своем листочке бумаги. Далее ска­зать: «Если ты что-то не так нарисуешь, то стирать ре­зинкой нельзя, а надо поверх неправильного или рядом нарисовать правильно.»

Когда вы убедитесь и том, что ребенок все понял, дай­те ему команду начинать.

В процессе рисования наблюдайте за тем, как справ­ляется ребенок с этим заданием: часто ли смотрит на об­разец, проводит ли воздушные линии, повторяющие контуры картинки (рисунка-об­разца); сверяет ли сде­ланное с образцом или, мельком взглянув па него, рисует по памяти; отвлекается ли во время работы; задает ли вопросы и т.д.

Когда ребенок сообщит об окончании работы, пред­ложите ему проверить, все ли у него верно. Если он най­дет неточности в своем рисунке, онможет их исправить. Самим не нужно вносить какие-либо коррективы в рису­нок ребенка и не следует ничего подсказывать.

При анализе оценивается уровень умения работать по образцу. Для оценки используются показатели:

Высокий уровень

· точность воспроизведения рисунка: контуры деталей, их форма и количество. Посмотрите, есть ли на рисунке ребенка все детали (дым, тру­ба, крыша, штриховка на крыше, окно, стены, забор с двух сторон дома), совпадает ли их форма с образцом;

·  сохранение размера всего рисунка или отдельных его деталей (считается ошибкой увеличение более чем в 2 раза);

· правильное изображение элементов рисунка (ко­лечек дыма, забора, штриховки на крыше и т.д.).

Средний уровень

· неточность воспроизведения рисунка: на рисунке ребенка есть все детали, но не совпадает форма некоторых деталей;

·  увеличение более чем в 2 раза;

· правильное изображение элементов рисунка (ко­лечек дыма, забора, штриховки на крыше и т.д.).

Низкий уровень

· точность воспроизведения рисунка по количеству деталей (посмотрите, есть ли на рисунке ребенка все детали);

·  увеличение более чем в 2 раза;

· неправильное изображение элементов рисунка (ко­лечек дыма, забора, штриховки на крыше и т.д.).

 Очень низкий уровень

· неточность воспроизведения рисунка, отсутствие 3-4 деталей (дым, тру­ба, штриховки на крыше, окна и т.д.), несоответствие формы;

·  увеличение более чем в 2 раза;

· неправильное изображение элементов рисунка (ко­лечек дыма, забора, штриховки на крыше и т.д.).

Ребенок 6—7 лет довольно точно копирует этот рису­нок, в отдельных случаях бывают небольшие ошибки, связанные с неправильным изображением какого-либо элемента или наличием разрывов между линиями в тех местах, где они должны быть непрерывными.

 

МЕТОДИКА «ИСКЛЮЧЕНИЕ ПОНЯТИЙ»

 

Методика позволяет выявить

уровень процессов обобщения и отвлечения.

 

        Примечание: исследование проводится с детьми 3-4 классов фронтально, работа выполняется на бланках ответов, затем составляется сводная таблица результатов обследования.

 

Ход выполнения задания:

Преподаватель предлагает испытуемым следующее задание:                                  «Из пяти предложенных слов четыре сходны между собой, и их можно объединить одним названием. Каким? Напишите, как можно назвать общими словами (словом) четыре сходных между собой слова.                               Найдите неподходящее слово и подчеркните его».

1) Дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий.

2) Смелый, храбрый, отважный, злой, решительный.

3) Василий, Федор, Иванов, Семен, Порфирий.

4. Глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий.

5. Молоко, сливки, сыр, сало, сметана.

6. Дом, сарай, изба, хижина, здание.

7. Береза, сосна, дерево, дуб, ель.

8. Ненавидеть, негодовать, презирать, возмущаться, наказывать.

9. Гнездо, нора, муравейник, курятник, берлога.

10. Молоток, гвоздь, клещи, топор, долот о.

11.Минута, секунда, час, вечер, сутки.

12. Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение.

Анализ результатов:

При анализе оценивается уровень обобщения:

высокий уровень -при использовании концептуальных понятий           (отне­сение к классу на основании существенных признаков) – 10 – 12 правильных ответов;

средний уровень - при применении функционального уровня обобще­ния (отнесение к классу на основании функциональных признаков) – 5 – 9 правильных ответов;

низкий уровень - при определенных обобщениях (отнесение к классу на основании конкретных признаков) - 1-4 правильных ответов.

 

 

                                                    СХЕМА ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРАКТИКАНТА

Примечание: характеристика оформляется на листе формата А 4

в печатном или рукописном виде

 

Характеристика

Студента 3 курса группы «НК» заочного отделения

ГОУ СПО Республики Марий Эл «ОПК им. И.К. Глушкова


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: