В соответствии с Законом Российской
Федерации «Об образовании» содержание образования в конкретной образовательной
организации определяется образовательной программой (ОП), разрабатываемой,
принимаемой и реализуемой этой образовательной организацией самостоятельно.
Следовательно, проектирование образовательной программы является источником формирования содержаниядошкольного образования (ДО), с одной стороны, и конченых результатов ее
освоения – с другой.
В законе РФ «Об образовании» написано,
что «образовательная программа - комплекс основных характеристик образования
(объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических
условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм
аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного
графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных
компонентов, а также оценочных и методических материалов».
Назначение образовательной программы
Дляруководителей органов управления образованием – ОП является механизмом внешнего контроля за деятельностью ДОО..
Для родителей (законных представителей) воспитанников – ОП дает возможность принять участие в организации образовательного процесса,выборе и корректировке его содержания.
Для воспитанников – раскрытие и развитие потенциала каждогоребенка и направленного формирования тех компетенций, которые представляютсянаиболее актуальными в социально-культурной перспективе.
Общее назначение ОП – нормированиесодержания ДО в соответствии с ФГОС ДО и определение вариативных путей егореализации в ДОО на основе анализа возможностей образовательной организации,социального заказа и потребностей основных потребителей образовательных услуг –
детей и семьи.
Технологииразработки ООП ДОО
Традиционная технология:
ü Анализ условий и опыта работы ДОО,существующих документов, регламентирующих содержание ДО;
ü Разработка общего плана действий, сборнеобходимой информации и проектирование структуры программы;
ü Наполнение основных структурных блоковпрограммы, конкретизация содержания и технологий его реализации;
ü Оценка достигнутого результата, внесение необходимых корректив и дополнений, подготовка программы к реализации.
Программно-целевая технология:
1. Определение цели и задач ее реализации и соответствующее программное содержание.
2. Разработка отдельной программы под каждое направление деятельности по структуре: цель –
задачи – содержание – технологии – результат.
3. Детальная проработка направлений и их интеграция и согласование.
4. Создание ресурсной базы под каждый раздел программы.
Технология модульного подхода – содержание ДО представлено в виде законченных блоков (образовательных областей, компетенций или виды детской деятельности).
Элементы:
1.Определение конечных результатов овладения программой и методов контроля их достижения;
2.Конструирование модульной структуры ОП(образовательных областей), ее методическое обеспечение, методы контроля;
3.Выбор организационных форм реализации программы (технологическое и учебно-методическое обеспечение).В итоге может быть построена матричная структура программы
Этапы разработки ООП ДО
Аналитический этап. На начальном этапе рекомендуется разработать ОП для всего ДОО в целом. Далее она может быть конкретизирована для отдельных групп воспитанников, в идеале – для каждого воспитанника ДОО. Срок действия ОП может быть разный. Основная часть ОП должна соответствовать времени пребывания ребенка в конкретном ДОО. В то же время отдельные разделы ОП могут изменяться, дополняться, уточняться на каждый учебный или календарный год.
Прогностический этап. Важно определить приоритетное направление деятельности ДОО в соответствии с его возможностями, социальным заказом и потребностями воспитанников.
Идеальный вариант прогноза предусматривает ранжирование выявленных в ходе анализа проблем
по степени их значимости, разработку плана действий по решению проблем, структурированного в соответствии с ФГОС ДО.
Организационный этап. Алгоритм организации деятельности ДОО по разработке, реализации и
совершенствованию ОП:
1.Создание рабочей группы по разработке ОП– приказ по ДОО;
2.План деятельности рабочей группы,утвержденный руководителем ДОО;
3.Внешняя экспертиза ОП (1-2 экспертных заключения);
4.Протокол педагогического совета, на котором утверждена ОП;
5.Приказ по ДОО о реализации ОП с указанием ответственных за или иные направления;
6.План ДОО по реализации ОП;
7.Изменения и дополнения в ОП;
8.Аналитическая справка (обоснование) о необходимости изменений и дополнений;
9.Протокол педагогического совета о принятии изменений и дополнений в ОП;
10.Приказ по ДОО о реализации принятых изменений и дополнений.
Все обозначенные документы составляют необходимую часть приложений в ОП, так как
показывают механизм ее разработки в конкретном ДОО.
Контрольный этап. Он включает мониторинг разработки программы. Здесь оценивается степень разработанности плана разработки ОП (наличие измеряемых показателей по каждому этапу работы). Контроль сочетает в себе внешний и взаимный контроль, самоконтроль. Контроль должен быть своевременным и гибким.
Коррекционный этап. Он направлен на оптимизацию основных этапов работы коллектива.