По предмету инновации

Инновация-продукт — это новшество, имеющее физическую форму готового принципиально нового или усовершенствованного изделия, которое выходит в этой форме за пределы предприятия Эти продукты могут иметь или не иметь форму товара. Данный тип инноваций может потребовать значительных или небольших инвестиций. Если продукт столь радикально нов и базисно формирует целую новую отрасль экономики и новый рынок, то необходимы значительные инвестиции, так как его разработка предполагает проведение большого объема НИОКР и разработку новых технологий. В этом случае инновация-продукт вызывает необходимость осуществления технологических инноваций.

Только после и в процессе технологической модернизации производств продуктовые инновации становятся определяющими по отношению к другим по той причине, что многие организационно-управленческие, социально-экономические нововведения обусловлены появлением новых видов технологии, продукции и условиями их потребления. Более того, само практическое осуществление таких инноваций в основном зависит от уровня технологических и продуктовых инноваций и темпов их распространения. Например, внедрение АСУ (организационно-управленческое новшество) или очистка водоемов (экологическое новшество) определяется уровнем развития технических средств и технологий – информационной технологии и вычислительной техники, технологий очистки и очистных сооружений и т.д. (процессных и продуктовых инноваций).

Инновация-процесс – это техническое, технологическое, производственное и управленческое усовершенствование или создание принципиально нового бизнес-процесса, сни­жающее стоимость, повышающее эффективность и качество нового или существующего продукта. Данные инновации могут быть менее или более рискованны, более или менее капиталоемкими, чем продуктовые. Если они образуют принципиально новую технологию и снижают стоимость произ­водства нового продукта и, более того, предполагают новые продуктовые инновации, то они как ключевые базисные и радикальные инновации становятся более рискованными и капиталоемкими, чем продуктовые. Если же они основаны на небольшом усовершенствовании существующей техно­логии и снижении стоимости существующего продукта, то они менее рискованные и капиталоемкие, чем продуктовые инновации.

Инновации-продукты и инновации-процессы тесно свя­заны и могут переходить друг в друга. Так, для производства радикально нового продукта может потребоваться разработка повой технологии, или, наоборот, для новой пионерной техно­логии производства потребуется разработка сразу нескольких новых продуктов. Более того, новейшая технология может превратиться в отдельный сложный новый продукт-товар, если осуществляется продажа сторонней организации этой новой технологии с передачей всех инжиниринговых знаний и опыта в порядке консультации, внедрения, установки и за­пуска «под ключ».

Рыночные инновации – это инновации, открывающие новые сферы применения продукта, а также инновации, позволяющие реализовать продукт на новых рынках.

По характеру удовлетворяемой потребности

По характеру удовлетворяемых потребностей (8) инновации могут быть ориентированы на существующие потребности или могут создавать новые

Интересна группировка инноваций, в основе которой лежит признак классификации инноваций в соответствии с потребностями в них различных групп пользователей, т. е. можно выделить индивидуальные, групповые, коллективные, общественные инновации.

Еще классификации

По месту и роли в процессе производства (7) можно выделить основные и дополняющие инновации. Основные продуктовые инновации создают новые рынки и лежат в основе новых отраслей, дополняющие продуктовые-расширяют рынок в соответствующих областях. Основные технологические-составляют базис крупных технологических систем, дополнительные технологические-развивают имеющиеся базисные технологии. Данная классификация предложена Ван Дейном.

По масштабам распространения (6) могут быть выделены инновации, ставшие основой для новой отрасли, производящей однородный продукт и инновации, которые находят применение во всех отраслях и сферах народного хозяйства. Часто эти два типа инноваций во времени следуют друг за другом. Для иллюстрации этого момента можно позаимствовать примеры, приведенные А. Г. Кругликовым: электротехническая промышленность и электрификация народного хозяйства; автомобилестроение и автомобилизация; производство ЭВМ и компьютеризация.

Классификация инноваций по значимости (1) предполагает выделение базисных (отраслеформирующих, проникающих в другие отрасли, основных) инноваций; улучшающих (существенное усовершенствование базисных) и псевдоинновации, представляющие незначительные изменения базисных.

По направленности воздействия на процесс производства (2) инновации могут быть расширяющие, рационализирующие и замещающие. Расширяющие инновации нацелены на более глубокое проникновение в различные отрасли и рынки имеющихся базисных инноваций (например, компьютеризация от ограниченного использования больших ЭВМ к массовому применению персональных компьютеров). Рационализирующие по сути близки к улучшающим. Замещающие инновации предназначены для замены одних (старых) продуктов или технологий другими (новыми), основанными на выполнении тех же функций. Например, замена газовых светильников на электрические.

 

 

Инновации в туристском менеджменте. Концептуальные инновации. Инновационный менеджмент – система управления нововведениями. Методы генерирования новых идей. Инновационные стратегии фирмы, типы инновационного поведения компаний на рынке. Поиск и отбор инновационных идей: роль корпоративной культуры фирмы и эмоционального интеллекта. Реализация инновационного проекта. Виды контроля. Специфика маркетинга инноваций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: