Объективные и субъективные причины конфликтов

Существуют разные точки зрения на причины конфликта вообще и причины конфликтов в организациях в частности. Обобщая точки зрения специалистов, можно выделить объективные и субъективные причины.Под объективными причинами конфликта подразумевают обстоятельства или условия, появляющиеся или существующие независимо от воли человека. К числу объективных причин конфликта можно отнести: -неравномерное распределение ресурсов и полезных ископаемых на нашей планете, служащее причиной межгосударственных конфликтов, -несовершенство законодательных и правовых норм, существующих в государстве, - частая причина трудовых конфликтов; -напряженная социально-экономическая обстановка в стране или на конкретном предприятии как частая причина малых и больших социальных конфликтов и т.д. Субъективные причины представляют собой комплекс индивидуально личностных особенностей человека, его интересов, убеждений, потребностей, ценностных ориентации и т.д. Среди них можно указать: -конфликты на почве религиозных, мировоззренческих, морально-нравственных разногласий; -конфликты, основанные на несоответствии личностных качеств человека занимаемой должности, конкуренции в распределении материальных ресурсов и доходов организации и т.д.

РАЗВИТИЕ КОНФЛИКТА. ПРИЕМЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ КОНФЛИКТА. ПРОБЛЕМА АДЕКВАТНОСТИ ОТРАЖЕНИЯ КОНФЛИКТА.

Латентный период (предконфликт) включает следующие этапы:1 возникновение объективной проблемной ситуации;2 осознание объективной проблемной ситуации субъектами взаимодействия;3 попытки сторон разрешить объективную проблемную ситуацию неконфликтными способами;4 возникновения предконфликтной ситуации.

Открытый период называют конфликтным взаимодействием или собственно конфликтом. Он включает:1инцидент;2эскалацию конфликта 3 сбалансированное противодействие;завершение конфликта.

Латентный (послеконфликтный) период включает два этапа: частичную нормализацию отношений оппонентов и полную нормализацию их отношений.

Существуют три главных способа урегулирования конфликтов:1 Победа одной стороны над другой. Полное подчинение противника с использованием всех средств подавления. Этот способ относительно прост, однако неэффективен с точки зрения дальнейшей перспективы2 Компромисс, т.е. обе стороны шаг за шагом отступают от первоначальных требований3 Интеграция как поиск взаимно удовлетворительного решения противоречия путем совместных усилий. В этом случае конфликт перерастает в нелегкое, но конструктивное решение задачи. Остановимся теперь на конкретных приемах преодоления конфликтов:Задача посредника – помочь сторонам найти компромисс или прояснить позиции и ликвидировать недоразумение. Для этого важно быть беспристрастным, нейтральным. Если посредник имеет высокий авторитет или наделен властью, он становится арбитром. Полезно проявить конструктивный подход: найти нестандартное решение, которое заставит стороны задуматься или перейти от слов к делу. Разъединение конфликтующих. Этот прием в некоторых случаях является единственно возможным, например, при психологической несовместимости конфликтующих.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ ВОЗДЕЙСТВИЯ. ЭФФЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ. СТРАТЕГИЯ ИМПЕРАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ (БИХЕВИОРИЗМ).

Психологическое влияние – это воздействие на психическое состояние, чувства, мысли и поступки других людей с помощью исключительно психологических средств: вербальных, паралингвистических или невербальных. Эффект воздействия на человека зависит от того, какие механизмы воздействия использовались: убеждение, внушение или заражение.

Самый древний механизм воздействия - это заражение, он представляет собой передачу определенного эмоционально-психического настроя от одного человека к другому, основан на апелляции к эмоционально-бессознательной сфере человека (заражение паникой, раздражением, смехом). Эффект зависит от степени интенсивности эмоционального состояния воздействующего человека (условно будем называть его оратором) и количества слушателей. Чем выше эмоциональный настрой оратора, тем сильнее эффект. Число людей должно быть достаточно большим, чтобы возникало чувство единства с толпой под влиянием эмоционального транса оратора. Внушаемость - степень податливости внушению, способность к некритическому восприятию поступающей информации, различна у разных людей. Стратегия императивного воздействия. Основные функции этой стратегии – контроль поведения и установок, их подкрепление и направление в нужное русло. Реализация этой стратегии происходит там, где человек обладает ограниченными возможностями для самостоятельного выбора поступков или решений. В социальной практике такая стратегия эффективна и уместна в экстремальных ситуациях, где требуется принятие оперативных и важных решений в условиях дефицита времени. Императивные воздействия часто приводят к негативным психологическим последствиям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: