Образовательная деятельность: «Природный мир»

В подготовительной группе сохраняются два ведущих направления в подборе для детей знаний о природе.

Первое направление – это дальнейшее расширение представлений о ней путем включения знаний о новых объектах и явлениях и конкретизации уже освоенных в предыдущих возрастных группах сведений. Поэтому объектами познания ребенка становятся новые, прежде незнакомые животные и растения ближайшего природного окружения и различных природных зон - пустыни, тундры и т.п., явления неживой природы, типичные для них. Знакомое поворачивается для детей новыми, может быть, необычными сторонами, пополняется новыми фактами, яркими характеристиками.

Возросший познавательный интерес к миру. Появившиеся седьмому году жизни важные качества познавательной деятельности: целенаправленность, известная планомерность, сформированность интеллектуальных операций и их результативность, стремление проникнуть в суть окружающих явлений позволяют включить в содержание знаний представление о человеке как ограниченной части природы, о его взаимосвязях со средой обитания.

Второе направление, наиболее ответственное и сложное, это завершение работы по систематизации знаний, начатой в старшей группе. Оно реализуется путем формирования или развития уже имеющихся обобщений (лес, луг, животное, живое, приспособленность и др.) и установления новых по содержанию и более сложных по структуре связей, необходимых для построения знаний в систему. Знания о домашних и диких животных, зимующих и прелестных птицах, времена года, экологических системах получат здесь дальнейшее развитие.

Не мене важной задачей в подготовительной группе является привлечение детей к экологически ориентированной деятельности. Совершенствуется трудовая деятельность, ей придается экологическая направленность.

Существенное значение имеет развитие познавательной деятельности, оттачиваются её сенсорные и интеллектуальные основы. Дети учатся анализировать наблюдаемое в природе, делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях, элементарно прогнозировать последствия воздействия на объекты природы; у них формируются элементы экологического миропонимания.

Следует обратить внимание и на совершенствование природоохранительной деятельности дошкольников. Возросшие возможности позволяет осуществлять ее в разнообразных формах: в уходе за животными, растениями, оказании помощи нуждающимся живым существам, сохранении и улучшении условий среды, выращивании растений и т.д.

Важнейшей задачей является обогащение личного опыта положительного, гуманного взаимодействия ребенка с природой, расширение экологически ценных контактов с растениями и животными, объектами неживой природы; укрепление познавательного интереса, любви к природе.

Представления.

Многообразие растений и животных, их принадлежность к миру живого на планете: растения, имеющие разнообразные признаки внешнего строения (например, видоизмененные стебли, листья, корни – корнеплоды), разное расположение частей – стеблей, листьев, многообразие цвета листьев, стеблей, цветков и пр.

Представители не только ближайшего природного окружения, но и жители степей и пустынь (верблюд, сурок, морж, песец и др.), морей и океанов, тропиков и субтропиков и т.д.

Конкретные и обобщенные представления о потребностях растений, животных, человека в соответствующих условиях среды обитания, а также о дифференцированности этих потребностей и способах их удовлетворения. Например, растения, имеющие темно-зеленые листья, - как правило, теневыносливые, их необходимо убирать с яркого света; растения, имеющие мясистые, сочные листья и стебли, порытые плотной кожицей, засухоустойчивы и требуют умеренного полива, и т.п., животные «ночные» и «дневные»; хищные, травоядные, всеядные и др.

Обобщенное представление о системе потребностей растений, животных и людей как живых организмов (в оптимальной температуре, свете, влаге, месте обитания, пище), об общей зависимости их состояния от соответствия условий среды потребностям. Конкретные представления о проявлениях этих чувств животных и людей. Чувствуют изменения условий среды, другие воздействия, например человека, и изменяют свое поведение. Некоторые животные могут испытывать чувства, схожие с чувствами человека, голод, боль, удовольствие, радость, привязанность и др. Конкретные представления о проявлениях этих чувств у отдельных домашних животных – кошки, собаки, морской свинки, черепахи.

Представление об уходе за растениями и животными, его направленности на удовлетворение всех потребностей; основные трудовые процессы по уходу за живыми объектами уголка природы, некоторыми домашними животными, растениями огорода, цветника.

Представление о человеке как о живом существе. Представления об основных признаках живого у человека, общих с другими живыми существами: питается, дышит воздухом, двигается, чувствует, растет, и развивается (изменяется), рождает детей (размножается). Конкретные представления о признаках, отличающих человека от растений и животных.

Конкретные представления о системе биологических потребностей человека, их взаимосвязи (в пище, свете, тепле, влаге и пр.); умение сравнивать их с потребностями других живых существ, видеть их сходство и своеобразие, выявлять в них проявления разумности и гуманности.

Представления о том, что здоровье человека зависит от правильного удовлетворения его жизненно важных потребностей, сохранения целостности органов, качеств среды обитания; об основных правилах личной гигиены, безопасности поведения на улице и в помещении, их направленности на сохранение здоровья человека.

Представления об использовании факторов природной среды (воды, солнца, воздуха) для укрепления здоровья.

Представление о том, что каждое живое существо – растение, животное, человек – похож на другое и вместе с тем отличается от него по признакам внешнего строения и способам жизнедеятельности.

Представления о приспособленности живых организмов к среде обитания. Обобщенное представление о том, что живые существа могут жить, если они приспособлены к условиям среды обитания. Приспособленность проявляется в их внешнем строении и особенностях поведения.

Конкретные представления о приспособленности человека для жизни в наземных условиях. Некоторые сведения о приспособленностях, которые человек придумал для перемещения и недлительного пребывания в других средах (водной, воздушной, подземной), о машинах и приборах, созданных для этого.

Конкретные представления о том, как человек приспособился использовать факторы природной среды – землю, воздух, воду, растения и животных – для удовлетворения своих потребностей. Например, воду очищает, использует для приготовления пищи, наведения чистоты, приведения себя в порядок, тушения пожара и пр. Знание о том, что человек бережно и гуманно относится к среде обитания: экономно расходует то, что в ней защищает вымирающие растения, животных («Красная книга»), сохраняет заповедные места, воспроизводит затраченное на себя. Разумность человека.

Обобщенное представление о признаках сезона: о состоянии неживой природы; об основных явлениях погоды, типичных для данного сезона; о системе, приспособительных особенностей растений и животных в соответствии с сезонными изменениями основных факторов среды             (например, как приспособились к зиме звери, птицы, рыбы, насекомые).

Конкретные представления о приспособлениях к сезонным изменениям природы человека: внешний вид, поведение, типичные для времени года виды труда, отдыха, способы удовлетворения потребностей. Знание правил поведения в экстремальных или опасных ситуациях типичных для того или иного времени года (гроза, пожар, гололед, наводнение и др.).

Представление о том, что все живые существа растут, развиваются (изменяются) и размножаются; о признаках роста и развития живых организмов.

Обобщенное представление об основных фазах жизненного цикла растения, животного, человека.

Конкретные представления о зависимости роста, развития и размножения от условий среды, о наиболее благоприятных для этого временах года (у растений и животных).

Обобщенное представление о составе живущих их взаимосвязях в типичных экологических системах – лесе, луге, водоеме, парке. Огороде и др. При исчезновении каких-либо живых организмов в составе сообщества изменяются условия среды, что может привести к гибели других организмов. Например, вырубка деревьев в лесу приведет к увеличению освещенности и тепла – погибнут тенелюбивые растения и животные и т.п.

Знание основных правил поведения человека в экосистемах, обеспечивающих сохранение их целостности. Освоение элементарных предметных понятий: «человек», сезон как время года», «живое», «неживое», «природа».

 

Познавательные и речевые умения. Использовать наблюдение как способ познания: принимать цель наблюдения и ставить ее самостоятельно, использовать в наблюдении сенсорные и интеллектуальные способы. Элементарно планировать ход наблюдения, делать выводы.

Использовать элементарную поисковую деятельность: принимать и ставить самостоятельно познавательные задачи, выдвигать предположения о причинах и результатах наблюдаемых явлений природы, замечать и осознавать противоречия в суждениях, использовать разные способы проверки предположений, опыты, эвристические рассуждения. Длительные сравнительные наблюдения. Формулировать выводы, делать маленькие «открытия».

Сравнивать объекты и явления природы по признакам сходства и различия. Классифицировать объекты и явления по существенным основаниям.

Моделировать характерные и существенные признаки, частные и общие связи, понятия.

Самостоятельно применять знания о природе при анализе новых ситуаций. Устанавливать связи разной степени сложности и содержания структурно-функциональные, причинные, пространственные, временные и другие.

Связно рассказывать о наблюдаемых явлениях природы, объяснять их, составлять творческие рассказы и сказки на природоведческие (экологические) темы, использовать речь-доказательство.

 

Практические умения. Поливать растения, рыхлить почву, очищать листья от пыли, используя известные способы и учитывая особенности растений. Правильно размещать их по отношению к свету (в зависимости от потребностей). Вкапывать клубни, луковицы, корневища, корнеплоды. Размножать растения семенами, луковицами, черенками, рассадой и другими способами.

Пропалывать и окучивать растения цветника и огорода.

С помощью воспитателя менять воду в аквариуме. Заботиться о животных. Кормить, поить, мыть клетки, чистить их. Создавать условия, близкие к природным. Подкармливать птиц осенью и зимой. Собирать для них семена сорных трав. Участвовать вместе со взрослыми в доступных способах природоохранительной деятельности.

 

Отношение к природе. Проявлять любознательность, стремление глубже познать явления природы, интерес к овладению способами познания.

Гуманно относиться к живому: друг к другу, взрослым, старшим людям, к растениям и животным. Стремиться создать благоприятные условия для живых существ, выполнять правила поведения в природе.

Эмоционально откликаться, проявлять эстетические переживания в процессе общения с природой.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: