Музыкальная импровизация и творчество в современных зарубежных педагогических концепциях

Особенностью музыкального образования в Германии является его ориентация преимущественно на широко распространённое в стране любительское музицирование - сольное и коллективное, в том числе семейное. Музыка также традиционно является одним из любимых хобби значительного числа взрослого населения страны. Доказательством этого служат многочисленные хоровые и инструментальные коллективы различных составов и уровней.

Уже в начальных классах дети исполняют простейшие мелодии на блок-флейтах и других инструментах Карла Орфа. В школах имеются различные музыкальные коллективы. Для тех, кто выбирает музыку в качестве основного предмета в классах с музыкальным уклоном, она становится одним из четырёх предметов, по которым сдаются выпускные экзамены. Однако число таких учащихся весьма невелико, так как музыка считается менее важным предметом по сравнению с остальными. В Германии популярны любительские ансамбли, деятельность которых, помимо социальной ориентации и интеграции, оказывает заметное влияние на музыкальное образование школьников. Традиционное для Германии увлечение пением воплотилось сегодня в существовании десятков тысяч хоров, объединённых в ассоциации. Наряду с хорами существует множество оркестров и любительских инструментальных ансамблей от уличных до церковных.

Традиции и новаторство как фактор развития современного художественного образования

Инновация в сфере жизни и деятельности человека – целенаправленное изменение, связанное с созданием, распространением и использованием новых относительно стабильных элементов, называемых новшествами. Целью такого нововведения является удовлетворение потребностей и интересов людей новыми средствами, что приводит к определенным качественным изменениям системы и способов обеспечения её эффективности, стабильности и жизнеспособности.

Французский ученый Э. Брансуик различает три возможных вида педагогических новшеств, обусловливающих инновации в образовании:

1. полностью новые и ранее неизвестные образовательные идеи, и действия; таких полностью новых и оригинальных идей очень мало;

2. адаптированные, расширенные идеи, которые приобретают активность в определенной социокультурной и образовательной среде в определенный период;

3. педагогические новшества, обусловленные образовательной ситуацией, в которой актуализируются некоторые ранее существовавшие действия и технологии.

Анализ инновационных процессов в образовании показывает, что использование нововведений не всегда дает положительный результат.

1. вводимые новшества не всегда являются средством решения задач, актуальных для данного ребенка, данного класса, данной школы. Поэтому, учитель должен выявить реальные противоречия, характеризующие проявления школьников, и отобрать новшества, ориентированные на их преодоление.

2.каждое новое средство рождается в конкретных условиях и для определенных задач. Поэтому нельзя выбирать средства обновления образовательного процесса на основе только личных вкусов, симпатий.

3. любое педагогическое средство имеет 2 стороны: технологическую иличностную. Поэтому, необходимо учитывать соответствие личностных характеристик создателей новшеств и их пользователей, ибо личностная сторона оказывает большое влияние на результативностьобновления образовательного процесса.

Слушание, исполнение и сочинение музыки в современных зарубежных педагогических концепциях

Триада «композитор-исполнитель-слушатель» характеризует путь музыкального произведения от её создателя к «потребителю». Дополняется триадой «слушание-исполнение-сочинение», характеризующей основные виды деятельности учащихся на уроках музыки.Очевидно, что сочинение музыки - музыкальное творчество- считается самым сложным, почти профессиональным видом музыкальной деятельности и его освоение в школе весьма проблематично.

В понимании современных зарубежных педагогов - сочинение это, прежде всего, свободная музыкальная импровизация, то есть сочинение во время исполнения. По сравнению с сочинением - свободной музыкальной импровизацией - исполнение музыки требует обязательного посильного освоения нотной грамоты, что в её традиционном варианте всегда достаточно проблематично. В сравнении с исполнением слушание музыки - это сложный, с трудом поддающийся контролю и коррекции процесс, требующий от реципиента квалифицированного восприятия. Таким образом, логическая цепь, выстроенная по степени возрастания сложности музыкальной деятельности, выглядит прямо противоположно отечественной: сочинение - исполнение - слушание.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: