Одной из тенденций современного этапа развития самодеятельного творчества стало изменение жанрово-видового состава любительских объединений и творческих коллективов. Наиболее распространенными становятся камерные жанры любительского творчества, тяготение к небольшим исполнительским составам. В музыкальной области падает популярность духовых оркестров, интересы любителей музыки постепенно смещаются в сторону музыкальной этнографии, духовного музыкального наследия, самодеятельного авторского песенного творчества. Появляется немало семейных групп, творческих коллективов, которые в своей деятельности опираются на старинные синкретичные фольклорные жанры (народные действа, обряды), синтезирующие театральное, хореографическое, декоративно-прикладное искусство и вокально-инструментальное исполнительство.
Другой тенденцией современного этапа развития музыкального творчества молодежи является падение уровня исполнительского мастерства и качества создаваемых художественных произведений в большинстве творческих коллективов. Одной из тенденций общего развития методики музыкального воспитания можно назвать формирование «звукословаря», системы знаний об особенностях музыкального языка как в его традиционном толковании (система средств музыкальной выразительности в широком значении и принципов развития), так и в современном — близком к семиотическому подходу.Активизируется процесс компьютеризации школ. Он потребует значительных изменений в сфере методики музыкального образования и воспитания подрастающего поколения.
Практическое музицирование в современных зарубежных педагогических концепциях
В австралийской музыкальной педагогике большое внимание уделяется творчеству, которое определяется как «результат интеграции процесса сочинения музыки, слуховых навыков, теоретического осмысления и исполнительства». При этом сочинение музыки является неотъемлемой частью учебного процесса и включает в себя аранжировку, импровизацию, собственно композицию, звуковое экспериментирование. Интеграция различных форм музыкально-творческой деятельности является общенациональным требованием к обучению музыке в школе. Характерно, что австралийские педагоги пришли к идее, которая составила основу классической отечественной теории детского музыкального творчества: смысл и ценность сочинительства не в конечном продукте, а в самом процессе.
Инновационные идеи в современной отечественной концепции культуросообразного образования
1. центральный принцип - принцип необыденности.
2. общность приоритетов творческого развития: реализм воображения, умение видеть целое раньше частей, мысленно-практическое экспериментирование.
3. ориентация на универсальные модели творчества в ходе развития творческих способностей детей. «Высшее» - ключ к развитию и преобразованию «низшего». Эталоном решения элементарных проблемных задач ребёнком выступают высокие творческие свершения в сфере культуры.
4. проблема как основная единица программного содержания.
5. полифонизм деятельностных средств и воплощения творческих поисков и решений. В образовательной практике распространён монодеятельностный подход к развитию творческих способностей. В противовес этому необходимо предусмотреть многообразие деятельностных форм воплощения творческих актов ребёнка.
6. «событийное» оформление деятельной жизни ребёнка. Придание творческим занятиям детей характер маленьких, но отчётливо выделяющихся на фоне повседневности и ярко переживаемых жизненных событий. Ребёнок должен почувствовать значимую уникальность своих и чужих творческих свершений.
Современные тенденции развития музыкального образования за рубежом
В большинстве стран рок- и поп-музыка входит в школьный репертуар. Музыкальные субкультуры нельзя оценивать с позиции западной классической музыки.Важной целью музыкального образования становится служение музыки тому, чтобы люди различного происхождения могли жить и работать вместе.Популярность школьных исполнительских коллективов.
В большинстве стран музыкальное образование децентрализовано - государственного учебного плана и единой национальной программы по музыке, как правило, нет.Использование в школьной программе церковной музыки.В понимании современных зарубежных педагогов - сочинение это, прежде всего, свободная музыкальная импровизация, то есть сочинение во время исполнения. По усложнению: сочинение - исполнение - слушание.
Компьютерные технологии в музыкально-образовательном процессе
Синтезатор, компьютер, интернет - все эти новые средства коммуникации обеспечивают доступ к качественной информации в области музыкального образования. Они позволяют оптимизировать процесс обучения в рамках традиционных классных занятий за счёт активизации самостоятельной познавательной деятельности учащихся, а также значительно расширяют возможности дистанционного обучения и самоослуживания в этой образовательной области.
Интеграция различных дисциплин с информатикой осуществляется в основном как применение компьютера в обучении этим дисциплинам,
Основные методологические достоинства интеграции педагогических и информационных технологий:
1. предоставлениенеобходимой информации в кратчайшее время и в удобном для восприятия виде;
2. использование мультимедийных средств для наглядности;
3. формирование направленного восприятия информации за счет динамичности и красочности изображения
4. повышение интенсивности учебных занятий за счет обеспечения автоматизированного сбора, обработки информации;
5. активизация самостоятельной учебной деятельности учащихся в компьютерном классе.