Система правоохранительных органов России

Система правоохранительных органов – единая система спец гос органов и негос организаций, образованная на основе законодательства и уполномоченная применять меры убеждения и принуждения в целях защиты прав, свобод и законных интересов ф.л. и юр.л., защиты матер и духовн ценностей общества, защиты конституционного строя, обеспечения суверенитета, территориальной целостности и безопасности государства.

К госправоохр органам относятся суды, органы юстиции, органы обеспечения безопасности РФ, органы предварительного расследования, прокуратура, органы внутренних дел, фискальные органы, а также федеральная служба по контролю за наркотиками и психотропными средствами.

К негос организациям, относятся: адвокатура, частные охранные и детективные службы, частный нотариат.

К правоохранительным органам относится Конституционный суд, конституц-уставные суды субъектов РФ, система судов общей юрисдикции, судебный департамент при верховном суде РФ, фед служба суд приставов, прокуратура, фсб, следственный комитет, адвокатура, органы дознания, предварительного следствия.

Систему правоохранительных органов можно подразделить на судебные органы (суды) и иные правоохранительные органы.

Судебная система, в свою очередь, включает в себя Конституционный Суд РФ, федеральные суды общей юрисдикции, систему арбитражных судов и суды (мировые судьи и конституционные (уставные) суды) субъектов РФ.

Конституционный Суд РФ является судебным органом конституционного контроля. Основная цель деятельности Конституционного Суда РФ – это защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции на всей территории РФ.

Система федеральных судов общей юрисдикции уже своим названием подчеркивает широту охвата правовых вопросов, подпадающих под ее процессуальную компетенцию. По сути, все правовые вопросы, возникающие в жизни граждан, разрешаются главным образом в судах общей юрисдикции.

В системе федеральных судов общей юрисдикции в свою очередь могут быть выделены: система общих судов и система военных судов. Обе эти системы имеют общий вышестоящий орган – Верховный Суд РФ.

Система общих судов включает в себя суды субъектов РФ, районные суды. Помимо этого к судам общей юрисдикции относятся и мировые судьи,

Система арбитражных судов создана преимущественно для разрешения экономических споров, возникающих между юридическими лицами, хотя арбитражные суды имеют и иные полномочия. В настоящее время система арбитражных судов включает в себя Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды арбитражных округов (кассационные суды), апелляционные суды и арбитражные суды субъектов РФ.

Суды субъектов РФ включают в себя мировых судей и конституционные (уставные) суды субъектов РФ. Основная задача мировых судей – рассматривать и разрешать правовые споры, которые наиболее часто встречаются в повседневной жизни граждан.

Конституционные (уставные) суды созданы для рассмотрения спорных правовых вопросов о соответствии принимаемых органами власти субъектов РФ нормативных правовых актов Конституции или уставу субъекта.

Иные правоохранительные органы также образуют систему, состоящую из:

– органов прокуратуры;-  органов внутренних дел;– федеральной службы безопасности;

– органов государственной охраны;– органов государственной налоговой службы;

– таможенных органов;– органов борьбы с незаконным оборотом наркотиков;

– органов предварительного расследования;– органов юстиции.

Система правоохранительных органов призвана реализовать такие важнейшие функции, как:

– конституционный контроль;– отправление правосудия;

– прокурорский надзор;– расследование преступлений;

– оперативно-розыскная функция;– исполнение судебных решений;

– оказание юридической помощи и защиты по уголовным делам;

 

 

3.Законодательство о правоохранительных органах.

Законодательство о правоохранительных органах - это законы и иные нормативно-правовые акты РФ и субъектов РФ, а также международные договоры, которые содержат нормы, определяющие принципы правоохранительной деятельности, организацию и функционирование правоохранительных органов.

В зависимости от юридической силы нормативно-правовые акты о правоохранительных органах подразделяются на:

• Конституцию РФ, которая имеет высшую юридическую силу.
• федеральные законы

• указы и распоряжения Президента РФ, которые чаще всего принимаются по вопросам организации и функционирования правоохранительных органов,

• постановления и распоряжения Правительства РФ, которые должны соответствовать Конституции РФ, федеральным законам, указам и распоряжениям Президента РФ;

• акты министерств или ведомств (ведомственные акты), которые издаются руководителями соответствующих министерств или ведомств, занимающихся правоохранительной деятельностью

• разъяснения по вопросам судебной практики, даваемые Верховным Судом РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ в форме постановлении Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ.

• постановления Конституционного Суда РФ.касающиеся вопросов соответствия Конституции РФ определенных нормативно-правовых актов о правоохранительной деятельности.

 Классификация нормативно-правовых актов о правоохранительных органах в зависимости от их содержания:

• акты общего характера: Конституция РФ, Закон Российской Федерации "О безопасности" от 05.03.92 (в ред. от 25.07.2002) и т. п. Указанные акты имеют значение для организации и функционирования всех правоохранительных органов, определения принципов правоохранительной деятельности.

Важное значение имеют и другие положения Конституции РФ;
акты о правосудии ч судебной власти: Федеральные конституционные законы "О судебной системе РФ" от 31.12.96 (в ред. от 15.12.2001) и "О Конституционном Суде РФ" от 21.07.94 (в ред. от 15.12.2001г.); акты об организационном обеспечении деятельности судов, органах, осуществляющих эту деятельность, их организации и функционировании:
акты о прокуратуре и прокурорском надзоре: Федеральный закон "О прокуратуре РФ" от 17.01.92 (в ред. от 25.07.2002), Положение о военной прокуратуре, принятое Верховным Советом СССР 04.08.81, и т. п. Указанные акты определяют организацию, порядок формирования и полномочия органов прокуратуры,

Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 (в ред. от 25.07.2002), Закон Российской Федерации "О милиции" от 18.04.91 (в ред. от 25.07.2002), Федеральный закон "Об органах федеральной службы безопасности в РФ" от 03.04.95 (в ред. от 25.07.2002) и мн. др. Эта группа нормативных актов определяет вопросы организации и деятельности большого круга органов по выявлению и расследованию преступлений (милиции, ФСБ, следователей прокуратуры, налоговой полиции и т. п.), их полномочия и обязанности в сфере выявления и расследования преступлений, процедуру расследования преступлений;
акты об организации юридической помощи: Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, принятые Верховным Советом РФ 11.02.93 (в ред. от 30.12.2001), Федеральный закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ" от 31.05.2002 № 63-ФЗ и др. Эти акты регулируют вопросы организации и деятельности различных органов, оказывающих юридическую помощь (адвокатура, нотариат), определяют полномочия, права и обязанности указанных органов.

 

 

4.Судебная власть: понятие и основные признаки.

Судебная власть – это самостоятельная независимая ветвь государственной власти, осуществляемая судами, которые выполняют возложенные на них законом полномочия посредством установленного судопроизводства. В соответствии с Конституцией РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Функции судебной власти:

1.Осуществление правосудия – важнейшая

2.Конституционный контроль (осуществляет конституционный суд)

3.Контроль за законностью

4.Разбирательство и разрешение дел об административных правонарушениях в подведомственных судах

5.Участие в формировании судейского корпуса

6.Разъяснение действующего законодательства на основе изучения и обобщения судебной практики

Признаки судебной власти

1.Судебная власть – вид гос власти, установленной в конституции

2.Судебная власть принадлежит судьям

3.Исключительность суд власти – создается вспец порядке власти

4.Независимость, обособленность суд власти (ст 120 конституции, ст 5 фкз «о суд системе»)

5.Самостоятельность органов суд власти (ст 10, 124 конст)

6.Суд власть реализуется посредством 5 судопроизводств

7.Должен быть повод

8.Характерной особенностью суд власти является процессуальный порядок осуществления важнейшей ее функции, то есть правосудия рассмотрения конкретных дел

9.Суд власть подзаконна (судьи руководствуются законами, подчиняются конституции)

10.Полнота судебной власти

11.Неподчиненность суд власти

12.Участие представителей народа в осуществлении полномочий суд власти (ч 5 ст 32 конст., ч1 ст 1 фкз «о судебной системе»)

Судебную систему Российской Федерации составляют: федеральные суды; конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации: мировые судьи субъектов Российской Федерации

 






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: