Низкий. Ребенок различает и называет большое число животных и растений, вычленяет их особенности. Знает некоторые их потребности (во влаге, в пище). Понимает состояние объекта и среды. Устанавливает частные связи, сравнивает объекты по отдельным характерным признакам. В выделении общих признаков испытывает затруднение. Трудовые процессы выполняет не самостоятельно, качество труда низкое. Проявление гуманного отношения ситуативное. Познавательное отношение неустойчиво, связано с яркими, привлекающими внимание событиями.
Средний. Ребенок различает большое число объектов природы, вычленяет характерные и под руководством педагога – существенные признаки. Знает признаки живого. Устанавливает частные и некоторые общие связи. Умеет сравнивать объекты по признакам различия и сходства. Использует известные способы наблюдения для познания закономерностей природы. Недостаточно овладел общими понятиями и общими связями. Трудовые процессы выполняет самостоятельно, достигает хороших результатов. К проявлениям негативного отношения к природе другими детьми чаще пассивен.
|
|
Высокий. Ребенок знает основные признаки живого, устанавливает связи между состоянием живых существ, средой обитания и соответствием условий потребностям. Владеет предметными понятиями в соответствии с программой, устанавливает под руководством педагога и самостоятельно частные и общие связи. Владеет трудовыми умениями, достигая хороших результатов. Бережно, заботливо, гуманно относится к природе, нетерпим к другим детям и взрослым в случае нарушения ими правил общения с природой. Готов оказать помощь в случае необходимости. Познавательное отношение устойчиво. Эмоционально воспринимает природу, видит ее красоту.
Перспективно-тематический план непосредственно-образовательной деятельности по образовательной деятельности «Природный мир».
СЕНТЯБРЬ.
Задачи.
1. Развивать у детей умение самостоятельно выделять первые признаки осени в явлениях природы, устанавливать взаимосвязи (например, изменение положения солнца приводит к изменению продолжительности дня).
2. Совершенствовать умение детей составлять описательные рассказы об овощах и фруктах.
3. Систематизировать представления детей о состоянии растений ранней осенью, о разнообразии плодов и семян.
4. Развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, установление связей между явлениями природы.
5. Воспитывать интерес у труду человека в природе (выращивание злаковых культур и технология изготовления хлеба).
Занятия.
«Путешествие колоска»
Цели. Закрепить знания детей о злаковых культурах. Из которых выпекают белый и черный хлеб. Развивать умение различать растения по характерным признакам (строение колоска, цвет, количество зерен). Познакомить с современной технологией изготовления хлеба и сравнивать с тем, как его изготовляли раньше
|
|
Игровое занятие «Посещение кафе «Дары осени»
Цели. Систематизировать представления детей об овощах и фруктах. Упражнять детей в составлении описательных рассказов об овощах и фруктах. Познакомит с технологией приготовления блюд из овощей и фруктов.
Совместная деятельность воспитателя с детьми.
Наблюдения и опыты.
· Наблюдение за изменениями в природе. На прогулках предлагать детям самостоятельно находить признаки осени в окружающей природе.
· Наблюдение за температурой и осадками. После длительных наблюдений за показаниями термометра подвести детей к выводу, что в сентябре холоднее, чем в августе в среднем на пять градусов. Характер осадков в сентябре – дождь и туман. Дети находят различия между затяжным и кратковременным дождями.
· Наблюдения за ветром. Дети самостоятельно дают характеристику ветру: сильный, порывистый. Слабый, кратковременный, ураганный. На прогулку вынести флюгер и наблюдать за его движением. Откуда и куда дует ветер? Остается ли положение флюгера постоянным или оно меняется? Подвести детей к выводу, что ветер может дуть с разных сторон.
· Наблюдения за продолжительностью дня. Наблюдения проводятся с одного и того же места на участке детского сада. Дети постоянно подводятся к пониманию того, что долгота дня связана с движением солнца, с высотой его стояния.
· Наблюдения за растениями. Длительные наблюдения за созреванием плодов и семян деревьев и кустарников. Подвести детей к выводу. Что созревание плодов и семян – это признак осени. В результате наблюдений сделать вывод, что у растений нет молодых побегов и свежей зелени, так как осенью прекращается рост растений. В конце месяца дети могут составить календарь окрашивания листьев деревьев на участке детского сада.
· Наблюдения за распространением семян и плодов. Рассмотреть вместе с детьми разнообразные плоды деревьев и определить, с помощью чего семена разносятся по земле (крылышки, пух. Колючки, парашютики). В ветреные дни понаблюдать, как семена разносятся по участку. Определить роль ветра в распространении семян. Предложить детям отыскать на участке растения, для которых ветер – желанный гость.
· Наблюдения за птицами и насекомыми (см. наблюдения в старшей группе в сентябре).
Беседы.
«Для чего человек сажает леса», «Как лето с осенью встречаются?»
Труд в природе.
В уголке природы: уход за птицами уголка природа, уход за комнатными растениями с учетом их потребностей. Устройство выставки овощей, выращенных на даче.
В природе: уборка участка от листьев и веток. Сбор природного материала на участке. Сбор семян дикорастущих растений для подкормки птиц зимой. Сбор листьев и растений для гербария. Пересадка цветущих растений с участка в уголок природы (ноготки, астры).
Экологически игры.
«Вершки и корешки», «Когда это бывает», «Аукцион», Магазин «Овощи-фрукты», «Почтальон принес посылку», «Придумай загадку», Хороводная игра «Жнец», «Угадай и назови», «Каких листьев больше», «откуда хлеб пришел».