Необычайный взлет отечественной культуры случился в первой половине XIX в. Если в экономическом и социально-политическом развитии Россия отставала от передовых европейских государств, то в культурных достижениях она не только шла вровень с ними, но и часто опережала.
Развитие русской культуры в первой половине XIX в. опиралось на преобразования
предшествующего времени. Проникновение элементов капиталистических отношений в
экономику усилило потребность в грамотных и образованных людях. Города стали основными
культурными центрами. Новые социальные слои втягивались в общественные процессы.
Культура развивалась на фоне все возрастающего национального самосознания русского народа
и в связи с этим имела ярко выраженный национальный характер. Существенное влияние на
литературу, театр, музыку, изобразительное искусство оказала Отечественная война 1812 г.
Однако консервативные тенденции в политике императоров Александра 1 и Николая 1
сдерживали развитие культуры. Правительство активно боролось с проявлениями передовой
|
|
общественной мысли в литературе, публицистике, театре и живописи. Оно препятствовало
широкому народному образованию. Крепостничество не давало возможности пользоваться
высокими культурными достижениями всему населению. Культурные запросы и потребности
верхушки общества были иными, чем у народа, у которого складывались собственные
культурные традиции.
Просвещение и образование. Уровень образованности общества является одним из
показателей культурного состояния страны. В России в конце XVIII — начале XIX в. он был
крайне невысок. Население, и главным образом крестьянство, было неграмотным или
малограмотным. Поэтому усилия правительства Александра I были направлены на создание
системы государственного образования. Она состояла из: одногодичных приходских школ;
трехклассных уездных училищ; семиклассных гимназий. В эпоху Александра I образование
было бессословным. При Николае I оно приняло замкнутый сословный характер.
Образцовым учебным заведением стал с 1811 г. знаменитый Царскосельский лицей.
Широко была распространена система домашнего образования. В ней основное внимание
уделялось изучению иностранных языков, словесности, музыки, живописи, правил поведения в
обществе. В России не было системы женского образования в то время.
В политике правительства по отношению к начальному и среднему образованию
доминировали консервативные тенденции.
Университеты и институты стали основными центрами, пропагандировавшими современные
научные достижения и формировавшими национальное самосознание.
|
|
Несмотря на препятствия, чинимые правительством, происходила демократизация состава
студенчества. Разночинцы (выходцы из недворянских слоев) стремились получить высшее
образование. Многие из них занимались самообразованием, пополняя ряды складывавшейся
русской интеллигенции.
Наука. В отличие от XVIII в., для которого был характерен энциклопедизм ученых, в
первой половине XIX в. началась дифференциация наук, выделение самостоятельных научных
дисциплин (естественных и гуманитарных). Наряду с углублением теоретических познаний все
большее значение приобретали научные открытия, имевшие прикладное значение и
внедрявшиеся, хотя и медленно, в практическую жизнь.
Для естественных наук были характерны попытки более глубокого проникновения в
понимание основных законов природы. Исследования философов (физика и агробиолога М. Г.
Павлова, медика И. Е. Дядьковского) внесли значительный вклад в этом направлении.
В прикладных науках особенно важные открытия были сделаны в области электротехники,
механики, биологии и медицины. Физик Б. С. Якоби в 1834 г. сконструировал электромоторы,
работавшие от гальваничсеких батарей. Академик В. В. Петров создал ряд оригинальных
физических приборов и положил начало практическому применению электричества. П. Л.
Шиллинг создал первый записывающий электромагнитный телеграф. Отец и сын Е. А. и М. Е.
Черепановы на Урале построили паровой двигатель и первую железную дорогу на паровой тяге.
Складывание России как великой евразийской державы, ее геополитические интересы
требовали активного исследования не только прилегающих к ней территорий, но и отдаленных
районов земного шара.
Первая русская кругосветная экспедиция была предпринята в 1803—
1806 гг. под командованием И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского. Экспедиция прошла от
Кронштадта до Камчатки и Аляски. Изучались острова Тихого океана, побережье Китая, остров
Сахалин и полуостров Камчатка. После этих экспедиций многие географические объекты на карте мира были названы русскими именами.
Гуманитарные науки выделились в особую отрасль и успешно развивались. В начале XIX в.
и особенно после Отечественной войны 1812 г. усилилось стремление познать русскую
историю как важный элемент национальной культуры. Начались первые археологические раскопки на территории России.
В 1818 г. были изданы первые 8 томов «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина. Консервативно-монархическая концепция этого труда вызвала неоднозначный отклик общественности.
Н. М. Карамзин своим трудом пробудил интерес многих писателей к отечественной
истории. Для следующих поколений историков (К. Д. Кавелин, Н. А. Полевой, Т. Н. Грановский, М.
П. Погодин и др.) было характерно стремление по-новому осмыслить русскую историю, понять
закономерности и специфику ее развития, связь и отличие от западно-европейской.
В конце 40-х годов начал свои исследования корифей русской исторической науки С. М. Соловьев. Он создал 29-томную «Историю России с древнейших времен». Важной задачей в процессе становления национальной культуры была разработка правил и норм русского литературного и разговорного языка. Это имело особое значение в связи с тем, что многие дворяне не умели ни строчки написать по-русски, не читали книги на родном языке. Разработка основ русского литературного языка окончательно осуществилась в творчестве писателей Н. М. Карамзина, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя и др. Публицист Н. И. Греч написал «Практическую русскую грамматику».
Просветительская деятельность. Распространению знаний способствовали многие
научные общества: Географическое, Минералогическое, Московское общество испытателей
|
|
природы, упомянутые выше Общество истории и древностей российских, Общество любителей
российской словесности. Они устраивали публичные лекции, печатали отчеты и сообщения о
наиболее выдающихся достижениях отечественной науки, финансировали различные
исследования.
Особое значение для просвещения народа играло издание книг.
В начале XIX в. существовали лишь государственные типографии, в 30 — 40-е годы
распространилось частное книгоиздательство.
В первой половине XIX в. заметно оживилось газетное и журнальное дело.
В 1814 г. в Петербурге появилась первая публичная библиотека, ставшая национальным
книгохранилищем. В дальнейшем публичные и платные библиотеки открывались во многих
провинциальных городах. В первой половине XIX в. начали открываться общедоступные музеи.
Распространению знаний способствовали также ежегодные с конца 20-х годов XIX в. всероссийские промышленные и сельскохозяйственные выставки.
Литература. Именно расцвет литературы позволил определить первую половину XIX в. как
«золотой век» русской культуры. Писатели, отражавшие российскую действительность,
занимали разные общественно-политические позиции. Существовали различные
художественные стили (методы), сторонники которых придерживались противоположных
убеждений. В литературе первой половины XIX в. закладывались те основополагающие
принципы, которые определили ее дальнейшее развитие: народность, высокие гуманистические
идеалы, гражданственность и чувство национального самосознания, патриотизм, поиски
социальной справедливости. Литература становилась важным средством формирования
общественного сознания.
На рубеже XVIII—XIX вв. классицизм уступил место сентиментализму. В конце своего
творческого пути к этому художественному методу пришел поэт Г. Р. Державин. Главным
представителем русского сентиментализма был писатель и историк Н. М. Карамзин (повесть
«Бедная Лиза») и др.
Русский сентиментализм просуществовал недолго. Героические события войны 1812 г.
способствовали появлению романтизма. Он был широко распространен и в России, и в других
|
|
европейских странах.
Во второй четверти XIX в. в европейской литературе начал утверждаться реализм.
Большое значение для развития литературы имела деятельность «толстых» литературных
журналов «Современник» и «Отечественные записки». Основателем «Современника» был А. С.
Пушкин, а с 1847 г. его возглавили Н. А. Некрасов и В. Г. Белинский. В нём отражалась не только литературная полемика, но и идейная борьба. Развитие литературы происходило в сложных социально-политических условиях. Ее постоянное соприкосновение с передовыми течениями общественной мысли вынуждало правительство применять к литераторам запретительные и репрессивные меры. В 1826 г. цензурный устав, названный современниками «чугунным», сменил прежний (1804 г.), более либеральный.
Театр. В первой половине XIX в. в России театральная жизнь вступила в новую фазу.
Существовали различные виды театров. По-прежнему широко были распространены
крепостные театры, принадлежавшие русским аристократическим фамилиям (Шереметевым,
Апраксиным, Юсуповым и др.). Государственных театров было немного (Александринский и
Мариинский в Петербурге, Большой и Малый в Москве).
Драматический театр развивался под воздействием тех же тенденций, что и литература. В
нем в начале XIX в. господствовали классицизм и сентиментализм. Позднее появились
романтические пьесы. Большим успехом пользовались сатирические комедии Д. И. Фонвизина и
И. А. Крылова. В 30 — 40-е годы XIX в. под влиянием отечественной литературы в
театральном репертуаре стали утверждаться реалистические традиции. Крупным событием
культурной жизни России стала постановка пьесы Н. В. Гоголя «Ревизор».
Талантливые артисты — В. А. Каратыгин, П. С. Мочалов, Е. С. Семенова и др.—
закладывали основы русской театральной школы.
Балет. Особое место в культурной жизни России занимало балетное театральное искусство.
Оно развивалось в тесной связи и под влиянием отечественной литературы.
Своим успехом балет в России обязан балетмейстеру, педагогу и драматургу Ш. Дидло. Он
создал основы русского классического балета, использовав национальные мотивы и традиции
европейского танцевального искусства.
Музыка. В первой половине XIX в. открылась новая страница в истории отечественной
музыкальной культуры. Композиторы не стремились к заимствованиям у немецкой,
итальянской и французской школ. Многовековое народное творчество создало основу для
развития национальной музыкальной школы. Сочетание народных мотивов с романтизмом
обусловило появление особого жанра — русского романса (А. А. Алябьев, А. Е. Варламов, А.
Л. Гурилев). Особое место в истории русского музыкального искусства занимал композитор М. И. Глинка. Он был родоначальником всех основных жанров национальной классической музыки.