В старшем дошкольном возрасте дети проявляют повышенный интерес к знаковым системам, моделированию, выполнению простейших арифметических действий с числами, к самостоятельности в решении творческих задач и оценки результата.
Освоение детьми заданного в программе содержания осуществляется не изолированно а взаимосвязи и в контексте других содержательных видов деятельности, таких как природоведческая, изобразительная, конструктивная.
Программа предусматривает углубление представлений детей о свойствах и отношениях предметов в основном через игру на классификацию и сериацию, практическую деятельность, направленную на воссоздание, преобразование фигур. Дети не только пользуются известными им знаками и символами, но и находят другие способы условного обозначения фигур, временных и пространственных отношений и т.д.
Отношения равенства и неравенства дети обозначают знаками =, =, увеличение или уменьшение числа, знаками =, - (прибавить, вычисть).
Естественно, что в содержании обучения преобладают логические задачи, ведущие к познанию закономерностей, простых алгоритмов.
|
|
В ходе освоения программы педагог способствует осмыслению детьми последовательности чисел и места каждого из них в натуральном ряду. Это выражено в умении детей образовывать число больше и меньше заданного, доказать равенство и неравенство группы предметов по числу, находить пропущенное число. Измерение (а не только считывание) является ведущей практической деятельностью.
Задачи математического развития состоят в воспитании их умений: самостоятельно применять доступные им способы познания (сравнение, измерение, классификация и др.) с целью освоения зависимости между предметами, числами, строить простые высказывания о сущности выполненного действия и т.д; находить нужный способ выполнения задания, ведущий к результату наиболее экономным путем; активно включаться в коллективную игру, помогать сверстнику в случае необходимости; свободно разговаривать со взрослыми по поводу игр, практических заданий, упражнений, в том числе и придуманными детьми.
Свойства
Представления. Форма, размер, расположенности предметов как пространственные признаки. Наличие и отсутствие свойств.
Обобщение – «многоугольник»
Форма предметов и его частей. Симметричное расположение предметов на плоскости.
Логические связи и зависимости групп геометрических фигур, связи преобразования одних фигур в другие.
Познавательные и речевые умения. Зрительно распознавать фигуры, величины, воспроизводить и воссоздавать их по представлению, описанию. Уметь пользоваться линейкой, шаблонами и трафаретами.
|
|
Использовать слова: форма, размер, вес, геометрическая фигура- для определения и характеристики свойства предметов, их наличия и отсутствия (1 наличествующий и 2 отсутствующих: красные, небольшие, некруглые фигуры).
Отражать в речи способ группировки, преобразования фигур, связей и зависимостей. Использовать слова: вес, кроме.., некоторые из..
Отношения
Представления. Упорядочивание предметов по количеству, размеру, весу, глубине и т. д.Зависимость: если первая величина сравнима со второй – с третьей, то первая сравнима с третьей.
Отношение целого и части при делении на 2, 3, 4, 5, 6, и более частей: чем на большее количество частей делиться целое, тем меньше каждая часть, и наоборот; равенство частей целого между собой.
Связи и зависимости между предметами по размеру, форме, расположению в пространстве, количеству.
Обозначение пространственных отношений на листе бумаги, плане, схеме; отношений во времени: день, неделя, месяц.
Познавательные и речевые умения. Выявлять свойства и отношения реальных предметов по наглядным моделям, путем счета, измерения.
Выбирать рациональный способ определения свойства и отношений предметов, давать точную словесную оценку.
Выражать в речи связи и зависимости увеличения, уменьшения, соответствия, последовательной зависимости.
Числа и цифры
Представления. Количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном порядке. Место числа среди других чисел ряда. Число как результат измерения условной меркой.
Состав чисел из двух меньших чисел.
Цифры, монеты, циферблат часов.
Сложение и вычитание чисел (приемы присчитывания по одному, по два).
Познавательные и речевые умения. Находить числа «До» и «После» названного.
Воспринимать зависимости числа как результата измерения, счета отдельных предметов от размера: условных мерок, количества предметов в группах, размера частей.
Доказывать и обосновывать способы и результаты сравнения, измерения, сопоставления. Использовать знаковые обозначения.
Сравнение количества, величины
Представления. Неизменности числа, величины при условии различий в суммировании: 4=1+1+1+1; 4=3+1; 4=2+2; деление на равные группы:
6=3 и 3; 6=2+2+2.
Изменение числа и величины в зависимости от формы и расположения предметов, сосудов, производных преобразований.
Познавательные и речевые умения. Вставлять связи и зависимости между величиной, количеством и внешними свойствами (форма, размер сосуда, способ расположения), речевое выражения их. Активно включаться в процесс экспериментирования.