double arrow

Целостность художественно-образовательного процесса как условие его эффективности


Целостность - синтетическое качество педагогического процесса, характеризующее высший уровень его развития, результат стимулирующих сознательных действий и деятельности субъектов, функционирующих в нем (внутреннее единство компонентов, их гармоническое взаимодействие).

В организационном плане педагогический процесс приобретает свойство целостности, если обеспечивается единство лишь относительно самостоятельных процессов-компонентов:

1. процесса освоения и конструирования содержания образования и материальной базы;

2. процесса делового взаимодействия педагогов и воспитанников по поводу содержания образования, усвоение которого последними - цель взаимодействия;

3. процесса взаимодействия педагогов и воспитанников на уровне личных отношений (неформальное общение);

4. процесса освоения воспитанниками содержания образования без непосредственного участия педагога (самообразование и самовоспитание).

1 и 4 процессы отражают предметные отношения, 2 - педагогические, а 3 - взаимные, следовательно, охватывают педагогический процесс в его целостности.

 

Инновационные основы музыкально-педагогической концепции Д. Б. Кабалевского




Задача учителя, по мнению Кабалевского, раскрыть перед учащимися музыку не как объект изучения, а как явление жизни, целостное и многогранное.

В музыкально-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского основополагающее значение приобретают следующие принципы:

1. ориентация на формирование интереса детей к музыкальным занятиям,

2.направленность музыкальных занятий на духовное развитие личности учащихся

3.связь музыки и жизни в процессе музыкального образования, осуществляемая прежде всего в отборе музыкального материала и методах его преподнесения;

4.введение учащихся в мир большого музыкального искусства: классического, народного, современного, охватывающего многообразие его форм и стилей;

5.тематическое построение программы: раскрытие жанровых, стилевых особенностей музыки, ее связи с другими видами искусства и жизнью;

6.выявление сходства и различия на всех уровнях организации музыкального материала и во всех видах музыкальной деятельности;

7.трактовка музыкальной грамотности в широком смысле, включая не только элементарную нотную грамоту, но и всю музыкальную культуру;

8.понимание восприятия музыки как основы всех видов музыкальной деятельности и музыкального воспитания в целом;

9.направленность музыкальных занятий на развитие творческого начала в ребенке, которую необходимо осуществлять в композиторской, исполнительской и слушательской деятельности.

Художественное образование в эпоху постмодернизма

Образование, как и все сферы жизни, зависит от господствующей модели, которую государство уже на уровне политики преображает в идеологию.Студенты любят списывать на недостатки образовательной системы свою незаинтересованность, свою растерянность в том, как получаемое теоретическое знание не только поможет, но и воплотится в их практической жизни. А недостатки образовательной системы приписываются большим системам от «неправильного государства» до «кризиса европейского сознания». Преподаватели, являясь частью образовательной системы, так же, винят государственную политику по отношению к ним и рассеянность, раздробленность современного сознания в «неопределенности» и самого текущего образовательного процесса, и собственных научно-идеологических воззрений.



Мы живем в эпоху постмодерна,в системе образования, где остатки советских основ преподавания и образования сочетаются с вводимым «индивидуально-нацеленным обучением» на особенности ученика и студента, на индивида и его собственное мышление. А не на мышление по образцу.Всё это влияет на сферу образования ближайшим образом. Пессимизм постмодерна, как «отрицательной» эпохи, не имеющей своего лица, занимается критикой предшествующего модерна, расплывчатая идеология, или ее отсутствие, характерное почти всем пост советским странам, уравновешивается оптимизмом, унаследованным от раннего капитализма, заключающегося в провозглашении человека высшей ценностью.



 

Личностно-ориентированный подход, его научно-практическое значение

Главное отличиеличностно-ориентированного подхода от такого традиционного подхода, как индивидуальный, заключается в следующем. Использование в педагогической деятельности и того и другого подхода предполагает учет индивидуальных особенностей ребенка. Однако если при применении личностно-ориентированного подхода это делается с целью развития индивидуальности ученика, то при использовании индивидуального подхода реализуется другая целевая установка – освоение учащимися социального опыта, т.е. каких-то знаний, умений и навыков, определенных в типовых программах обучения и воспитания и обязательных для усвоения каждым воспитанником.

Избрание первого подхода связано с желанием содействовать проявлению и развитию в ребенке ярко индивидуального, а выбор второго – с направленностью педагогического процесса на формирование социально типичного, что тоже крайне сложно осуществить без получения и учета информации об индивидуальных особенностях школьников. В этом и заключается принципиально важное отличие двух названных подходов.

 







Сейчас читают про: