double arrow

А)Иновации в туристском менеджменте


Базируясь на положениях Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС), в туристской сфере развивается инновационная деятельность по трем направлениям:

Внедрение нововведений , связанных с развитием предприятия и туристского бизнеса в системе и структуре управления, включая реорганизацию, укрупнение, поглощение конкурирующих субъектов на основе новейшей техники и передовых технологий;

Б)Концептуальные инновации - создание новых:

• Новые архитектурные или организационные решения

• Выбор необычного месторасположения

• Комплексная интеллектуализация здания

• Индивидуальный дизайн

• Фирменный стиль

• Перепланировки, строительство дополнительных сооружений

• Новые типы отелей (easy-Hotel, Yotel)

В) инновационный менеджмент система управления нововедениями?

Г)Методы генерирования новых идей:

-Морфологический анализ и синтез(Метод предусматривает выполнение работ в пять этапов:

· Точная формулировка задачи, подлежащей решению.

·  Составление списка всех важных характеристик объекта, его параметров, от которых зависит решение задачи и достижение основной цели.




·  Раскрытие возможных вариантов по каждому морфологическому признаку (характеристике) путем составления матрицы.

·  Определение функциональной ценности всех полученных вариантов решений.

·  Выбор наиболее рациональных решений. )

-Метод контрольных вопросов (

Можно ли найти для этого какой-то иной способ применения?

Можно ли это адаптировать?

Есть ли где-то или было в прошлом что-то похожее?

Не наводит ли это на какие-то другие идеи?

Что можно скопировать?

В чем можно превзойти?

-Метод инверсии(Метод инверсии означает

противоположный обычному взгляд на проблему и ее решение. Сопряженные узлы мысленно меняются местами: то, что внутри, ставят наружу».)

-Метод «Мозгового штурма»( Основной принцип метода заключается в том, что собирается группа людей и предлагает разные идеи, которые участники группы в последствии пытаются развить. При этом они на «месте» проводят анализ их достоинства и недостатков)

-Метод свободных ассоциаций(На листе бумаги пишется слово или фраза, имеющая отношение к обдумываемой проблеме, затем последовательно добавляются другие слова или фразы, обозначающие новые грани мыслительного процесса, благодаря чему возникает цепочка идей.)

-Метод алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ базируется на системном подходе, основу которого составляет специальная программа (алгоритм). Цель — выявление в технической системе недостатка, порождающего противоречие, и поиск решения через устранение этого противоречия.)

Д)Инновационные стратегии фирмы:

-Наступательная инновационная стратегия. (Сочетает в себе как высокий уровень риска, так и высокую эффективность. Выбор этой стратегии требует больших затрат на прикладные и фундаментальные исследования.)



-Защитная стратегия инновационного развития. (Обладает низким уровнем риска при высоком техническом и технологическом потенциале, а также прочно удерживаемой рыночной нишей. Организации, придерживающиеся такой стратегии, выпускают высококачественную продукцию при стабильно низких издержках.)

-Промежуточная стратегия. (С ее помощью используются слабые стороны конкурирующих производителей и собственные сильные стороны в условиях отсутствия прямой конфронтации с конкурентами. Чаще всего эту стратегию выбирают небольшие предприятия, имеющие свою рыночную специализацию.)

- Поглощающая стратегия. (Отличительной чертой этой стратегии является использование новых технологий и иных инновационных достижений, разработанных другими научными или научно-производственными организациями.)

- Имитационная стратегия. (Практически это вариант поглощающей стратегии, поскольку производитель в этом случае использует доступные для него разработки, выполненные в других организациях с собственными доработками.)

- Разбойничья стратегия. (Название данной стратегии не связано с противоправными или этически не корректными действиями. Разбойником предприятие становится тогда, когда его инновационная стратегия направляется на реализацию принципиально новых разработок.)



Типы стратегического инновационного поведения организаций:

-Виолентное. (Во всех сложных системах виоленты – это лидеры, обладающие монопольным положением. Их поведенческая стратегия направлена не на завоевание новых ниш, а на уверенное удержание ранее занятых.)

- Патиентное. (Патиенты – это узко приспособленные части системы. В экономике к ним относятся предприятия, занимающие узкие ниши и часто специализирующиеся на выпуске новой или модернизированной продукции с уникальными характеристиками.)

- Эксплерентное. (Эксплеренты – это виды организмов и организации, которые выживают за счет постоянного перетекания из одних условий в другие.)

- Коммутантное. (Это особое состояние эксплерентов, которые приспосабливаются к условиям местного рынка, протискиваясь в маленькие ниши, не занятые виолентами и патиентами. Их выигрышная стратегия – это инновационная имитация.)

Е) Корпоративная культура - это один из наиболее эффективных инструментов управления организацией и всеми бизнес - процессами в целом .

Роль - Корпоративная культура повышает эффективность и укрепляет стабильность компании, формирует стиль управления командой, определяет отношение сотрудников к работе и их удовлетворенность ею, выстраивает общение в коллективе и взаимоотношения с клиентами и партнерами. Корпоративная культура является действенным инструментом развития, она способствует достижению единой цели и помогает компании двигаться вперед.

Эмоциональный интеллект - уровень способности человека управлять собой и своим социальным окружением в собственных целях, понимать и контролировать свои эмоции и эмоции окружающих. Основная задача такого рода модели заключается в глубинно-ориентированном подходе к оценке психологических качеств работника, что позволит более точно спрогнозировать его последующие действия и поведение в коллективе, а также определить необходимые области для его дальнейшего развития.

Е) реализация инновационного подхода .

Реализация инновационных проектов осуществляется поэтапно.

Этап формирования предложений по приоритетным направлениям и критически важным технологиям:

1. Фиксируется перечень наиболее существенных критериев достижения цели.

2. Для каждого проекта (технологии), реализующего ПН, делается оценка уровня улучшения каждого показателя по сравнению с существующим положением по шкале «низкий», «ниже среднего», «выше среднего», «высокий».

3. Технологии, которые не имеют оценок «выше среднего» или «высокий», из дальнейшего рассмотрения исключаются. Остальные включаются в предварительные предложения по ПН и критически важным технологиям.

4. Технологии, имеющие не ниже одной оценки «высокий» или не менее двух «выше среднего», предварительно считаются кандидатами в группу приоритетных; если более двух «высокий» или трех «выше среднего» — кандидатами в группу особо приоритетных

Ж) Виды контроля :

- Финансовый контроль инноваций ориентирован на конечные экономические результаты деятельности ИП

- Административный контроль инноваций на ИП также имеет иерархическую структуру, но распространяется в первую очередь не на результативные параметры, а на управление инновациями.

- Стратегический контроль составляет содержание деятельности высшего менеджмента на ИП и предусматривает учет, оценку и анализ результатов разработки и реализации перспективной концепции развития инноваций.

- Оперативный контроль составляет содержание деятельности в большей степени среднего и низшего менеджмента на предприятии.Специфика рынка и маркетинга инноваций

Исследования, проведенные в высокотехнологических отраслях, занятых созданием инновационной продукции (ИП), выявили специфику инновационного рынка и маркетинга инноваций (таблица 1).

Маркетинговая близорукость - это выражение было предложено Теодором Левитом и обозначает неспособность предприятия видеть то, что происходит за пределами собственного рынка, в том числе непосредственных конкурентов, имеющихся в настоящий момент.

Целевой сегмент рынка инноваций - другая особенность коммерциализации инноваций связана с исключительными характеристиками целевого сегмента рынка инноваций, представителями которого являются в основном супер новаторы и новаторы, отличающиеся стремлением к новизне и высокой компетенцией. Неотъемлемый атрибут новаторского сегмента - погоня за новизной. Решающее влияние на потребительское поведение супер новаторов и новаторов оказывает мода, в том числе техническая, дизайнерская и социально-этическая.

При коммерциализации инновационных товаров и услуг должен быть предусмотрен холистический подход , основная идея которого заключается в необходимости внедрять коммерческие и маркетинговые инновации на всех этапах цепочки создания ценностей: от НИОКР до сервисных процессов, послепродажного обслуживания и эксплуатации. Поскольку новые товары и услуги изначально задумываются как эксклюзивные и не имеющие аналогов на рынке, их новизна должна подчеркиваться всеми средствами и приемами дизайна и маркетинга. Инновационная полезность и ценность товара должна прирастать на всех этапах стоимостной цепи. Недоучет интересов рыночного сегмента или несоответствие каких-либо параметрических характеристик новшества запросам потребителей даже в мелочах может привести к провалу на рынке.

Специфические особенности маркетинга инновацийКраткий комментарийЦель инновационного бизнеса - избежать «маркетинговой близорукости»Ориентация на потребность, удовлетворяемую инновацией, а не на товар, как это было принято в ранних маркетинговых концепциях.Специфический целевой сегментНа ранних и зрелых стадиях жизненного цикла потребителями инноваций являются супер новаторы и новаторы.Холистический подход к процессам разработки и внедрения комплекса маркетингаЦелостный системный подход к изучению и разработке системы маркетинга инноваций как неразрывного целого на всех этапах стоимостной цепи и стадиях жизненного цикла.Особенности жизненного цикла инновацийЖЦ ИП динамичен и укорочен, особенно на стадии зрелости.Креативность участников создания инновацийВсе участники цикла создания и внедрения ИП, должны обладать коммерческим и маркетинговым чутьем.Особенности процессов распределения инновационных изделий.При разработке и внедрении коммерческих и маркетинговых решений необходимо учитывать различия в интересах участников распределительных сетей, в их целях, принципах и моделях поведения и формата продаж.Множественность технических, дизайнерских, коммерческих и маркетинговых инноваций.Диктует необходимость выбора наиболее оптимального варианта их сочетания в новом изделии по критерию соотношения «качество-цена».Многоаспектная, (пятиуровневая) атрибутивная модель инновационной продукции.В связи с этим необходима стройная система классификации параметров и соответствующих им коммерческих и маркетинговых инноваций для поиска и разработки механизма коммерциализации и повышения конкурентоспособности ИП.Необходимость применения адекватных инновационным продуктам маркетинговых инструментов.Использование современных информационных технологий и концепций маркетинга. Разработка маркетинговых инноваций, в т.ч. для повышения конкурентоспособности и коммерциализации процессов создания, освоения, производства и реализации инновационной продукции.Использование механизмов коммерческой адаптации компаний к рыночной среде.Решение проблем реструктуризации и адаптации инновационного бизнеса к конъюнктурным изменениям внешней и внутренней среды и инфраструктуры рынка.В условиях открытой экономики цепочка создания ценности преобразуется в сетевую модель.При реализации процессов создания инноваций многие этапы ценностной цепи могут выполняться параллельно разными, в т.ч. внешними, исполнителями. Сетевая система организации, регулирования и контроля, деятельности экономических субъектов в процессах создания ИП способствует согласованию разнородных интересов и достижению цели.

Жизненный цикл инноваций (промежуток времени от зарождения идеи до снятия с производства инновационного продукта) динамичен и укорочен, особенно на стадии зрелости. Это обусловливает ускоренную разработку и внедрение таких коммерческих и маркетинговых инструментов, которые обеспечили бы продукции приоритет перед конкурентами и изделиями-аналогами в достаточно короткий срок. В качестве таких инструментов могут быть выбраны средства современных маркетинговых концепций:

латеральный угол зрения при проектировании;

учет социально-этических требований к атрибутике новшества при конструировании и подготовке производства;

холистический подход на всех стадиях создания;

внедрение маркетинга взаимоотношений при распределительных процессах;

инновационные коммерческие и маркетинговые решения при продвижении новинок.

Одним из существенных условий коммерческого успеха инновационного бизнеса является то, что создатели инноваций должны обладать не только профессиональной компетенцией в технических и технологических проблемах.

Разработчики этих проблем должны быть связаны не только с созданием инноваций, но и обладать коммерческим и маркетинговым чутьем, чтобы адекватно реагировать на конъюнктуру рынка инноваций, бытовую и техническую моду, актуальные дизайнерские решения, динамику потребительского поведения.

Результаты конъюнктурных исследований рынка сбыта инноваций в конкретных отраслях и производствах, а также применение ситуационных методов изучения культуры и субкультуры разных сегментов данного рынка, социальной и личностной мотивации покупок и компетенции потребителей должны быть адекватны объективным требованиям рыночной среды.

Особенности процессов распределения инновационных изделий. Поскольку в распределительную сеть инноваций включены разные субъекты рынка (производители, посредники, потребители) с соответствующими ключевыми компетенциями, то при разработке и внедрении коммерческих и маркетинговых решений необходимо учитывать различия в их интересах, целях, принципах и моделях продаж. При этом интересы разных участников процесса распределения и продвижения инноваций могут не только не совпадать, но и глубоко различаться.

Множественность технических, дизайнерских, коммерческих и маркетинговых инноваций, адекватная сложности создаваемых новых изделий и услуг, обусловливает необходимость выбора наиболее оптимального варианта их сочетания в новом изделии по критерию соотношения «качество-цена», что оказывает специфическое влияние на процессы коммерциализации инноваций и на методы принятия управленческих и маркетинговых решений.

Одной из специфических черт коммерциализации инноваций является то, что атрибутивная модель инновационной продукции является многоаспектной и сложной, в связи с этим необходима стройная система классификации параметров и соответствующих им коммерческих и маркетинговых инноваций для поиска и разработки механизма повышения конкурентоспособности новых продуктов.

В работе А.В. Власова предложена классификация маркетинговых инноваций, оказывающих влияние на маркетинговые инструменты и коммерческие решения по повышению эффективности инновационного бизнеса и обеспечения конкурентоспособности новой продукции.

Сетевая структура инновационного бизнеса. Система инноваций включает совокупность сетей, связанных таким образом, что создание и распространение технологий, их трансформация в коммерческие продукты зависит так же сильно от жизнеспособности полного набора взаимосвязей, как и от индивидуальной производительности любого элемента системы. В последнее время возобладала точка зрения, согласно которой знания рассматриваются как основная входная информация, которую инновационная система получает из окружающей среды. Знания могут принимать форму новых научных законов, новых идей, концепций и практик, новых патентов, новых навыков или компетенций, технологических или организационных достижений.

Рассмотренные аспекты, специфичные для инновационного бизнеса, необходимо учитывать при формировании принципов маркетингового сопровождения инноваций на всех этапах цепочки создания инновационной стоимости и на всех стадиях их жизненного цикла.

Формирование инновационного портфеля фирмы в условиях быстро меняющегося рынка: источники информации. Организационные инновации, их связь с корпоративной культурой фирмы. Этапы развития инновационного процесса. Внедрение и продвижение инноваций, категории потребителей по отношению к инновациям. Стадии коммерциализации новшества.







Сейчас читают про: