Постановка участка на государственный кадастровый учет

    «Государственный кадастровый учет недвижимого имущества – внесение в ЕГРН сведений о земельный участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющие определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее – государственный кадастровый учет)»[10].

    Постановку на государственный кадастровый учет, ведение ЕГРН и предоставление сведений из ЕГРН осуществляет уполномоченный правительством РФ федеральный орган исполнительной власти – федеральная служба государственной регистрации кадастра и картографии – Росреестр, некоторые функции переданы его территориальному органом – ФГБУ «ФКП Росреестра» [10].

    О разграничении полномочий в области осуществления кадастрового учета, ведения ЕГРН и предоставлении сведений из него говорилось в параграфе 1 данной работы[10].

    Государственный кадастровый учет осуществляется на основании заявления и документов, поступивших в орган, осуществляющий кадастровый учет [10].

Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета являются:

    1)«акты, изданные органами государственной власти и органами местного самоуправления, в рамках их компетенции согласно законодательству, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости» [10];

2)«договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки» [10];

3)«акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки» [10];

    4)«свидетельства о праве на наследство» [10];

5)«вступившие в законную силу судебные акты» 10;

6)«акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания» [10];

7) для земельных участков межевой план (другие объекты недвижимости в данной работе не рассматриваются);

8) схема размещения земельного участка на кадастровой карте территории для вновь образованного земельного участка[10].

    В соответствии с Законом о регистрации недвижимости государственный кадастровый учет осуществляется как совместно с государственной регистрацией права, так и без государственной регистрации права[10].

    В части 5 статьи 14 Закона о регистрации недвижимости прописаны случаи, в связи с которыми государственный кадастровый учет осуществляется без государственной регистрации прав на недвижимое имущество. Подобное происходит:

1) в связи с созданием объекта недвижимости на основании разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, которое представлено органом государственной власти, органом местного самоуправления, или управлением по атомной энергетике;

2) в связи с прекращением существования объекта недвижимости, права на который не зарегистрированы в ЕГРН;

3)в связи с образованием, прекращением существования части объекта недвижимости, на которую распространяются ограничения прав и обременения соответствующего объекта недвижимости, если в соответствии с Законом о регистрации недвижимости такие ограничения и обременения не подлежат регистрации в ЕГРН;

4)«в отношении всех помещений и машино-мест в здании, сооружении одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета на это здание, сооружение либо в случае, если право собственности на это здание, сооружение уже зарегистрировано в» [10] ЕГРН;

5)«в отношении здания, являющегося многоквартирным домом и помещений, являющихся общим имуществом в таком доме, одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета расположенных в таком доме квартир» [10];

6)«в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости» [10];

7) в отношении образуемых при выполнении комплексных кадастровых работ земельных участков, занятых городскими объектами. образование которых предусмотрено проектом межевания территории и которые после образования будут относиться к местам общего пользования, а также земельных участков, занятых зданиями, сооружениями, объектами незавершенного строительства;

8)«в отношении земельных участков,образуемых на основании решения суда об изъятии земельного участка или расположенного на нем объекта недвижимости для государственных и муниципальных нужд» [10];

9)«в отношении земельных участков, образуемых из земель и земельных участков государственная собственность на которые не разграничена в соответствии с частью 14 статьи 41» [10] Закона о регистрации недвижимости;

10)«в отношении земельного участка или земельных участков, образуемых путем перераспределения земель или земельного участка, находящегося в частной собственности на основании решения об утверждении схемы расположения земельного участка, либо согласия органа государственной власти, либо органа местного самоуправления на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории» [10];

11)«в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, которая образуется в целях установления применительно к ней сервитута»[10].

    Пункт 4 данной статьи не рассматривался, так как в рамках данной работы описывается процедура только государственного кадастрового учета[10].

    В соответствии со статьей 15 Закона о регистрации недвижимости с заявлением о постановке на кадастровый учет может обратиться собственник объекта недвижимости или его представитель, при наличии у него доверенности на право проведения кадастрового учета от имени собственника, и получения удостоверяющих проведение кадастрового учета документов.[10].

    Также государственный кадастровый учет без одновременной регистрации прав производится по заявлению:

1)представленному уполномоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или уполномоченной организацией, работающей с радиоактивными веществами, которыми выдано свидетельство на ввод объектов в эксплуатацию в соответствии с статьей 19 («Обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных уполномоченных лиц представлять заявление и прилагаемые к нему документы для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав») Закона о регистрации недвижимости при государственном кадастровом учете создаваемого объекта недвижимости;

2)«собственника здания, сооружения, объекта незавершенного строительства – при государственном кадастровом учете, в связи с прекращение существования таких объектов недвижимости, права на которые не зарегистрированы в» [10] ЕГРН;

3)«собственника объекта недвижимости или лица, в пользу которого устанавливается ограничение права или обременение объекта недвижимости – при государственном кадастровом учете в связи с образованием или прекращение существования части объекта недвижимости, если в соответствии с Законом о регистрации недвижимости такие ограничения или обременения возникают от момента их государственной регистрации в» [10] ЕГРН;

4)«собственника объекта недвижимости – при государственном кадастровом учете в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости» [10];

5) кадастрового инженера в соответствии с пунктом 3 статьи 14 Закона о регистрации недвижимости [10].

    Документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета могут предоставляться как в бумажном виде при личном обращении, так и в виде электронных документов через сайт Госуслуг [10]. В последнем случае они должны быть заверены усиленной электронной квалификационной подписью заявителя [19].

    Также заверенные документы в электронном виде могут быть поданы через официальный сайт Росреестра и другие веб-сервисы [19].

Заявление об осуществлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости и прилагаемые к нему документы могут быть представлены в орган регистрации прав или многофункциональный центр, независимо от места расположения объекта недвижимости. Заявление должно быть подписано заявителем[10].

Согласно Закона о регистрации недвижимости заявление о осуществлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости с необходимыми документами заявитель может подать как в многофункциональный центр, так и в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» [10].

Вместе с заявлением, предоставляются следующие документы:

1)«документ, подтверждающий соответствующие полномочия заявителя» [10] (доверенность);

2) «документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета» [10];

3) иные документы (для вновь образованного земельного участка должен быть межевой план, расположение земельного участка на кадастровом плане территории) [10].

    Согласно статье 21 Закона о регистрации недвижимости «межевой план и кадастровый план с нанесенными границами участка предоставляется в электронном виде»[10].

    Также при предоставлении документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета лично, заявитель обязан предоставить документ, удостоверяющий личность заявителя. В случае обращения представителя заявителя кроме документа, удостоверяющего личность, представитель должен предоставить в орган регистрации прав еще и доверенность, удостоверяющую его право действовать от имени собственника объекта недвижимости [10].

Согласно статье 25 Закона о регистрации недвижимости орган, осуществляемый кадастровый учет обязан возвратить заявление о кадастровом учете объекта недвижимости и прилагаемые к нему документы без рассмотрения в случае,если заявление о кадастровом учете не подписано заявителем, или имеет исправления. Или прилагаемые к заявлению документы имеют исправления и подчистки или не соответствуют требованиям статей 22-24.1 Закона о регистрации недвижимости. Данные статьи устанавливают требования, предъявляемые к межевому плану, акту обследования, техническому плану, карте-плану территории [10].

Далее необходимо упомянуть о сроках осуществления процедуры государственного кадастрового учета объекта недвижимости без государственной регистрации прав:

1)«пять рабочих дней с даты приема органом регистрации прав заявления на осуществление государственного кадастрового учета и прилагаемых к нему документов»[10];

2)«семь рабочих дней с даты приема многофункциональным центром заявления на осуществление государственного кадастрового учета и прилагаемых к нему документов» [10].

    Порядок осуществления государственного кадастрового учета описан в статье 29 Закона о регистрации недвижимости. Он следующий:

1)прием заявления о государственном кадастровом учете в ПК ПВД;

(в случае,если документы не соответствуют требованиям Закона о регистрации недвижимости осуществляется возврат данных документов);

2) сканирование документов и добавление образов;

3) ввод сведений;

4) проверка пространственных данных;

5) проверка документов. Формирование протокола и подготовка решения;

6) удостоверения протокола и решения;

7) определение кадастровой стоимости;

8) формирование выходных документов;

9) удостоверение документов [10].

    Схему постановки объекта недвижимости на кадастровый учет можно представить следующим образом. Заявитель подает необходимый пакет документов в многофункциональный центр[23].

    Если документы соответствуют требованиям, заявителю выдается опись документов,принятых для оказания государственных услуг (в прил. А).

    Далее работники многофункционального центра с помощью Программного комплекса приема и выдачи документов (далее – ПК ПВД) вносят данные о заявителе, сканируют приложенные к заявлению документы и прикрепляют в виде электронных образов[10].

    Заявление регистрируется в книге учета, ему автоматически присваивается номер.

Далее документы поступают в отдел Обеспечения учетно-регистрационных действий филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тверской области. По номеру заявки сотрудники отдела находят в Автоматизированной информационной системе Государственного кадастра недвижимости (далее – АИС ГКН)нужный пакет документов.

    Сотрудники данного отдела осуществляют ввод данных об объекте недвижимости в АИС ГКН, проводят проверку поступивших на государственный кадастровый учет документов на соответствие требованиям Закона о регистрации недвижимости и других подзаконных актов[10].

    Сотрудником отдела проводятся следующие проверки.

Проверяется есть ли основания для приостановления или отказа в осуществлении государственного кадастрового учета, а именно - на отсутствие пересечения границ земельного участка, в отношении которого подано заявления о постановке на государственный кадастровый учет, проверка на наличие необходимых для осуществления государственного кадастрового учета документов в соответствии с Законом о регистрации недвижимости, на соответствие формы и содержания заявления и необходимых для осуществления государственного кадастрового учета документов требованиям Закона о регистрации недвижимости, проверка на наличие полномочий заявителя. Также проводится проверка полномочий заявителя на обращение в орган кадастрового учета, на наличие соответствующих правомочий у лица, создавшего межевой план, на наличие доступа к образуемому участку, проверка на отсутствие пересечения границ земельного участка с границами муниципального образования или населенного пункта [10].

    После осуществления  проверок формируется протокол проверки документов и подписывается уполномоченным лицом филиала ФГБУ «ФКП Росреестра».

    Если проверка по всем пунктам прошла успешно, то сотрудники отдела готовят проект решения о постановке земельного участка на государственный кадастровый учет.

    В случае наличия оснований для приостановления или отказа в осуществлении государственного кадастрового учета сотрудниками отдела Обеспечения учетно-регистрационных действий готовится проект решения о приостановлении или отказе в государственном кадастровом учете.Далее, документы, закрепленные усиленной квалификационной электронной подписью, сотрудника, уполномоченного на подготовку проекта решения поступают в отдел регистрации недвижимости Управления Росреестра по Тверской области, где государственный регистратор проводит правовую экспертизу документов,дает юридическую оценку проекта решения, направляет в отдел определения кадастровой стоимости филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тверской области документы для определения кадастровой стоимости земельного участка. После определения кадастровой стоимости принимает и удостоверяет решение о постановке земельного участка на государственный кадастровый учет[10], [23].

    В случае если есть основания для приостановления или отказа в осуществлении государственного кадастрового учета, то государственный регистратор принимает и удостоверяет решения о приостановлении государственного кадастрового учета или отказе в государственном кадастровом учете,а заявителю (заинтересованному лицу) направляется уведомление об устранении причин приостановления[10].

    После чего заявителю выдается выписка из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости, удостоверяющая государственный кадастровый учет[10], [24].

    Документы в бумажном виде формируются в реестровое дело и попадают в архив.

    В дело входят следующие документы: заявление и межевой план с приложением необходимых документов для государственного кадастрового учета (в прил. А).

    Данная схема постановки объекта недвижимости на кадастровый учет работает, если оснований для приостановки или отказа в осуществлении государственного кадастрового учета.

    Основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учета по решению государственного регистратора прав представлены в статье 26 Закона о регистрации прав. Полный перечень оснований для приостановления состоит из 55 пунктов, и приводить его в работе целиком не имеет смысла[10].

    Все пункты объединяет то, что данные недочеты можно исправить в процессе кадастрового учета. Для этого процедура приостанавливается на срок до 3 месяцев, или же на один месяц, если не предоставлены необходимые документы, или же приостановка государственного кадастрового учета длится до принятия решения судом, который процедуру учета остановил [10].

    Если в течение срока приостановления процедуры государственного кадастрового учета по решению государственного регистратора не будут устранены причины, препятствующие осуществлению процедуры государственного кадастрового учета, указанные в статье 26 Закона о регистрации недвижимости, то в проведении данной процедуры будет отказано [10].




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: