Развитых капиталистических странах

 

Важное место в системе социально-трудовых отношений занимает социальное партнерство (социальный диалог) между работодателями и наемными работниками, в котором активное участие принимает государство.

Следует иметь в виду, что само понятие «социальное партнерство» не получило до сих пор четкого определения. Ни в одной из западных стран оно не фигурирует в нормативных документах. Не используется это понятие и в документах Международной Организации Труда. Предпочтение отдается другим терминам «социальный диалог», «двух или трехсторонние консультации» субъектов трудовых отношений и т.п. В литературе по проблемам экономики труда и социально-трудовых отношений социальное партнерство рассматривается как система отношений и мероприятий, обеспечивающих достижение баланса интересов работодателей и наемных работников. Данная система призвана не допускать возникновения конфликтов в сфере социально-трудовых и всех других общественных отношений либо максимально ослаблять негативные последствия этих конфликтов. Такая задача имеет исключительно важное значение для капиталистической рыночной экономике, в которой конфликты между работодателями и наемными работниками – достаточно распространенное явление. Эти конфликты являются одним из проявлений отчуждения труда.

Отчуждение – это объективный социальный процесс, характеризующийся превращением деятельности человека и ее результатов в самостоятельную силу, господствующую над ним и зачастую враждебную ему. Проблема отчуждения труда в капиталистической рыночной экономике рассмотрена в работах        К. Маркса и Ф. Энгельса. Она выражается в господстве овеществленного труда (т.е. средств производства) над трудом живым, в отсутствии контроля самих работников над условиями, средствами и продуктом труда.

К. Маркс и Ф. Энгельс раскрыли следующие основные моменты отчуждения труда в капиталистической рыночной экономике.

1. Отчуждение самой деятельности (содержания труда) по отношению к наемному работнику, который выходит из процесса труда обедненным и опустошенным.

2. Отчуждение условий труда от самого труда. При этом наемному работнику противостоят в отчужденной форме в качестве капитала не только материальные, но и интеллектуальные условия его труда. Это особенно очевидно проявляется в отчуждении управления производством и науки от наемного рабочего.

3. Отчуждение результатов труда от наемного работника, приводящее к тому, что созданное им богатство противостоит ему как чуждое, не принадлежащее ему и господствующее над ним богатство.

Трудовой конфликт между работодателями и наемными работниками может проявляться в разных формах. На начальном этапе его развития наемные работники используют разнообразные способы неявного, но при этом достаточно эффективного давления на работодателей для отстаивания своих интересов. Сами эти способы могут быть коллективными, так и индивидуальными.

Наиболее известной формой коллективного неявного сопротивления является рестрикционизм – коллективное ограничение норм выработки (обслуживания) при формальном соблюдении всех правил осуществления трудовых операций. Эта форма предполагает понижение интенсивности труда до уровня наименее производительных рабочих, искусственное затягивание перерывов, организация вынужденных простоев, а также жесткое коллективное давление на рабочих, достигающих высокого уровня выполнения норм выработки. Такие рабочие часто оказываются в полной моральной изоляции и вынуждены искать поддержки у администрации, что еще больше отдаляет их от основной массы работающих.

Среди наиболее распространенных индивидуальных норм неявного сопротивления наемных работников можно выделить: абсентизм (т.е. невыход на работу по самым разным причинам); обман администрации и мелкое воровство; небрежное отношение к оборудованию, материальным ресурсам при внешнем соблюдении установленных норм и инструкций; искусственное торможение нововведений, предлагаемых администрацией; периодические отлучки с рабочего места; использование части рабочего дня для выполнения сторонних работ, причем довольно часто с применением материалов и оборудования данного предприятия; сознательно допускаемая халатность и «забывчивость» в работе и т.д.

Более острой формой трудового конфликта является саботаж – фактическое игнорирование наемными работниками основных производственных требований при их формальном соблюдении.

Наиболее ярко выраженное формой трудового конфликта является забастовка – стихийная или организованная остановка производства. Она свидетельствует о том, что трудовой конфликт находится в стадии максимального обострения.

Работодатели, в свою очередь, довольно часто прибегают к использованию локаута как одной из форм оказания экономического давления на наемных работников. Локаут выражается в закрытии работодателями своих предприятий и массовом увольнении занятых на них рабочих. С помощью локаута работодатели пытаются предотвратить готовящуюся или подавить уже начавшуюся забастовку. В ответ на локаут наемные работники часто используют такую форму, как организованный отказ уволенных работников покинуть закрываемое предприятие и самостоятельное продолжение работы.

В ситуациях резкого обострения противоречий между работодателями и наемными работниками, между капиталом и трудом трудовой конфликт во многих капиталистических странах перерастал в политических конфликт. Он создавал угрозу самому существованию капиталистического общества. В XX в. во многих странах произошли социалистические революции. Начало им положила Октябрьская социалистическая революция в России в 1917 г. Она способствовала резкой активизации антикапиталистических сил во всем мире. В капиталистических странах в 1920 – 1930-е гг. происходил подъем рабочего движения, усиливалось влияние левых политических партий. После 2-й мировой войны образовалась мировая система социализма, которая охватывала более 1/3 населения Земли. В этих условиях политическая элита и деловые круги капиталистических стран столкнулись с проблемой обеспечения выживания капитализма как системы. В решении этой проблемы важную роль сыграло развитие социального партнерства. В его рамках сформировалась система соглашений между различными сторонами социального диалога и их представителями: наемными работниками (профсоюзами), работодателями (объединениями работодателей), органами исполнительной власти на всех уровнях (национальная экономика в целом, регион, отрасль, предприятие).

В западных странах используются различные модели социального партнерства. Выбор модели был обусловлен особенностями социально-экономического и политического развития той или иной страны, традициями профсоюзного движения и рядом других факторов. Классификация моделей социального партнерства, используемых в различных странах, по 7 классификационным признакам, представлена в табл. 51.

Важную роль в развитии социального партнерства на Западе сыграло государство. В этой системе оно выполняет две функции – правовую и экономическую.

Правовая функция заключается в том, что государство выступает в роли арбитра во взаимоотношениях наемных работников и работодателей. Оно формирует правовое поле социального партнерства и становится субъектом контроля за неукоснительным соблюдением этими сторонами правовых норм и достигнутых соглашений.

Однако одной только правовой функции государства было бы недостаточно для становления системы социального партнерства. Решающую роль сыграла экономическая функция, связанная с формированием эффективной системы государственного регулирования рыночной экономики. Следует иметь в виду, что на Западе долгое время были весьма непопулярны идеи вмешательства государства в экономическую жизнь. Положение принципиально изменилось в ходе Великой депрессии 1929 – 1933 гг. Этот самый глубокий за всю историю капитализма кризис поставил вопрос об усилении вмешательства государства в экономику, о формировании системы государственного регулирования последней.

Именно в 1930-е гг. начинается становление системы государственного регулирования рыночной экономики. Она, в частности, была связана с политикой «нового курса» Ф. Рузвельта в США. После Второй мировой войны сложилась современная система государственного регулирования, были практически опробованы многие его инструменты, доказавшие свою эффективность.


Таблица 51

Классификация моделей социального партнерства

1. По числу сторон социального диалога

БИПАРТИЗМ (США, Канада, Великобритания)

ТРИПАРТИЗМ

(Франция, Германия, Швеция, Италия)

ТЕТРАПАРТИЗМ

по методологии Международной Организации Труда «мультипартизм»

(Испания, Бельгия, Нидерланды, Индия, Португалия, Дания)

Двусторонняя модель социального партнерства (работодатели и наемные работники), преимущественно на отраслевом уровне и на уровне предприятий

Трехстороннее сотрудничество между трудящимися, предпринимателями и государством на федеральном, региональном, территориальном уровнях. В последнее время Швеция эволюционирует к бипартизму

Взаимоотношения объединений работодателей, профсоюзов, властных структур, а также независимых экспертов и ассоциаций:

- фермеров (Испания, Бельгия, Индия);

- владельцев предприятий малого бизнеса (Бельгия, Нидерланды);

- участников кооперативного движения (Дания, Португалия);

- союзов потребителей (Испания, Дания);

- экологических организаций (Португалия)

2. По специфике взаимоотношений профсоюзов и объединений работодателей, предпринимателей

АНГЛОСАКСОНСКАЯ

(Великобритания, США, Ирландия)

ЕВРОПЕЙСКАЯ

Централизованный уровень регулирования трудовых отношений

Децентрализованный процесс коллективных переговоров, основанный на защите экономических интересов трудящихся, работодателей и предпринимателей при минимальном вовлечении в него органов государственной власти

ГЕРМАНСКАЯ

(Германия, Австрия, Голландия, Дания, Бельгия, Швейцария, Швеция)

ЛАТИНСКАЯ (Италия, Франция, Испания, Португалия)

Сеть отраслевых соглашений, устраивающих своими условиями, как предпринимателей, так и профсоюзы. Обстановка взаимного доверия

Отраслевая, но доминирует заключение локальных или региональных коллективных договоров (возможность непосредственно влияния на процесс)

3. В зависимости от уровня ведения коллект-х переговоров для заключения договоров и соглашений

1-ая МОДЕЛЬ

(Финляндия, Швеция, Бельгия, Норвегия)

2-ая МОДЕЛЬ

(США, Канада, большинство стран Азии, Латинской Америки)

3-я МОДЕЛЬ (Германия, Австрия, Франция, Великобритания)

Трехуровневость партнерства: общенациональный, отраслевой, предприятие

Одноуровневость (ограничение заключения коллективных договоров в основном на уровне предприятий)

Усредненный вариант. Отраслевые соглашения служат лишь «отправной точкой» для локальных переговоров на уровне предприятия

4. По форме представительства наемных работников на предприятии

ПРОФСОЮЗНОЕ

ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО

(США, Канада, Япония, Великобритания, Ирландия)

ЧИСТОЕ

ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО

(Австрия, Греция, Испания, Португалия, Германия, Нидерланды)

СМЕШАННОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО (Бельгия, Дания, Ирландия, Франция)
         

Окончание табл. 51

 

Профсоюзная организация на предприятии по закону считается представителем не только членов профсоюза, но и всех работников, не входящих в профсоюз

Производственные советы состоят исключительно из представителей работников и действуют в качестве контрагента администрации на уровне предприятия

Производственные советы представляют собой совместные органы работников (избираются трудовыми коллективами) и работодателей (назначаются администрацией)

5. По формам профсоюзного лоббирования



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: