Правовая основа ведения ЕГРН

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.. 3

ГЛАВА 1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЕДЕНИЯ ЕГРН И ПОСТОНОВКИ ОБЪЕКТА НЕДВИЖИМОСТИ НА ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КАДАСТРОВЫЙ УЧЕТ.. 6

1.1 Правовая основа ведения ЕГРН.. 6

1.2 Формирование объекта недвижимости. 17

1.3 Постановка участка на государственный кадастровый учет. 28

ГЛАВА 2 ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА ВЕДЕНИЯ ЕГРН.. 39

2.1 Информационные системы для ведения реестра объектов недвижимости 39

2.2 Прием документов на ГКУ в Программном комплексе приема и выдачи документов. 45

2.3 Государственный кадастровый учет земельных участков. 54

2.4 Проведение проверок и подготовка исходящих документов. 73

ГЛАВА 3 ПОСТАНОВКА ВНОВЬ ОБРАЗОВАННОГО ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА НА ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КАДАСТРОВЫЙ УЧЕТ.. 87

3.1 Формирование вновь образованного земельного участка. 87

3.2 Порядок приема документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета земельного участка. 91

3.3 Процесс постановки на государственный кадастровый учет образуемого земельного участка. 95

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 104

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 107

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 116

ВВЕДЕНИЕ

ВЕдиный государственный реестр недвижимости(далее - ЕГРН),выполняющийнесколькофункций, вносится информация об объектах недвижимого имущества и объектах землеустройства.

ВЕГРНсодержится информация о границе РФ и границе субъектов РФ, информация об объектах недвижимости, определенных статьей 130 ГК РФ и правах, зарегистрированных на них[9].ЕГРНявляется информационным ресурсом об объектах недвижимости.Сведения ЕГРН активноиспользуютсякак физическими, так и юридическими лицами.

Сведения ЕГРН также играют важную роль и вналогообложении - именно с кадастровой стоимостивзимаютсяналоги на объекты недвижимости, которые платят собственникинедвижимогоимущества.

ЕГРНсодержит сведения о зарегистрированных правах на объектынедвижимости. Удостоверитьсвоеправо на объекты недвижимостисобственник можеттолько с помощью процедуры регистрации прав в ЕГРН.

Одним израспространенныхспособовпополнения ЕГРН, являетсявнесение в него сведений обобъектенедвижимостипутем постановкина кадастровый учет [10]. Поэтому и была выбрана именно эта тема – «Реестровый (кадастровый) учет вновь образованных земельных участков.

Новизна работы заключается в следующем – в работе описан процесс постановки вновь образованного земельного участка на государственный кадастровый учет с учетом изменений, внесенных Федеральным законом № 218 «О регистрации недвижимости».

Целью работы является описание процесса постановки вновь образованного земельного участка на государственный кадастровый учет.

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

1) описана правовая основа ведения ЕГРН;

2) описан процесс формирования земельного участка перед постановкой его на государственный кадастровый учет в общем виде;

3) описан процесс постановки земельного участка на государственный кадастровый учет в общем виде;

4) программные средства ведения ЕГРН механизм их использования при постановке на кадастровый учет вновь образованного земельного участка;

5) механизм формирования вновь образованного земельного участка на конкретном примере;

6) процесс постановки на кадастровый учет земельного участка на конкретном примере;

7) описаны документы, удостоверяющие проведение кадастрового учета вновь образованного земельного участка на конкретном примере.

В качестве объекта работы выбран вновь образованный земельный участок, расположенный в селе Ельцы,Селижаровскогорайона, Тверской области.

Предмет работы – процесс постановки вновь образованного земельного участка на государственный кадастровый учет.

Теоретическая базаработы:

1) Федеральный закон № 218 «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 года (в редакции от 03.07.2016 года) [10];

2) Федеральный закон № 221 «О кадастровой деятельности» от 24.07.2007 года (последняя редакция) [11];

3) Земельный кодекс Российской Федерации [8];

4) Федеральный закон № 137 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от 25.10.2001 (последняя редакция)[12];

5) Гражданский кодекс Российской Федерации [9];

6) другие учебные пособия и подзаконные акты, статьи, регулирующие постановку объекта недвижимости на кадастровый учет.

В первой главе работы описывается правовая основа постановки на государственный кадастровый учет вновь образованного объекта недвижимости.

Вторая глава посвящена электронным средствам ведения Единого государственного реестра недвижимости – АИС ГКН. Описывается механизм постановки объекта недвижимости с помощью данной системы.

В третьей главе работы описывается механизм постановки на государственный кадастровый учет вновь образованного земельного участка на конкретном примере.


ГЛАВА 1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЕДЕНИЯ ЕГРН И ПОСТОНОВКИ ОБЪЕКТА НЕДВИЖИМОСТИ НА ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КАДАСТРОВЫЙ УЧЕТ

 


Правовая основа ведения ЕГРН

    С 1 января 2017 года вступил в силу новый федеральный закон № 218 «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации недвижимости) [10].

Закон о регистрации недвижимости регламентирует постановку объектов недвижимости на государственный кадастровый учет, а так же ведение ЕГРН, регистрацию прав на объекты недвижимости.ЕГРН содержит достоверныесведения об объектах недвижимого имущества и о зарегистрированных правах на него.[10].

    Помимо Закона о регистрации недвижимости государственный кадастровый учет недвижимого имущества,регистрация права на недвижимое имущество регламентируются также Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ и другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Российской Федерации и актами, изданными органом исполнительной власти в сфере государственного кадастрового учета и регистрации прав на объекты недвижимости [10].

    В главе 2 статье 36 Конституции РФ указано, что граждане и их объединения имеют право владеть землей на праве собственности. Также в конституции указано на то, что владение и пользование землей и другими природными ресурсами осуществляется собственниками свободно, если это не наносит вред окружающей природной среде [7].

    В статье 130 Гражданского кодекса раскрывается понятие «недвижимость»[9].

Согласно гражданскому кодексу «к недвижимым вещам относятся участки недр, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без соразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства» [9].

    К недвижимости относятся также «воздушные и морские суда и суда внутреннего плаванья» [9] в силу своих больших размеров и дороговизне. Но данная недвижимость не подлежит учету и регистрации в ЕГРН[9].

    ЕГРН содержит сведения о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах (новое понятие – введено 218-ФЗ), об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иные предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения об объектах недвижимости [10], [22].

    В статье 8.1 ГК указано, что права, возникающие на недвижимое имущество, подлежат обязательной регистрации, в том числе их ограничения и обременения. [9].

    Государственная регистрация прав осуществляется уполномоченным на это органом государственной власти. В обязательном порядке данным органом осуществляется проверка законности проведения государственной регистрации [9].Регистрация прав и осуществление государственного кадастрового учета завершается внесением сведений в кадастр недвижимости и реестр прав, о чем заявителю выдается выписка об основных характеристиках объекта.[10].

    ЕГРН образован путем объединения Единого государственного реестра прав и Государственного кадастра недвижимости в один информационный ресурс. Кадастровый учет объекта недвижимости и государственная регистрация прав на данный объект заключается во внесении сведений в ЕГРН[10], [23].

    Регистрация права в ЕГРП является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право может быть оспорено только в судебном порядке [10].

    Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на объект недвижимости, предусмотренные ГК РФ (статьи: 130, 131, 132, 133.1, 164).В том числе регистрация сделок, совершенных с объектом недвижимости[9], [10].

    Федеральным органом, уполномоченным на осуществление государственного кадастрового учета и регистрацию прав, на территории РФ являетсяФедеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии – Росреестр[10].

На кадастровую палату и многофункциональные центры возложены функции по приему документов, необходимых для осуществления процедуры учета или регистрации прав, а также ведение ЕГРН[10], [22].

    Росреестр выполняет следующие функции, согласно Закона о регистрации недвижимости:

1)«координирует и контролирует деятельность органов регистрации прав» [10];

2) обеспечивает соблюдение территориальными органами порядка ведения ЕГРН;

3)«разрабатывает и издает методические рекомендации для органов регистрации по вопросам осуществления государственной регистрации прав и кадастрового учета» [10], ведения ЕГРН и предоставления из него сведений;

4)«обеспечивает обучение и повышение квалификации работников органов регистрации прав»[10].

    К компетенции органа осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относится:

1) прием документов для осуществления государственного кадастрового учета или регистрации прав;

2)проверка подлинности поданных документов и соответствующих прав у заявителя;

3)«проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав» [10];

4) осуществление государственного кадастрового учета и регистрации прав на объект недвижимости;

5) выдача право удостоверяющих осуществления учета и регистрации прав документов;

6) ведение ЕГРН и предоставление сведений из него;

7)«принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правого регулирования, бесхозяйственных недвижимых вещей» [10];

8)«иные полномочия, установленные настоящим федеральным законом» [10].

В части 4 статьи 3 Закона о регистрации недвижимости указано, что подведомственное учреждение органа регистрации прав(кадастровая палата филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тверской области) может осуществлять все из вышеперечисленных полномочий кроме пунктов 2-4 из представленного выше списка [10].

Следует отметить, что конкретный перечень полномочий в области ведения ЕГРН ФГБУ «ФКП Росреестра» регламентирован приказом Минэкономразвития № 0515 «О наделении федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» отдельными полномочиями органа регистрации прав» от 18 октября 2016 года[16].

В пункте 5 статьи 3 также указано, что полномочия органа регистрации прав могут передаваться постановлениями Правительства РФ в порядке, предусмотренном ФЗ 184, органу регистрации прав в субъектах РФ [10, 13].

Статья 4 главы 1 общих положений Закона о регистрации недвижимостиописывает участников отношений, возникающих при регистрации прав и постановке на учет объекта недвижимости[10]. 

С одной стороны выступают собственники недвижимого имущества и обладатели иных, подлежащих государственной регистрации прав[10].

Это могут быть граждане РФ, физические и юридические лица, иностранные граждане и лица без гражданства, иностранные юридические лица, иностранные государства, союзные государства, субъекты российской федерации, органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, кадастровые инженеры, нотариусы, судебные приставы с одной стороны, и орган регистрации прав – с другой [10].

Каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в ЕГРН, имеет свой собственный номер, не повторяющийся на территории РФ. Кадастровый номер присваивается органом госрегистрации[10].В целях присвоения кадастровых номеров орган регистрации прав осуществляет кадастровое деление территории. Такая информация заложена в статье 5Закона о регистрации недвижимости [10].

 Содержащиеся в ЕГРН кадастровые номера и реестровые номера границ используются в иных информационных ресурсах и при межведомственном информационном взаимодействии [10].

В статье 6 главы 1 Закона о регистрации недвижимости определяется геодезическая и картографическая основы ведения ЕГРН. В частности в пункте 1 статьи говорится - геодезической основой ЕГРН являются государственные геодезические сети и межевые сети специального назначения. Картографической же основой ЕГРН является единая электронная картографическая основа, создаваемая в соответствии с законом о геодезии и картографии[10].

Геодезические и картографические основы ЕГРН создаются и обновляются в соответствии с законом о геодезии и картографии (ФЗ № 431)[10, 14].

В статье 6 Закона о регистрации недвижимости также указано, что для ведения ЕГРН на уровне кадастрового округа используются местные системы координат. Местные системы координат устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, установленным пунктом 1 статьи 3 данного закона [10].

Глава 2 Закона о регистрации недвижимости регламентирует ведение ЕГРН. В данной главе указано, что ведение ЕГРН осуществляется на русском языке по единым технологиям на всей территории РФ [10].

ЕГРН ведется в текстовой и графической форме. Он состоит из реестра объектов недвижимости, реестра прав на недвижимость, реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территории, реестровых дел, кадастровых карт и книг учета документов [10]. Законом о регистрации недвижимости установлено – реестр объектов недвижимости, кадастровые карты и книги учета документов ведутся в электронном виде[10], [22].

Орган регистрации прав вносит в ЕГРН сведения на основании поступивших документов, необходимых для регистрации прав или кадастрового учета объекта недвижимости[10].

Глава вторая Закона о регистрации недвижимости регламентирует состав сведений, вносимых в реестры ЕГРН [10], состав реестровых дел, определяются виды кадастровых карт, с входящими в них сведениями (указывается орган, определяющий их состав), а также указывается, в каком случае сведения вносятся в ЕГРН [10].

Глава третьяЗакона о регистрации недвижимости определяет процедуру проведения государственного кадастрового учета и регистрации прав на недвижимое имущество [10]. В данной главе указаны основания для проведения учета и регистрации прав (статья 14); определены лица, по заявлению которых может быть выполнена процедура учета и регистрации, определены сроки проведения органом учета прав данных процедур (статьи 15-16 федерального закона)[10].

Статья 18 Закона о регистрации недвижимости регламентирует процедуру подачи заявления заинтересованным лицом в орган осуществления кадастрового учета, и прилагающихся к заявлению документов [10].

Статья 20 Закона о регистрации недвижимости устанавливает правила взаимодействия кадастрового инженера с органом регистрации прав при осуществлении последним своих обязанностей. Статьи 21-24.1 закона о регистрации недвижимости устанавливают требования к документам, предоставляемым органу регистрации прав, для осуществления учета [10].

Также данной главой Закона о регистрации недвижимости устанавливаются основания для возврата и приостановления осуществления процедур постановки на кадастровый учет и регистрации прав на объект недвижимости, правила, по которым происходит возврат заявления о проведении учетных процедур без рассмотрения. Стоит отметить статью 29, регламентирующую порядок осуществления регистрации прав и постановки на кадастровый учет. В статье 28 указан выходной документ, удостоверяющий регистрацию возникновения и перехода прав на объект недвижимости и процедуру постановки на учет. Данный документ оформляется в виде выписки из ЕГРН[10].

Проведение государственной регистрации договоров и сделок с объектами недвижимости удостоверяется специальной надписью на документе, выражающем содержание сделки (документ представляется в виде электронного, заверенного усиленной электронной подписью госрегистратора прав)[10].

    Глава 5 Закона о регистрации недвижимости устанавливает правила внесения в ЕГРН сведений в уведомительном порядке (статьи 35-39). А именно регламентируется: внесение в ЕГРН записей о наличии возражений в отношении зарегистрированного права, правила внесения в ЕГРН записей о наличии право притязаний на объект недвижимости, и т. д. [10].

    Глава 6 Закона о регистрации недвижимости устанавливает правила постановки на кадастровый учет отдельных объектов недвижимости и государственной регистрации отдельных видов прав. Данная глава регламентирует регистрацию прав таких объектов, как: вновь построенные здания и сооружения, объекты недвижимости, находящиеся в общей собственности, регистрация прав на земельную долю или земельный участок из земель сельхозназначения, регистрация прав на объект недвижимости при долевом строительстве, регистрация сервитута, ипотеки, особенности регистрации прав при изъятии земельного участка, в том числе, и сельхозназначения и регистрацию прав имущественного комплекса, и т. д.[10].

    В области кадастрового учета данная глава устанавливает правила проведения кадастрового учета следующих объектов недвижимости: вновь построенные, осуществление кадастрового учета при уточнении границ земельных участков, учета части объекта недвижимости, кадастровый учет искусственно созданного земельного участка, кадастровый учет имущественного комплекса, а также учета участков из земель сельхозназначения, кадастровый учет арендуемого земельного участка; также кадастрового учета объекта недвижимости при изъятии земель сельхозназначения, и т д. [10].

    Нужно заметить, что данная глава определяет постановку и регистрацию прав земельного участка, предоставленного гражданину для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества или индивидуального жилищного строительства [10].

    Главы 7-8 Закона о регистрации недвижимости устанавливают порядок устранения ошибок, возникших при оформлении недвижимости и порядок предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН. Глава 9 регламентирует права и обязанности государственного регистратора при исполнении им служебных обязанностей [10].

    Глава 10 Закона о регистрации недвижимостиустанавливает перечень пунктов, по которым орган регистрации прав несет ответственность в результате осуществления регистрации прав и кадастрового учета и ведения ЕГРН [10].

    Глава 11 Закона о регистрации недвижимостиопределяет порядок вступления в силу данного федерального закона, устанавливает порядок признания прав ранее учтенных объектов недвижимости.Также регламентирует регистрацию права собственности на объект недвижимости, созданный по договору с органом государственной власти разных уровней, и т. д. [10].

    Помимо Закона о регистрации недвижимости постановка на кадастровый учет, регистрация прав и ведение ЕГРН регламентируется подзаконными актами, создаваемыми органом регистрации прав [1, статья 1].

    Следует упомянуть о федеральном законе № 221 «О кадастровой деятельности» (далее – Закон о кадастровой деятельности). Он регламентирует вопросы, связанные с деятельностью кадастровых инженеров и саморегулирующихся организаций кадастровых инженеров. В статье первой закона дается определение кадастровой деятельности, дается перечень объектов, в отношении которых кадастровая деятельность осуществляется [11].

    Также в статье 2 Закона о кадастровой деятельности написано, что правовую основу кадастровых отношений составляют настоящий закон, другие федеральные законы и издаваемые в соответствии сними правовые акты [11].

    В статье 3.2 Закона о кадастровой деятельности написано, что контроль за деятельностью саморегулирующихся организаций кадастровых инженеров, ведение реестра подобных организаций и ведение реестра кадастровых инженеров осуществляется федеральным органом исполнительной власти – Росреестром [10]. Конкретно орган исполнительной власти указан в постановлении правительства № 688 то 18 июля 2016 года «Об осуществлении государственного надзора за деятельностью национального объединения кадастровых инженеров» [15].

    Статья 29 Закона о кадастровой деятельности определяет требования, которым должен соответствовать кадастровый инженер.Статья 29.1 регламентирует права и обязанности кадастрового инженера при совершении кадастровых работ [11].

    В статье 29.2Закона о кадастровой деятельности прописана имущественная ответственность, которую несет кадастровый инженер в случае недобросовестного исполнения своих служебных обязанностей. Также в статье прописано, что деятельность кадастрового инженера обязательно должна быть застрахована, чтобы инженер в случае необходимости мог возместить материальный ущерб пострадавшему. Контроль за исполнением данной статьи закона кадастровым инженерном ведется со стороны саморегулирующейся организации. А контроль за организацией – органом Росреестра [11].

    Статьи 30 – 30.5Закона о кадастровой деятельности регламентируют работу Саморегулирующихся организаций кадастровых инженеров, национального объединения кадастровых инженеров. А также регламентирует регулирование кадастровой деятельности саморегулирующихся организаций инженеров и саморегулирующихся организаций [11].

    Также Глава 4 Закона о кадастровой деятельностирегулирует формы осуществления кадастровой деятельности кадастровым инженером – в форме индивидуального предпринимателя и в качестве работника юридического лица (статьи 31-33). Статьи 35-40 регламентируют выполнение кадастровых работ инженером: указываются основания для выполнения работ, указывается при этом роль договора, указываются документы – результат проведения кадастровых работ, порядок согласования местоположения границ и значение документа- акта согласования границ [11].

    Глава 4.1 Закона о кадастровой деятельности регламентирует проведение комплексных кадастровых работ. Дается определение понятия, определяются объекты работ проведения подобных работ, и обозначается их результат (статья 42.1) [11].

    В статье 42.2 Закона о кадастровой деятельностиопределяется заказчик комплексных кадастровых работ, и определяются способы их финансирования [11].

    В следующей статье главы 4.1Закона о кадастровой деятельности определяется исполнитель работ – кадастровый инженер (статья 42.3), статья 42.4 разъясняет, что является результатом комплексных кадастровых работ – подготовка карты-плана территории, на основании которой вносятся сведения в кадастр недвижимости об объектах проведения комплексных кадастровых работ [11].

    Статьи 42.6 и 42.7Закона о кадастровой деятельности определяют порядок выполнения комплексных кадастровых работ и порядок извещения о начале их выполнения правообладателей объектов недвижимости и заинтересованных граждан, а также в старье 42.7 указывается информация, которая должна быть указана в предоставляемом правообладателю извещении о начале проведения работ [11].

    Глава 5 «заключительные положения» Закона о кадастровой деятельностирегламентирует вступление в силу настоящего федерального закона (статья 48). Статья 45 регламентирует правила хранения и использования кадастровой документации, созданной до вступления в силу нового федерального закона № 218 «О регистрации недвижимости» [11].

    Статья 46 Закона о кадастровой деятельности устанавливает, что информация, внесенная в ГКН, до вступления в силу ФЗ № 221 является частью государственного кадастра недвижимости [11].

    Статья 47 Закона о кадастровой деятельности«иные заключительные положения» содержит информацию о том, что кадастровые документы, выданные до вступления в силу данного федерального закона, остаются действительными, участки лесного фонда, кадастровый учет которых не осуществлялся, но права на них зарегистрированы, согласно утратившему силу ФЗ № 112 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сиделок с ним» признаются ранее учтенными и т. д. [11].

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: