Пред дошкольный возраст = старший ясельный возраст. Это дети в возрасте от 1 года до 3 лет.
Основная особенность — становление второй сигнальной системы, психическое и социальное развитие, формирование характера ребенка. Дети получают большую свободу движений, чем раньше, так как они умеют ходить, способны выполнять многообразные движения. Все это помогает ребенку удовлетворять свое любопытство и активно изучать мир. В этом возрасте пассивный иммунитет, полученный от матери, исчезает, грудное вскармливание заканчивается, а приобретенный иммунитет ребенка еще очень слаб. С дру гой стороны, значительно увеличиваются и расширяются контакты малыша. В результате сочетания названных фак торов для детей 1—3 лет характерны частые заболевания детскими инфекциями, особенно респираторно-вирусными. Вторая группа заболеваний, которая дает пик в этом возрасте, — детский травматизм: ожоги, отравления, электро-травмы, инородные тела и т. д. Данный факт предъявляет особые требования к воспитанию ребенка, организации его игр, прогулок. Основные требования к родителям — постоянный контроль и организация атравматической обстановки.
|
|
Дошкольный возраст — период от 3 до 7 лет. Этот пери од характеризуется быстрым увеличением роста ребенка и, как следствие, изменением пропорций тела. У ребенка интенсивно развивается интеллект, осознается свое социальное «Я» и половая принадлежность. В этот период продолжается дифференцировка органов, развиваются моторные навыки и равновесие (катание на велосипеде, коньках, танцы и т. д.).
Основная особенность — появление потребности общаться со сверстниками, жить в коллективе. Поэтому педиатры рекомендуют в этом возрасте отдать ребенка в детский сад, что в свою очередь затем облегчит адаптацию ребенка в школе. Для дошкольного возраста характерно снижение острой инфекционной заболеваемости, но чаще встречаются капельные детские инфекции — корь, краснуха, ветряная оспа, эпидемический паротит. Остается высоким уровень травматизма, в том числе переломы. Возможно начало хронических заболеваний
ВОПРОС 13.--14 МЛАДШИЙ и СТАРШИЙ школьный период
Младший школьный период = препубертатный = отрочество. Это дети в возрасте 7-11 лет. Период характеризуется стабильностью, завершением дифференцировки тканей и органов и совершенствованием функциональных возможностей ребенка. У детей развивается интеллект, совершенствуется мел кая моторика, формируются привычки и характер.
Особые этапы — поступление в школу и первый год обучения. Резкое увеличение физических и умственных нагрузок предъявляет особые требования к организации режима дня и питан'ия ребенка. В этот период обращаемость к врачу минимальная, основная причина — травмы. Однако возможна хронизацияимевшихся патологических процессов и развитие сколиоза.
|
|
Старший школьный возраст = пубертатный = период полового созревания. Это дети в возрасте 11—18 лет (у мальчиков анатомически период полового созревания заканчивается к 20—22 годам).
Основная особенность — фундаментальная перестрой ка эндокринной системы, развитие вторичных половых признаков. Вследствие нестабильности функций организма, подростки характеризуются повышенной возбудимостью, раздражительностью, перепадами настроения и, как следствие, трудностью общения с окружающими, конфликтностью. Для подростков характерны функциональные заболевания (вегетативный дисбаланс) — юношеская гипертония, вегетососудистая дистония, дискинезия желчевыводящих путей и т. д. Вследствие интенсивной работы эндокринной системы, могут проявиться ранее скрытые заболевания желез внутренней секреции.
ВОПРОС 15. Объяснить влияние женских половых гормонов на организм.
ЖЕНСКИЕ ПОЛОВЫЕ ГОРМОНЫ, ИХ ДЕЙСТВИЕ НА ОРГАНИЗМ
В яичнике вырабатываются 2 гормона: фолликулин и прогестерон. Фолликулин вырабатывается клетками фолликулярного эпителия. Он относится к эстрогенным гормонам, которые обуславливают женский тип. Под влиянием этого гормона появляются вторичные половые признаки. Фолликулин способствует росту мускулатуры матки и разрастанию в ней эндометрия (слизистого слоя). Прогестерон вырабатывается желтым телом яичника, этот гормон способствует подготовке эндометрия к фазе секреции, во время беременности способствует укреплению плодного яйца в слизистой матки, понижает возбудимость мускулатуры матки.
ВОПРОС 16. Дать понятие менструального цикла
Менструальный цикл — циклические изменения, происходящие в организме женщины с начала периода полового созревания до наступления климактерического периода (постменопаузы)
Визуальным результатом менструального цикла является менструация — это ежемесячное выделение крови из матки, в норме она длится 3—5 дней. Первая менструация начинается с 12—14 лет, устанавливается в течение года.
Время наступления первой менструации зависит от климатических условий, социальных условий, условий быта, труда, питания и т.д. Изменения, происходящие в матке, называются ма точным циклом. Он имеет 4 фазы. Под воздействием ФСГ, вырабатываемого гипофизом в матке проходит 4 фазы.
I фаза — десквамация (отторжение) функционального слоя слизистой матки — это и есть менструация.
II фаза — регенерация (восстановление) функционального слоя слизистой матки за счет базального слоя, заканчивается к 7-му дню от начала менструкции.
III фаза — пролиферация (разрастание) слизистого слоя матки — длится в среднем 7—10 дней. Эти 3 фазы маточного цикла занимают первую поло вину менструального цикла, вторую половину занимает
IV фаза — фаза секреции, которая готовит матку к беременности, к внедрению оплодотворенного яйца, если это не произойдет, то наступает менструация. Фаза секреции проходит под воздействием лютеотроп-ного гормона. В матке откладывается энергетический.за пас (гликоген), минеральные вещества, гормоны.