| Месяц | Тема | Совместная деятельность с взрослым |
| Сентябрь | Беседа «Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми на улице». | Рассмотреть и обсудить с детьми опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми на улице; научить ребенка правильно вести себя в таких ситуациях. |
| Беседа «Не собирай незнакомые грибы». | Дать понятие о том, что нельзя собирать незнакомые грибы – они могут быть опасными для человека. | |
| Рассматривание иллюстрации Ю. Васнецова «Кошкин дом». | Учить детей внимательно рассматривать иллюстрацию, замечая в ней главное и детали; развивать восприятие и память, речь; воспитывать желание прийти на помощь попавшему в беду. | |
| Беседа «В гостях у Айболита». | Закрепление знаний детей о понятии «здоровья», уточнить правила сохранения здоровья, сформировать интерес к собственному организму, самочувствию, настроению, связанному с состоянием здоровья. | |
| Октябрь | Беседа «Осторожно, ядовито!». | Учить детей внимательно относиться к растениям в природе, понимать, что среди них могут быть ядовитые; учить соблюдать осторожность, развивать любознательность. |
| Беседа «Это не игрушки, это опасно». | Закреплять знания об основных требованиях пожарной безопасности, формировать дисциплинированность, чувство ответственности за свои поступки. | |
| «Проблемные ситуации». | Учить вести себя правильно в проблемных ситуациях, дружелюбно относиться к сверстникам. | |
| «Путешествие по улице: правила для пешеходов». | Продолжать знакомить детей с некоторыми правилами передвижения пешеходов по улице, с понятиями «пешеход», «наземный (надземный, подземный) переход». | |
| Ноябрь | Беседа «Не открывай дверь чужим людям». | Продолжать знакомить детей с правилами личной безопасности, формировать чувство самосохранения. |
| Беседа «Контакты с животными». | Объяснить детям, что контакты с животными иногда могут быть опасными, рассказать и закрепить правила поведения с животными домашними и бездомными. | |
| Беседа «Чем опасен пожар». | Продолжать знакомить детей с таким явлением, как пожар; воспитывать уверенность в своих действиях; обогатить словарь детей новыми понятиями и словами. | |
| «Наблюдение за светофором». | Закрепить знания детей о работе светофора, его сигналах, закрепить знания правил перехода улицы. | |
| Декабрь | Беседа «Правила безопасности на льду». | Дать детям знания о правилах поведения на льду. |
| Беседа «Электроприборы». | Знакомить детей с электроприборами, их назначением и правилами пользования. | |
| Беседа «Осторожно, грипп!» | Учить заботиться о своем здоровье, познакомить детей с характерными признаками болезни и профилактикой. | |
| Проблемная ситуация «В городском транспорте». | Познакомить детей с правилами этичного поведения в городском транспорте. | |
| Январь | Беседа «Берегись мороза». | Учить детей соблюдать правила безопасности на морозе. |
| Беседа «Профессия пожарного». | Знакомить детей с профессией пожарного, с качествами его характера (смелость, мужество, ловкость, доброта), воспитывать уважение к людям этой профессии. | |
| Беседа «Спорт – это здоровье». | Развивать интерес к различным видам спорта, желание заниматься физкультурой. | |
| Д/и «Дорожные знаки». | Закрепить знания детей о назначении дорожных знаков, умение использовать их в игре по назначению, развивать память, сообразительность. | |
| Февраль | Беседа «Природные явления». | Формировать элементарные представления о гололеде, воспитывать умение вести себя при гололеде. |
| Беседа «Опасные предметы дома». | Дать детям представление об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту, об их необходимости для человека, о правилах пользования ими. | |
| Беседа «Наши руки». | Дать понятие о важности человеческой руки, о том, что с помощью рук можно выражать различные чувства; рассказать о том, что по руке можно найти человека, узнать о его здоровье, характере; учить сознательно относиться к развитию своей руки; продолжать учить изображать предметы символами. | |
| Проблемная ситуация «Сколькими способами можно выразить свое отношение к другому человеку?» | Формировать у детей навыки культурного поведения, обобщить разнообразные знакомые детям способы общения людей друг с другом, формировать умение выражать свои мысли не только словами, закреплять социальные навыки. | |
| Март | Беседа «Осторожно, сосульки!» | Учить детей быть внимательными, не ходить под крышами и навесами в это время года. |
| Беседа «Пожар – это опасно». | Познакомить детей с основными правилами по пожарной безопасности, с первичными действиями при обнаружении пожара; учить правильно сообщать о пожаре по телефону. | |
| Беседа «Витамины укрепляют организм». | Познакомить с понятием «витамины», закрепить знания о необходимости витаминов в организме человека, о полезных продуктах, в которых содержатся витамины, воспитывать у детей культуру питания. | |
| Проблемная ситуация «Что такое перекресток?». | Рассматривание иллюстраций с изображением оживленного перекрестка, побуждать детей к внимательному прослушиванию короткого рассказа, учить ставить вопросы к прочитанному. | |
| Апрель | Д/и «Не зевай, правила соблюдай». | Знакомить детей с основными правилами пожарной безопасности, объяснить, какой вред приносят игры с огнем. |
| Беседа «Пусть будут здоровы наши ножки». | Развивать у детей умение заботиться о своих ногах, воспитывать бережное отношение к себе и к окружающим людям. | |
| Проблемная ситуация «Что можно сказать о хозяине этой книге, игрушке?». | Формировать у детей представление о необходимости соблюдать аккуратность при работе с книгами, играми с игрушками. | |
| Д/и «Виды транспорта». | Закрепить знания о видах транспорта, правила поведения в них. | |
| Май | Проблемная ситуация «Что ты будешь делать, когда останешься дома один, без родителей, а в дверь позвонили?» | Предостерегать детей от контактов с незнакомыми людьми, способствовать развитию осторожности, осмотрительности в общении с незнакомыми людьми. |
| Беседа «Опасности природы в летнее время». | Учить детей правилам поведения в жаркие летние дни, с правилами поведения во время грозы, при встрече с разными насекомыми, напомнить правила поведения на воде. | |
| Беседа «Детские шалости с огнем и их последствия». | Повторить правила пожарной безопасности. | |
| Беседа «О безопасности на дорогах». | Сформировать представления о правилах безопасности на дорогах, углубить знания о правилах дорожного движения. |
«РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ».
| Название темы | Цели и задачи | |
| Сентябрь | ||
| Д/и «Наша жизнь в детском саду» | Формировать знания детей о детском саде, развивать речь детей, воспитывать внимательность | |
| Чтение рассказа Н.Сладкова «Осень на пороге» | Формировать умения внимательно слушать произведение, отвечать на вопросы педагога, развивать речь детей | |
| Составление рассказа «Моя любимая игрушка» | Формировать умение детей составлять рассказы о предметах окружения, развивать речь детей | |
| Пересказ сказки «Мужик и медведь» | Формировать умения внимательно слушать произведение, отвечать на вопросы педагога, развивать речь детей | |
| Октябрь | ||
| Составление рассказа «Как варить компот». | Формировать умение детей составлять рассказы о предметах окружения, развивать речь детей | |
| Д/и «Кто живет в моем доме» | Формировать знания детей о семье, развивать речь детей, воспитывать внимательность | |
| Рассматривание картины на тему «Изменения в природе в октябре» | Формировать умения детей составлять рассказ по картине, отвечать на вопросы воспитателя, развивать речь детей | |
| Рассказывание «Описание мебели в комнате» | Формировать умение детей составлять рассказы о предметах окружения, развивать речь детей | |
| Заучивание стихотворения И. Бунина «Листопад» | Формировать умения внимательно слушать произведение, отвечать на вопросы педагога, развивать речь детей
| |
| Ноябрь | ||
| Составление рассказа «Посуда» | Формировать умение детей составлять рассказы о предметах окружения, развивать речь детей | |
| Чтение рассказа Л. Берга «Рассказ о маленьком автомобильчике» | Формировать умения внимательно слушать произведение, отвечать на вопросы педагога, развивать речь детей | |
| Д/и «Урок вежливости» | Формировать знания детей о этикете, развивать речь детей, воспитывать внимательность | |
| Рассматривание картин на тему «Поздняя осень» | Формировать умения детей составлять рассказ по картине, отвечать на вопросы воспитателя, развивать речь детей | |
| Декабрь | ||
| Составление рассказа «Транспорт» | Формировать умение детей составлять рассказы о предметах окружения, развивать речь детей | |
| Беседа «Поведение на дороге и в транспорте» | Формировать знания детей о ПДД, развивать речь детей, воспитывать внимательность | |
| Д/и «Оденем куклу» | Формировать знания детей о одежде, развивать речь детей, воспитывать внимательность | |
| Чтение рассказа Л. Воронковой «Как елку наряжали» | Формировать умения внимательно слушать произведение, отвечать на вопросы педагога, развивать речь детей | |
| Рассматривание картин на тему «Новый год» | Формировать умения детей составлять рассказ по картине, отвечать на вопросы воспитателя, развивать речь детей | |
| Январь | ||
| Рассказывание «Зимние забавы» | Формировать умение детей составлять рассказы о предметах окружения, развивать речь детей | |
| Чтение сказки «Зимовье» | Формировать умения внимательно слушать произведение, отвечать на вопросы педагога, развивать речь детей | |
| Февраль | ||
| Составление рассказа «Опиши зверя» | Формировать умение детей составлять рассказы о предметах окружения, развивать речь детей | |
| Составление рассказа по картине «Собака со щенятами» | Формировать умения детей составлять рассказ по картине, отвечать на вопросы воспитателя, развивать речь детей | |
| Чтение сказки «Петушок и бобовое зернышко» | Формировать умения внимательно слушать произведение, отвечать на вопросы педагога, развивать речь детей | |
| Д/и «О профессиях» | Формировать знания детей о профессиях, развивать речь детей, воспитывать внимательность | |
| Март | ||
| Составление рассказа «О весне» | Формировать умение детей составлять рассказы о предметах окружения, развивать речь детей | |
| Д/и «Международный женский день» | Формировать знания детей о международном женском дне, развивать речь детей, воспитывать внимательность | |
| Рассказывание «Любимые цветы» | Формировать умение детей составлять рассказы о предметах окружения, развивать речь детей | |
| Составление рассказа по картинкам на тему «Птицы» | Формировать умения детей составлять рассказ по картине, отвечать на вопросы воспитателя, развивать речь детей | |
| Апрель | ||
| Чтение сказки Д.Мамина-Сибиряка «Сказка про Комара-Комаровича – Короткий хвост» | Формировать умения внимательно слушать произведение, отвечать на вопросы педагога, развивать речь детей | |
| Чтение М.Пляцковского «Сказка о перевернутой черепахе» | Формировать умения внимательно слушать произведение, отвечать на вопросы педагога, развивать речь детей | |
| Д/и «Комнатные растения» | Формировать знания детей о комнатных растениях, развивать речь детей, воспитывать внимательность | |
| Составление рассказа по картинкам на тему «Моя страна» | Формировать умения детей составлять рассказ по картине, отвечать на вопросы воспитателя, развивать речь детей | |
| Составление описательного рассказа «Москва» | Формировать умения детей составлять рассказ по картине, отвечать на вопросы воспитателя, развивать речь детей | |
| Май | ||
| Д/и «День Победы» | Формировать знания детей о дне Победы, развивать речь детей, воспитывать внимательность | |
| Составление рассказа «О ягодах» | Формировать умение детей составлять рассказы о предметах окружения, развивать речь детей | |
| Чтение сказки В. Сутеева «Под грибом» | Формировать умения внимательно слушать произведение, отвечать на вопросы педагога, развивать речь детей | |
| Составление рассказа по картинкам «Скоро лето» | Формировать умения детей составлять рассказ по картине, отвечать на вопросы воспитателя, развивать речь детей | |
«Познавательное развитие»
Вид деятельности: формирование целостной картины мира
| Название темы | Цели и задачи | |
| Сентябрь | ||
| «Детский сад» (беседа) | Формировать представления о сотрудниках детского сада, совершенствовать умения ориентироваться в детском саду, воспитывать уважение к труду взрослых | |
| «Ранняя осень» (беседа) | Формировать умения описывать осень, различать осень и лето, воспитывать уважение к природе | |
| «Игрушки» (дидактическая игра | Формировать умения сравнивать игрушки по размеру, определять их местоположение, закрепить умения образовывать форму множественного числа. Воспитывать внимательность | |
| «Овощи» (дидактическая игра | Формировать умения называть и сравнивать овощи, закрепить умения различать овощи и фрукты, воспитывать внимательность | |
| Октябрь | ||
| «Фрукты» (дидактическая игра | Формировать умения называть и сравнивать фрукты, закрепить умения различать овощи и фрукты, воспитывать внимательность, любовь к природе | |
| «Семья» (беседа) | Формировать умения называть членов своей семьи, рассказывать о них, закрепить умении подбирать антонимы, воспитывать любовь к семье | |
| «Природа в октябре» (беседа) | Формировать умения определять изменения в природе, описывать состояние природы в октябре, воспитывать любовь к природе | |
| «Мебель» (дидактическая игра) | Формировать умения описывать и сравнивать мебель (стол – стул, диван – кровать) закрепить умения отгадывать загадки, развивать умения анализировать | |
| «Деревья» (дидактическая игра) | Формировать умения называть и сравнивать деревья (береза, рябина, ель), закрепить умения бережно относиться к природе, воспитывать ответственность | |
| Ноябрь | ||
| «Посуда» (дидактическая игра) | Познакомить с классификацией предметов посуды, закрепить умения образовывать множественную форму названия посуды, развивать внимательность | |
| «Наземный транспорт. Машина» (беседа) | Формировать знания о машинах и водителях, закрепить названия наземного транспорта, воспитывать уважение к участникам дорожного движения | |
| «Профессии» (дидактическая игра) | Формировать знания о том, что все профессии важны, закрепить знания о том, что используют представители разных профессий, воспитывать уважение к труду взрослых | |
| «Поздняя осень» (беседа) | Формировать умения поддерживать беседу, выражать свою точку зрения об изменениях в природе, закрепить признаки осени, воспитывать бережное отношение к природе | |
| Декабрь | ||
| «Воздушный и водный транспорт» (беседа) | Формировать знания о воздушном и водном транспорте, закрепить названия наземного транспорта, воспитывать уважение к участникам дорожного движения | |
| «Правила дорожного движения» (дидактическая игра) | Формировать знания о правилах дорожного движения, закрепить значение известных знаков, воспитывать внимательность | |
| «Одежда, обувь, головные уборы» (дидактическая игра) | Формировать знания о классификации одежды, закрепить знания о том, из каких материалов делают одежду. Воспитывать уважение к труду взрослых | |
| «Новый год» (беседа) | Формировать знания о празднике Новый год, закрепить знания о традициях праздника, воспитывать любовь к членам своей семьи | |
| Январь | ||
| «Зимние забавы» (дидактическая игра) | Формировать знания детей о зимних забавах, вызвать желание рассказать о своих зимних увлечениях, воспитывать внимательность | |
| «Книги» (беседа) | Дать представление о разнообразии книг по содержанию, об их назначении, воспитывать бережное отношение к книге | |
| Февраль | ||
| «Дикие животные» (дидактическая игра | Формировать знания о диких животных, месте их обитания, закрепить умения сравнивать животных, воспитывать любовь к дикой природе | |
| «Домашние животные» (дидактическая игра) | Формировать знания о домашних животных, месте их обитания, закрепить умения сравнивать животных, воспитывать любовь к дикой природе | |
| «Домашние птицы» (дидактическая игра) | Формировать знания о домашних птицах, месте их обитания, закрепить умения сравнивать животных, воспитывать любовь к дикой природе | |
| «День защитника Отечества» (рассказ воспитателя) | Формировать знания о празднике День защитника Отечества, воспитывать чувство патриотизма | |
| Март | ||
| «Весна» (дидактическая игра) | Формировать знания детей о весне, признаках этого времени года, закрепить правила безопасности весной, воспитывать любовь к природе | |
| «Заботимся о маме» (дидактическая игра) | Формировать знания о празднике 8 марта, закрепить знания о том, что маме нужно помогать, воспитывать любовь к членам своей семьи | |
| «Цветы» (дидактическая игра) | Формировать знания детей о садовых и луговых цветах, закрепить знания о том, что нельзя рвать цветы, воспитывать любовь к природе | |
| «Птицы» (дидактическая игра | Формировать умения сравнивать перелетных и зимующих птиц, закрепить знания о детенышах птиц, воспитывать любовь к пернатым друзьям | |
| Апрель | ||
| «Насекомые» (дидактическая игра) | Формировать знания о насекомых, закрепить знания о том, что птицы питаются насекомыми, воспитывать внимательность | |
| «Ящерица» (рассказ воспитателя) | Познакомить с классом пресмыкающихся, дать знания о ящерицах, воспитывать любовь к природе | |
| «Комнатные растения» (беседа) | Формировать знания детей о комнатных растениях и уходе за ними (поливаем, рыхлим почву), закрепить навыки ухода за комнатными растениями, воспитывать чувство ответственности | |
| «Моя Родина. Мой город» (рассказ воспитателя) | Формировать знания о Родине, о своем городе, развивать знания детей о своем доме, детском саде, воспитывать чувство патриотизма | |
| Май | ||
| «День Победы» (рассказ воспитателя) | Формировать знания о празднике день Победы, закрепить знание военной техники, воспитывать чувство патриотизма | |
| «Ягоды» (дидактическая игра) | Формировать знания детей о ягодах, закрепить знания о садовых и лесных ягодах, воспитывать любовь к природе | |
| «Грибы» (дидактическая игра) | Формировать знания детей о съедобных и несъедобных грибах, закрепить правила безопасности при собирании грибов, воспитывать любовь к природе | |
| «Лето» (беседа) | Формировать знания детей о лете, признаках этого времени года, закрепить правила безопасности летом, воспитывать любовь к природе | |






