Управление карьерой – это комплекс мероприятий, проводимых службой УП, по планированию, организации, стимулированию и контролю служебно-профессионального продвижения персонала, исходя из его целей, потребностей, возможностей и интересов, возможностей организации. Управление карьерой – совокупность действий самого работника по развитию своего карьерного продвижения.
Методы управления карьерой:
а) планомерный (с учетом стремлений и потребностей как работника, так и организации согласно плановым документам организации);
б) автоматический (с учетом объективных критериев служебно-профессионального продвижения персонала и возможностей организации);
в) случайный (субъективное решение руководителя или самого работника).
Главная цель управления карьерой – полное удовлетворение количественной и качественной потребностей организации в персонале по времени и рабочим местам с помощью действующих комплексных программ служебно-профессионального продвижения.
Задачи управления карьерой:
|
|
- отождествление интересов организации и персонала;
- сочетание организационного и индивидуального планирования карьеры;
- нацеленность планирования карьеры на конкретного работника с учетом его специфических характеристик и условий (гибкость системы);
- организация открытости (закрытости) процесса управления карьерой;
- устранение карьерных тупиков;
- формирование четких критериев служебно-профессионального продвижения;
- разработка системы оценки заслуг и результатов труда персонала;
- организация исследования карьерного потенциала персонала и др.
При устройстве на работу новый работник должен знать о своих краткосрочных и долгосрочных перспективах в организации, перечень показателей, которые он должен добиться, чтобы продвинуться по службе.
Управление карьерой ориентируется на материальные, профессиональные, социальные, моральные потребности персонала в зависимости от пребывания на конкретном этапе карьеры.
Этапы карьеры.
Ученые условно выделяют 5-7 основных этапов:
1. Подготовительный (18-25 лет). Получение профессионального образования. Испытание себя на различных работах. Зачисление в штат организации.
2. Становление (до 30 лет). Адаптация и развитие профессионала. Поиск своего места в коллективе. Начало карьеры руководителя.
3. Продвижение (до 40-45 лет). Разделение работников на перспективных и неперспективных с точки зрения руководства. Активное продвижение. Становление профессионалов.
4. Сохранение (40-60 лет). «Кризис середины жизни». Приспособление к ситуации при наличии и отсутствии перспектив продвижения. Горизонтальная и вертикальная карьера. Пик собственной квалификации, передача своего опыта, мастерства и знаний молодежи.
5. Завершающий (предпенсионный согласно законодательству). Подготовка к уходу на пенсию и новому виду деятельности.
6. Пенсионный. Завершение карьеры и занятие новым видом деятельности.