double arrow

Социокультурная ситуация первой половины XIX в., общественное движение и его формы.

Необычайный взлет отечественной культуры случился в первой половине XIX в. Если в экономическом и социально-политическом развитии Россия отставала от передовых европейских государств, то в культурных достижениях она не только шла вровень с ними, но и часто опережала.

Развитие русской культуры в первой половине XIX в. опиралось на преобразования

предшествующего времени. Проникновение элементов капиталистических отношений в

экономику усилило потребность в грамотных и образованных людях. Города стали основными

культурными центрами. Новые социальные слои втягивались в общественные процессы.

Культура развивалась на фоне все возрастающего национального самосознания русского народа

и в связи с этим имела ярко выраженный национальный характер. Существенное влияние на

литературу, театр, музыку, изобразительное искусство оказала Отечественная война 1812 г.

Однако консервативные тенденции в политике императоров Александра 1 и Николая 1

сдерживали развитие культуры. Правительство активно боролось с проявлениями передовой

общественной мысли в литературе, публицистике, театре и живописи. Оно препятствовало

широкому народному образованию. Крепостничество не давало возможности пользоваться

высокими культурными достижениями всему населению. Культурные запросы и потребности

верхушки общества были иными, чем у народа, у которого складывались собственные

культурные традиции.

Просвещение и образование. Уровень образованности общества является одним из

показателей культурного состояния страны. В России в конце XVIII — начале XIX в. он был

крайне невысок. Население, и главным образом крестьянство, было неграмотным или

малограмотным. Поэтому усилия правительства Александра I были направлены на создание

системы государственного образования. Она состояла из: одногодичных приходских школ;

трехклассных уездных училищ; семиклассных гимназий. В эпоху Александра I образование

было бессословным. При Николае I оно приняло замкнутый сословный характер.

Образцовым учебным заведением стал с 1811 г. знаменитый Царскосельский лицей.

Широко была распространена система домашнего образования. В ней основное внимание

уделялось изучению иностранных языков, словесности, музыки, живописи, правил поведения в

обществе. В России не было системы женского образования в то время.

В политике правительства по отношению к начальному и среднему образованию

доминировали консервативные тенденции.

Университеты и институты стали основными центрами, пропагандировавшими современные

научные достижения и формировавшими национальное самосознание.

Несмотря на препятствия, чинимые правительством, происходила демократизация состава

студенчества. Разночинцы (выходцы из недворянских слоев) стремились получить высшее

образование. Многие из них занимались самообразованием, пополняя ряды складывавшейся

русской интеллигенции.

Наука. В отличие от XVIII в., для которого был характерен энциклопедизм ученых, в

первой половине XIX в. началась дифференциация наук, выделение самостоятельных научных

дисциплин (естественных и гуманитарных). Наряду с углублением теоретических познаний все

большее значение приобретали научные открытия, имевшие прикладное значение и

внедрявшиеся, хотя и медленно, в практическую жизнь.

Для естественных наук были характерны попытки более глубокого проникновения в

понимание основных законов природы. Исследования философов (физика и агробиолога М. Г.

Павлова, медика И. Е. Дядьковского) внесли значительный вклад в этом направлении.

В прикладных науках особенно важные открытия были сделаны в области электротехники,

механики, биологии и медицины. Физик Б. С. Якоби в 1834 г. сконструировал электромоторы,

работавшие от гальваничсеких батарей. Академик В. В. Петров создал ряд оригинальных

физических приборов и положил начало практическому применению электричества. П. Л.

Шиллинг создал первый записывающий электромагнитный телеграф. Отец и сын Е. А. и М. Е.

Черепановы на Урале построили паровой двигатель и первую железную дорогу на паровой тяге.

Складывание России как великой евразийской державы, ее геополитические интересы

требовали активного исследования не только прилегающих к ней территорий, но и отдаленных

районов земного шара.

Первая русская кругосветная экспедиция была предпринята в 1803—

1806 гг. под командованием И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского. Экспедиция прошла от

Кронштадта до Камчатки и Аляски. Изучались острова Тихого океана, побережье Китая, остров

Сахалин и полуостров Камчатка. После этих экспедиций многие географические объекты на карте мира были названы русскими именами.

Гуманитарные науки выделились в особую отрасль и успешно развивались. В начале XIX в.

и особенно после Отечественной войны 1812 г. усилилось стремление познать русскую

историю как важный элемент национальной культуры. Начались первые археологические раскопки на территории России.

В 1818 г. были изданы первые 8 томов «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина. Консервативно-монархическая концепция этого труда вызвала неоднозначный отклик общественности.

Н. М. Карамзин своим трудом пробудил интерес многих писателей к отечественной

истории. Для следующих поколений историков (К. Д. Кавелин, Н. А. Полевой, Т. Н. Грановский, М.

П. Погодин и др.) было характерно стремление по-новому осмыслить русскую историю, понять

закономерности и специфику ее развития, связь и отличие от западно-европейской.

В конце 40-х годов начал свои исследования корифей русской исторической науки С. М. Соловьев. Он создал 29-томную «Историю России с древнейших времен». Важной задачей в процессе становления национальной культуры была разработка правил и норм русского литературного и разговорного языка. Это имело особое значение в связи с тем, что многие дворяне не умели ни строчки написать по-русски, не читали книги на родном языке. Разработка основ русского литературного языка окончательно осуществилась в творчестве писателей Н. М. Карамзина, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя и др. Публицист Н. И. Греч написал «Практическую русскую грамматику».

Просветительская деятельность. Распространению знаний способствовали многие

научные общества: Географическое, Минералогическое, Московское общество испытателей

природы, упомянутые выше Общество истории и древностей российских, Общество любителей

российской словесности. Они устраивали публичные лекции, печатали отчеты и сообщения о

наиболее выдающихся достижениях отечественной науки, финансировали различные

исследования.

Особое значение для просвещения народа играло издание книг.

В начале XIX в. существовали лишь государственные типографии, в 30 — 40-е годы

распространилось частное книгоиздательство.

В первой половине XIX в. заметно оживилось газетное и журнальное дело.

В 1814 г. в Петербурге появилась первая публичная библиотека, ставшая национальным

книгохранилищем. В дальнейшем публичные и платные библиотеки открывались во многих

провинциальных городах. В первой половине XIX в. начали открываться общедоступные музеи.

Распространению знаний способствовали также ежегодные с конца 20-х годов XIX в. всероссийские промышленные и сельскохозяйственные выставки.

Литература. Именно расцвет литературы позволил определить первую половину XIX в. как

«золотой век» русской культуры. Писатели, отражавшие российскую действительность,

занимали разные общественно-политические позиции. Существовали различные

художественные стили (методы), сторонники которых придерживались противоположных

убеждений. В литературе первой половины XIX в. закладывались те основополагающие

принципы, которые определили ее дальнейшее развитие: народность, высокие гуманистические

идеалы, гражданственность и чувство национального самосознания, патриотизм, поиски

социальной справедливости. Литература становилась важным средством формирования

общественного сознания.

На рубеже XVIII—XIX вв. классицизм уступил место сентиментализму. В конце своего

творческого пути к этому художественному методу пришел поэт Г. Р. Державин. Главным

представителем русского сентиментализма был писатель и историк Н. М. Карамзин (повесть

«Бедная Лиза») и др.

Русский сентиментализм просуществовал недолго. Героические события войны 1812 г.

способствовали появлению романтизма. Он был широко распространен и в России, и в других

европейских странах.

Во второй четверти XIX в. в европейской литературе начал утверждаться реализм.

Большое значение для развития литературы имела деятельность «толстых» литературных

журналов «Современник» и «Отечественные записки». Основателем «Современника» был А. С.

Пушкин, а с 1847 г. его возглавили Н. А. Некрасов и В. Г. Белинский. В нём отражалась не только литературная полемика, но и идейная борьба. Развитие литературы происходило в сложных социально-политических условиях. Ее постоянное соприкосновение с передовыми течениями общественной мысли вынуждало правительство применять к литераторам запретительные и репрессивные меры. В 1826 г. цензурный устав, названный современниками «чугунным», сменил прежний (1804 г.), более либеральный.

Театр. В первой половине XIX в. в России театральная жизнь вступила в новую фазу.

Существовали различные виды театров. По-прежнему широко были распространены

крепостные театры, принадлежавшие русским аристократическим фамилиям (Шереметевым,

Апраксиным, Юсуповым и др.). Государственных театров было немного (Александринский и

Мариинский в Петербурге, Большой и Малый в Москве).

Драматический театр развивался под воздействием тех же тенденций, что и литература. В

нем в начале XIX в. господствовали классицизм и сентиментализм. Позднее появились

романтические пьесы. Большим успехом пользовались сатирические комедии Д. И. Фонвизина и

И. А. Крылова. В 30 — 40-е годы XIX в. под влиянием отечественной литературы в

театральном репертуаре стали утверждаться реалистические традиции. Крупным событием

культурной жизни России стала постановка пьесы Н. В. Гоголя «Ревизор».

Талантливые артисты — В. А. Каратыгин, П. С. Мочалов, Е. С. Семенова и др.—

закладывали основы русской театральной школы.

Балет. Особое место в культурной жизни России занимало балетное театральное искусство.

Оно развивалось в тесной связи и под влиянием отечественной литературы.

Своим успехом балет в России обязан балетмейстеру, педагогу и драматургу Ш. Дидло. Он

создал основы русского классического балета, использовав национальные мотивы и традиции

европейского танцевального искусства.

Музыка. В первой половине XIX в. открылась новая страница в истории отечественной

музыкальной культуры. Композиторы не стремились к заимствованиям у немецкой,

итальянской и французской школ. Многовековое народное творчество создало основу для

развития национальной музыкальной школы. Сочетание народных мотивов с романтизмом

обусловило появление особого жанра — русского романса (А. А. Алябьев, А. Е. Варламов, А.

Л. Гурилев). Особое место в истории русского музыкального искусства занимал композитор М. И. Глинка. Он был родоначальником всех основных жанров национальной классической музыки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: