Проявляется, как прямое стремление причинить окружающим боль, вред. Это самый редкий вариант развития ребенка. Прочитывается во всех проективных методиках и не скрывается.
Аутоагрессия
Направленность на саморазрушение. В форме острого неприятия, отвержения себя. Данный вид агрессии чреват тяжкими депрессиями.
Защитная агрессия
Этот вид агрессии один из наиболее распространенных. В проективных методиках выявляется одновременно высокий уровень агрессивности и в то же время незащищенность.
Несформированность средств общения
В этом случае, проективные методики вообще не обнаруживают симптомов агрессии.
Шизоидность
Вариант, который может встретиться безотносительно к жалобам взрослых клиентов.
Это выраженное своеобразие поведения, ребенок обладает оригинальностью внутреннего мира и мало способен к усвоению привычных конвенциональных форм поведения и мышления, труден для взрослых, его своеобразие трактуется как угодно, и реже всего - в соответствии с реальными мотивами его поступков.
Проявляется:
в оригинальных ассоциациях в пиктограмме;
нестандартных основаниях классификации;
отклонениях от стандартов в рисунке человека.
В сфере общения: аутизация или широкое крайне поверхностное общение со сниженной эмоциональностью.
"Вербализм " является такой формой шизоидности, когда отмечается широкое, хорошо поставленное (оснащенное вербальными средствами) общение преимущественно со взрослыми и отсутствует подлинное глубокое общение. Это связано с примитивностью, грубостью эмоциональной сферы детей, у которых к началу младшего школьного возраста мало развита потребность в высших формах общения причем не только личностного, но и познавательного. Для них свойственен высокий уровень речевого развития с использованием сложных, вычурных оборотов псевдологических построений с низким развитием всех когнитивных процессов, кроме механической памяти. Особенно глубоки провалы в образном мышлении и соответственно низок уровень рисунка. Но логическое мышление и опосредствованное запоминание также несколько снижены (в отличие от интеллектуализма, где эти функции развиты выше средней возрастной нормы).
34. Типичные рекомендации для основных синдромов неблагополучия (рекомендации для каждого синдрома – отдельный вопрос).
Синдром хронической неуспешности.
· Найти такую внеучебную деятельность, в которой он будет самоутверждаться.
· Обеспечить реальный успех ребёнка в какой-либо деятельности. И подчёркивать, раз он смог научиться делать что-то хорошо, то постепенно сможет научиться и всему остальному (в том числе учёбе)
· Не просто хвалить (и поменьше ругать) а хвалить именно тогда, когда ребёнок что-то делает.
· Не сравнивать с эталоном (школьной программой, образцами взрослых и результатами более успешных одноклассников)
· Сравнивать ребёнка только с ним самим. Хвалить за улучшение собственных результатов.
· Снизить ценность школьных отметок, чтобы снизить болезненность школьной сферы. Постепенно у ребёнка будет снижаться школьная тревога и будут накапливаться достижения.
· Не допускать, чтобы ребёнок замыкался на своих неудачах.
Инфантилизм.
· Отношения родителей с ребёнком должны соответствовать его фактическому, а не паспортному возрасту.
· Увидеть, на что ребёнок способен и не требовать от него гораздо большего.
· Обучение в игровой форме.
Синдром ухода от деятельности.
· Деятельность воображения развернуть вовне, направить её на реальные творческие задачи. В этой деятельности сразу же нужно обеспечить ребёнку успех, внимание, эмоциональное подкрепление.
· Давать ребёнку больше внимания, признания его успехов.
· Найти сферу самореализации для ребёнка.
Отсутствие познавательных мотивов, лень, гедонизм.
· Совместные познавательные занятия со взрослым. Общение со взрослым и сверстниками является для этих детей большой ценностью – его нужно совместить с познанием и показать, что это интересно.
· Кружки с познавательной направленностью.
Негативистическая демонстративность.
· Регуляция родительского внимания: уделять ребёнку внимание не тогда, когда он ведётся себя плохо, а тогда, когда он ведёт себя хорошо.
· Давать ребёнку больше внимания, чтобы ему не приходилось добиваться его разными выходками. На выходки же реагировать по возможности спокойно и, так сказать, бедно.
· Обеспечить ребёнку сферу для реализации демонстративности (театральный кружок)
Интеллектуализм.
· Развивать образную сферу путём организации различных видов деятельности. Повышать эмоциональность рисования, конструирования и прочего. Больше уделять внимания непосредственно эмоциональному общению родителей и ребёнка.
Несформированность средств общения.
· Ролевой тренинг общения в малой группе.
· Моделировать и разбирать с ребёнком различные случаи конфликтов, искать способы их конструктивной регуляции.
Агрессивность.
· Давать выход сиюминутной агрессии (рвать бумагу, резать пластилин).
· Успокаивающие занятия (игра с песком, водой, релаксация).
· Возможны совместные занятия, в которых разрушительные порывы ребёнка можно переадресовать с партнёра на внешние препятствия на пути к общей цели.
· В мальчиках воспитывать такие качества «идеального мужчины» как сдержанность и владение собой.
· Обучение боевому искусству.
Замедленный темп деятельности.
· Просто учитывать данную особенность и не осуждать.
· Сокращать Д\З, чтобы выполненная часть была сделана хорошо. Лучше будет сделана часть задания, но качественно, чем всё, но плохо.
Сниженная энергетика.
· Необходимы частые перерывы, заполненные либо двигательной активностью (игра в мяч), либо релаксацией.
Расстройства внимания.
· Техники формирования операций контроля и самоконтроля (родитель якобы пишет с ошибками, а ребёнок с красной ручкой исправляет или проверяет собственные работы).