Обучение персонала – это целенаправленный процесс овладения знаниями, умениями, навыками и способами общения под руководством опытных преподавателей, специалистов и руководителей, необходимыми для работы в соответствии с установленными стандартами, а также подготовка работников к более сложной работе.
Это комплексный и непрерывный (на протяжении всей производственной деятельности работника) процесс. Разрабатываются перспективные и текущие (годовые) планы обучения персонала. Тем самым обеспечивается контроль за качеством работы и профессионализмом работников.
Процесс обучения включает в себя:
1. Определение потребности в обучении, исходя из целей организации.
2. Формирование бюджета обучения.
3. Определение целей и планирование обучения:
1) определение критериев оценки;
2) определение содержания обучения: планирование учебных программ и модулей обучения;
3) выбор форм и методов обучения;
4) выбор учебного заведения и преподавателей;
5) расчет финансового бюджета учебных программ.
|
|
4. Реализация обучения:
1) учебно-методическое, материально-техническое, информационное и кадровое обеспечение учебных програм;
2) комплектование учебных групп и организация учебного процесса.
5. Профессиональные знания, навыки и умения.
6. Контроль и оценка эффективности учебных проектов.
Именно кадровая служба предприятия отвечает за организацию обучения персонала и ведет эту деятельность по следующим направлениям:
1. Планирование:
- анализ квалификационной структуры персонала;
- анализ учебных организаций;
- определение приоритетных направлений обучения;
- анализ ресурсных возможностей компании;
- формирование плана обучения.
2. Организация:
- определение перечня должностей, подлежащих обязательному обучению и аттестации;
- составление перечня «дефицитных» специальностей на предприятии;
- составление тем и графиков обучения;
- заключение договоров с учебными заведениями и специалистами;
- организация процесса обучения;
- выбор помещения, обеспечение оборудованием, анкетирование, питание и др.;
- определение эффективности обучения.
3. Создание материальной базы учебного центра.
Определение потребности в обучении осуществляется на нескольких уровнях компании:
1) потребность организации в целом;
- она определяется в соответствии с производственными целями компании и ее кадровой политики при участии линейных менеджеров;
2) потребность в обучении отдела (подразделения);
- эту потребность определяет руководитель подразделения при участии специалистов по обучению;
3) это уровень выполняемых работ, т.е. потребность в обучении связана с выполнением конкретных производственных обязанностей, она определяется на основе заявок линейных руководителей и самих работников путем опроса (или анкетирования) работников.
|
|
Принципы и стили обучения персонала.
Обучение персонала - это развитие профессиональных знаний, умений и навыков сотрудников исходя из целей развития соответствующих подразделений, которые в свою очередь привязаны к стратегии компании. Обучение может быть разным по форме, содержанию и способу организации. Все это зависит от конкретных целей, временных и финансовых ресурсов.
Содержанием обучения могут быть как узкоспециальные профессиональные знания, управленческие и коммерческие навыки, так и корпоративные ценности. Обучение может проходить в форме лекций, семинаров, тренингов, а также в модной теперь дистанционной форме - посредством Интернета, после чего по почте получают официальный документ о квалификации. Возможны разные способы организации - силами внутренних специалистов и менеджеров, силами внутреннего тренера, с приглашением внешних преподавателей, тренеров, экспертов. Компании обычно используют смешанные формы обучения, а крупные организации создают для себя собственные учебные центры и корпоративные университеты.
К принципам обучения персонала чаще всего относят: объективность, надежность, достоверность, доступность, а также принцип соответствия общей кадровой политике организации.
Принцип объективности требует, чтобы профессиональное обучение персонала проводилось вне зависимости от чьего-то мнения или отдельных суждений. Принцип надежности предполагает работу системы обучения вне зависимости от влияния ситуативных факторов (настроения, погоды, прошлых успехов и неудач). Принцип достоверности определяет, насколько успешно человек на практике применяет знания и навыки, полученные в процессе обучения. Принцип доступности провозглашает, что процесс обучения и критерии оценки должны быть доступны и понятны как обучающим, так и самим обучаемым. Кроме этого, актуальна задача разработки такой системы обучения, которая позволила бы решить проблему регулярного обучения вновь поступающих сотрудников и передачи им накопленных в компании знаний, опыта и культуры.
Важным моментом в деле организации обучения является выбор его оптимального стиля. Таких стилей существует несколько:
Лекционный. Характеризуется принудительным односторонним воздействием (при минимуме обратной связи) преподавателя на обучаемых, использованием в качестве награды похвалы.
Коммуникативно-обучающий. Предполагает включение обучаемого в процесс обучения (преподаватель показывает, как делать, обучаемы самостоятельно выполняет задание), средний уровень инструктажа. Поощрение и обратная связь используются здесь для улучшения результатов.
Экспериментально-обучающий. Состоит в открытом общении, широком обмене информацией, самостоятельных тренировках, тестировании преподавателей, частых поощрениях и постоянной обратной связи. Здесь присутствует низкий уровень инструктажа.
Обучающий действием. Предполагает самостоятельное выполнение заданий, широкий обмен опыта с коллегами, при необходимости – консультирование.