Знание и информация: диалектика и противоречия

Диалектическое противоречие- взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон и тенденций предметов и явлений, которые находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении, выступая источником самодвижения и развития объективного мира и познания.Противоречие - важнейший методологический принцип, логическая форма развития познания. Противоречия, возникающие и разрешающиеся в мышлении, отражают противоречия объективной реальности. Классическое определение истины принадлежит Аристотелю: истина – соответствие мысли и предмета, знания и действительности.

Абсолютная истина – это истина, которая не может быть опровергнута в ходе дальнейшего развития науки и человеческой практики. Относительная истина изменяется. Кроме того, различаются объективная истина, которая может быть доказана или опровергнута с помощью фактов, и субъективная истина, основанная на личных переживаниях, эмоциях человека.

Диалектический материализм уделяет особое значение практике в процессе познания человеком окружающего мира. Основой человеческой практики является материальное производство и производство нематериальных благ. К практике относятся реальные преобразования общественных отношений между людьми.Именно практика дает человечеству основной критерий истинности познания. В ней объективность знания может приобрести форму чувственной достоверности.

Основные характеристики личности педагога искусства

Основные свойства педагога:

1. Научная подготовка и личный педагогический талант (такт, самостоятельность и педагогическое искусство).

2. Объективность, внимательность, чуткость (особенно к слабым), добросовестность, стойкость, выдержка, самокритичность, подлинная любовь к детям.

3. Склонность работать и общаться с детьми.

Психологический портрет педагога: уравновешенность, умеренность эмоций,устойчивость психологическая,преимущество положительных эмоций, высокийуровень развития мышления, памяти и восприятия,Способность к воображению и фантазированию.

Личностные качества педагога: адекватность самооценки,оптимум тревожности,целенаправленность,способность сопереживать.

В общечеловеческом смысле, педагог - человек, расположенный к детям, сердечный, гуманный, внимательный и искренний.

 

Педагогическая деятельность в современных условиях: мотивация, содержание

Одним из важнейших компонентов педагогической деятельности является ее мотивация. В педагогической деятельности выделяются те же мотивационные ориентации, что и в учебной. Это внешние мотивы, например, мотив достижения, и внутренние мотивы, например, ориентация на процесс и результат своей деятельности. Внешние мотивы престижности работы в определенном образовательном учреждении, мотивы адекватности оплаты труда часто соотносятся с мотивами личностного и профессионального роста, самоактуализации.Вместе с тем в педагогической деятельности как специфической форме взаимодействия взрослого и ребенка появляется такая ориентация, как доминирование, или мотив власти.

Главное содержание педагогической деятельности - общение с учащимися. В учебно-воспитательном процессе учитель является не только источником информации, организатором познавательной, художественно-творческой и других видов деятельности, но инициатором и руководителем общения. В новой парадигме субъект-субъектных педагогических отношений предметное содержательное общение осуществляется не только на фоне, но в процессе межличностного общения. Однако система межличностных взаимоотношений в учебном процессе до недавнего времени не считалась педагогически значимой.

Массовая культура и ее воздействие на подрастающее поколение

Массовая культура окружает современного школьника на каждом шагу. Продукты массовой культуры играют важнуюроль в социализации подростков.

Массовая культура неотделима от СМИ.Благодаря СМИ обеспечивается систематическое распространение культурной продукции через печать, радио, телевидение, интернет. Вся культура, и не только массовая, проходит через СМИ. Способность к быстрому и практически полному охвату самой широкой аудитории превратила СМИ в важнейший фактор современной культуры.СМИ обеспечивают регулярность и тиражирование информации и благодаря этому являются мощным механизмом воздействия на массовую аудиторию.

Под влиянием СМИ меняется тип мышления. Мозг начинаетдумать не «последовательно», как при чтении книг, а «параллельно», вылавливая интересующую информацию. Визуальный характер телевизионного изложения воздействует, прежде всего, на эмоции человека, а не на его сознание. С помощью телеэкрана люди получают доступ к таким произведениям культуры, которые удалены от них не только в пространстве, но и во времени. С помощью телекамеры мы попадаем и в музейный зал, и на лекцию видного учёного, и на концерт виртуоза – исполнителя и в театральный зал, и даже на сцену и за кулисы.

Образовательная среда как фактор развития личности

Образовательная среда - совокупность факторов, формируемая укладом жизнедеятельности школы: материальные ресурсы школы, организация учебного процесса, питания, медицинской помощи, психологический климат.

Образовательная среда – это целостная качественная характеристика внутренней жизни школы, которая:

1. определяется конкретными задачами, которые школа ставит и решает в своей деятельности;

2. проявляется в выборе средств, с помощью которых эти задачи решаются;

3. содержательно оценивается по тому эффекту в личностном, социальном, интеллектуальном развитии детей, которого она позволяет достичь.

Принципы формирования образовательной среды:деятельность-образование-личность;открытость, целостность, системность, взаимосвязь;избыточность ресурсов;функциональное разнообразие элементов среды;самоидентификация личности;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: