Чтение художественной литературы

  М.Михайлов «Лесные хоромы», А.Майков «Люблю дорожкою лесною», Л.толстой «Дуб и орешник», Д.Зуев «Жизнь леса», Н.Некрасов «Славная осень», А.Фет «Осенняя роза», А.Марков «осень», В.Василевский «В лесу», И.Бунин «Осень», «Чащи леса».

Фольклор.

Украинская народная сказка «Колосок», белорусская народная сказка «Легкий хлеб», загадки об осени.

 

Самостоятельная деятельность детей.

Уголок природы.

Разместить уголок леса, оформить выставку овощей, поместить гербарий со злаковыми культурами, модели строения растения.

 

Книжный уголок.

Разместить репродукции картин: Т.Васильев «Перед дождем», Л.Бродская «Осенний туман».

Уголок художественно-творческой деятельности.

Поместить заготовки к рисованию на тему «Волшебный лес», «Дары осени» и т.д., книжки-раскраски на осеннюю тематику, трафареты овощей, фруктов, их штриховку и закрашивание, трафареты листьев: липы, клена, дуба, вяза, березы, осины.

Уголок экспериментальной деятельности.

Экологические игры «лото», «Чьи детки?», Ботаническое лото», «магазин». «Овощи-фрукты».

 

ОКТЯБРЬ.

Задачи.

1. Развивать у детей умение самостоятельно выявлять признаки глубокой осени, устанавливать причинно-следственные и временные связи, выявлять особенности приспособления растений к зиме.

2. Расширять представления о неживой природе: воздух и его свойства.

3. Развивать познавательные психические процессы, умение связно излагать свои мысли.

4. Продолжать формировать познавательный интерес детей к человеку: как и для чего человек дышит.

5. Воспитывать у детей умение любоваться осенней природой, чувствовать ее красоту.

 

Занятия.

Как растения готовятся к зиме (экскурсия в парк)

Цели. Формировать у детей точные представления о состоянии растений осенью, о плодах и семенах определенных деревьев, кустов, травянистых растений. Показать способы приспособления семян к распространению. Развивать у детей умение устанавливать связи между состоянием растений и условиями среды; выявлять причины происходящих изменений. Познакомить детей с трудом взрослых осенью в парке по уходу за растениями.

«Унылая пора! Очей очарованье!»

Цели. Закрепить представления детей о «золотом периоде» осени. Развивать умения устанавливать связи между изменениями в неживой природе и изменениями в жизни растений и животных. Развивать умение видеть поэтическую красоту золотой осени.

Воздух и его свойства (опытно-экспериментальное)

Цели. Показать способы и приемы обнаружения воздуха. Познакомить детей со свойствами воздуха (воздух есть всюду, его можно сжимать, воздух имеет вес). Объяснить значение воздуха в жизни человека. Формировать у детей навыки исследовательской деятельности. Воспитывать любознательность.

Как и для чего человек дышит.

Цели. Познакомить детей с дыхательной системой человека. Продолжать воспитывать познавательный интерес к человеку.

 

Совместная деятельность воспитателя с детьми.

Наблюдения о опыты.

· Продолжать развивать у детей умение самостоятельно выделять признаки золотой осени. Продолжить определить, на каких деревьях листья только краснеют, а на каких – желтеют (предложить зарисовать); понаблюдать, с каких деревьев листья опадают раньше – с молодых или старых. Какие из деревьев быстрее сбрасывают листву? (осина, липа, береза); что способствует быстрому опаданию листьев? (ветер, заморозки). Предложить детям вести календарь расцвечивания листьев. Обсудить с детьми, почему опадают листья. Рассмотреть почки на деревьях.

· Сравнивать деревья и кустарники по цвету коры, по плодам, семенам, форме кроны. Рассмотреть травянистые растения, их приспособление к зиме: отмирают стебли и корни, но сохраняются семена.

· Рассмотреть семена, обсудить, почему у семян толстая кожура, что помогает семенам перезимовать (снег). У многолетних растений отмирают наземные части, но живыми остаются клубни, луковицы, корневище.

· Повторить опыт с одуванчиком (см. опыты в ст. группе)

· Установить связь между понижением температуры воздуха и замерзанием почвы, зафиксировать в альбоме наблюдений.

· Также зафиксировать уменьшение долготы дня. С этой целью один раз в неделю отмечать время выключения света утром и время включения света вечером. Сравнить полученные данные в течение месяца. Установить связь между долготой дня и состоянием погоды.

· Понаблюдать за отлетом гусей и уток. Рассказать детям, что с приходом холодного времени года – осени – пищи для птиц стало мало, температура воды понизилась, поэтому они улетают туда, где тепло и много еды. Обсудить с детьми, почему водоплавающие птицы улетают позднее остальных.

Беседы.

«Где зимуют лягушки», «Для чего дереву листья», Как человек может помочь природе подготовиться к зиме»

Труд в природе.

В уголке природы: изготовление панно из сухих листьев, поделок из природного материала. Посев и выращивание зеленого корма для питомцев. Уход за питомцами и комнатными растениями. Определение оптимального расположения растений в помещении.

В природе: уборка участка от опавших листьев, оказание помощи малышам. Сбор листьев и семян для изготовления поделок. Перекопка земли у кустарников.

Экологические игры.

Игра – развлечение «Колобок учит детей выпекать булочки», «Придумай загадку», игровое упражнение «Одуванчик», «Консервный завод», «Загадай и отгадай».

Чтение художественной литературы.

В.Бианки «Белкина сушильня», «Молоденькие зимовщицы», «спешите видеть»; Н.Сладков «Синичкин запас»; М.Пришвин «Хитрый коврик»; Л.Толстой «Лебеди»; И.Василевский «Что-то тучи зачастили», «Осень»; А.Блок «Зайчик»; В Гаршин «Лягушка – путешественница»; Г.Снегирев «Как птицы и звери к зиме готовятся»; Г.Скребицкий «Осень»; И.Соколов-Микитов «Листопадничек».

Фольклор.

Народные приметы. Связанные с октябрем, поговорки, загадки об осенних явлениях в природе, народный календарь на октябрь.

 

Самостоятельная деятельность детей.

Уголок природы.

Разместить различные плоды и семена (желательно натуральные). Модели с изображением наземных и подземных частей растений.

Книжный уголок.

Поместить книги В.Бианки, Г.Снегирева; иллюстрации: И.Левитан «Осень», «Золотая осень», И.Грабарь «Осенний день». И.Броцкая «Упавшие листья».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: