По источнику появления

Содержание понятия «инновация». Обоснование необходимости инновационного мышления в современном туристском бизнесе.

Инновация традиционно представляется как направление научно-технического прогресса и как процесс, связанный с внедрением результатов научных исследований и разработок в практику. Инновация выступает в качестве явного фактора перемен, как результат деятельности, воплощенный в новый или усовершенствованный продукт, технологические процессы, новые услуги и новые подходы к удовлетворению социальных потребностей

Что дает иновационное мышление

-Способность увидеть проблему по-новому, выявить «перспективные» для дальнейшей разработки идеи, убедить других в ценности выбранной идеи.

-Мышление, ориентированное на поиск, открытие, создание нового.

-Креативное мышление, в отличие от шаблонного мышления, предполагает отказ от привычного взгляда на явления и предметы, порождает оригинальные решения поставленных задач.

-Креативное мышление, в отличие от шаблонного мышления, предполагает отказ от привычного взгляда на явления и предметы, порождает оригинальные решения поставленных задач.

-Умение использовать творческие методы генерации новых идей и воображение для создания конкурентоспособных на мировом рынке товаров.

Основные свойства инноваций. Связь инноваций с туристским рынком. Классификация инноваций. Инновационный процесс, его структура и эффективность, факторы эффективности. Субъекты инновационной деятельности предприятий индустрии туризма.

Свойства инновации:

- научно-техническая новизна, преимущества по сравнению с традиционными решениями;

- производственная применимость, совместимость с сложившейся практикой и технологической структурой;

- коммерческая реализуемость. Способность удовлетворять рыночному спросу, приносить прибыль производителю (по отношению к инновации выступает как потенциальное свойство, для достижения которого необходимы определенные усилия). Отсутствие любого из них отрицательно сказывается на инновационном процессе.

СВЯЗЬ ИННОВАЦИЙ С ТУРИСТСКИ РЫНКОМ

В современных условиях к одному из побудительных мотивов создания новшеств относится конкуренция на рынке, т. е. инновации связаны с рынком. Конкуренция стимулирует предприятия разрабатывать и внедрять новинки либо для удержания своих позиций на рынке, либо для освоения нового сегмента и получения дополнительных конкурентных преимуществ (в зависимости от инновационной стратегии фирмы). Связь инновации с рынком является взаимообусловленной: неудовлетворенный рыночный спрос стимулирует создание и внедрение новшества; в свою очередь, появление инновации на рынке изменяет соотношение спроса и предложения, формирует новые рыночные сегменты, порождая новые рыночные потребности.

Инновация – продукт научно-технического прогресса. Существенные новшества создаются на базе крупных научных открытий. Интеграция науки, техники и производства определяет предпосылки для возникновения и внедрения нововведений. Подобное объединение стало возможным в XIX в. Ранее в течение почти 2000 лет наука не оказывала значительного влияния на производство. Со становлением капитализма процессы научно-технического развития активизировались, влияние науки на производство усилилось. В настоящий момент существует тесная связь между научной и производственной сферами. Это обусловлено тем, что в современных условиях устойчивый экономический рост достигается за счет ускорения процессов внедрения в хозяйственный механизм новых решений и обеспечения непрерывности инновационной деятельности.

Процесс создания и внедрения инноваций ориентирован на получение положительного эффекта, который выражается в виде конкурентных преимуществ, приобретаемых фирмой. При угрозе развития кризиса на предприятии своевременно предпринятые инновации могут позволить устранить возникшую опасность и предотвратить кризис.

Однако положительный эффект в инновационной деятельности не всегда достижим, поскольку нововведения являются специфическим продуктом. Эта специфика заключается в неопределенности, возникающей при практическом использовании новшества, особенно при выводе на рынок продуктовых нововведений. Так, около 90 % инноваций не воспринимаются рынком, поскольку существует масса факторов, влияющих на эффективность продвижения нововведения и затрудняющих прогнозирование масштабов его распространения.

Таким образом, инновационная деятельность является областью высоких рисков. По этой причине внедрению новой наукоемкой продукции на рынок должна предшествовать правильно организованная рекламная кампания, в процессе которой потребитель информируется о характеристиках новинки. Информационное обеспечение инновационных процессов считается основным элементом внедрения и масштабного распространения новшеств.

КЛАССИФИКАЦИЯ ИНОВАЦИЙ

▪ распространенность;

▪ место в производственном процессе;

▪ преемственность;

▪ ожидаемый охват доли рынка;

▪ степень новизны и инновационный потенциал.

Внутри каждой из пяти групп он предложил следующее подразделение:

Виды инноваций по распространенности:

▪ единичные;

▪ диффузные;

Виды инноваций по месту в производственном цикле:

▪ сырьевые;

▪ обеспечивающие (связывающие);

▪ продуктовые;

Виды инноваций по преемственности:

▪ замещающие;

▪ отменяющие;

▪ возвратные;

▪ открывающие;

▪ ретровведения;

Виды инноваций по ожидаемому охвату доли рынка:

▪ локальные;

▪ системные;

▪ стратегические;

По степени новизны и инновационному потенциалу, выделяют инновации:

▪ радикальные;

▪ комбинаторные;

▪ совершенствующие.

По степени новизны для рынка инновации делятся также на:

▪ новые для отрасли в мире;

▪ новые для отрасли в стране;

новые для данного предприятия (группы предприятий).

ИННОВАЦИОНЫЙ ПРОЦЕСС СТРУКТУРА

Инновационный процесс представляет собой последовательность действий по преобразованию научной идеи в конкретный продукт, услугу или технологию и обеспечению их практического использования в народном хозяйстве.

Этот процесс направлен на создание востребованных рынком новых товаров (продуктов, услуг и технологий), поэтому целевая ориентация и темпы осуществляемой в его рамках инновационной деятельности существенно зависят от состояния социально-экономической среды, в которой он осуществляется.

Ввиду не полноты первоначальных представлений о полном наборе потребительских свойств нового товара может происходить расширение (по сравнению с первоначально предполагавшейся) области его применения. При этом инновационный процесс может продолжаться за счет выхода нового товара (при осуществлении некоторой его модификации) в новые для него области применения и на новые рынки.

В целом инновационный процесс охватывает проведение фундаментальных исследований, прикладных исследований и разработок, опытно-конструкторских работ, организацию производства новых товаров, продвижение новых товаров на рынки и обеспечение их использования конечными потребителями.

Фундаментальные исследования — экспериментальные или теоретические исследования, направленные на получение новых знаний, выявление наиболее существенных закономерностей в исследуемых сферах (областях) материального мира и общества. Эти исследования осуществляются без ориентации на какую-либо конкретную цель, связанную с использованием этих знаний. Их результат — гипотезы, теории, методы и т. п. — не предназначаются для непосредственного использования в практической деятельности. Только около 5% полученных результатов фундаментальных исследований находят непосредственное воплощение в новых товарах. Учитывая высокие риски данного вида деятельности, им могут заниматься только особо крупные субъекты рыночного сектора экономики (как правило, ТНК и крупнейшие национальные компании) и некоммерческие организации, финансируемые государством (государственные НИИ и лаборатории, университеты и т. п.).

Ключевое значение фундаментальных исследований состоит в том, что они выступают в качестве генератора полезных идей, которые могут стать основой для разработки перспективных новых товаров.

Прикладные исследования и разработки. Прикладные исследования предназначены для нахождения путей практического применения полученных в ходе фундаментальных исследований знаний, разработки новых методов решения ранее сформулированных проблем.

Прикладные исследования — оригинальные работы, направленные на получение новых знаний, позволяющих решать конкретные практические задачи. Прикладные исследования определяют возможные пути использования результатов фундаментальных исследований и служат основой для разработок.

Разработки — систематические работы, основанные на знаниях, полученных в результате прикладных научных исследований и/или практического опыта, и направленные на создание новых материалов, продуктов или устройств, внедрение новых процессов, систем и услуг или значительное усовершенствование уже выпускаемых или введенных в действие.

Результаты разработок представляют собой лабораторные (демонстрационные) образцы и модели новых товаров и в дальнейшем используются в качестве научно-технического задела для опытно-конструкторских работ.

Опытно-конструкторские работы (ОКР) предназначаются для создания конкретных образцов новой продукции (материалов, изделий), а также технических систем, предназначенных для реализации новых технологий. Они позволяют осуществить переход от лабораторного (экспериментального) образца, демонстрирующего возможности реализации полезного эффекта в определенной технологии или в виде определенного продукта, к промышленным образцам.

Данные работы включают в себя разработку определенной конструкции изделия или технической системы (конструкторские работы), разработку технологических процессов их промышленного производства (технологические работы), а также изготовление и испытание образцов новых изделий и технологических систем.

Результатами ОКР являются соответствующая техническая документация и промышленные образцы новых изделий и технологий. Эти результаты используются при организации промышленного (серийного, крупнотоннажного) производства новых продуктов или комплектов технологического оборудования (для реализации новых технологий).

Организация промышленного производства новых товаров (продукции, услуг, комплектов технологического оборудования для новых технологий и т. п.) предполагает осуществление комплекса работ, начиная от маркетинга новых товаров до достижения проектных показателей объемов выпуска нового товара.

Результатом этого является выход инновационного предприятия на рынок (предложение) новых товаров в объемах, предусмотренных бизнес-планом инновационного проекта.

Инновационный процесс полностью завершается приобретением и использованием новой продукции, услуг, технологии конечным потребителем (предприятиями или населением). Для осуществления этого потребитель, особенно корпоративный, должен быть готовым (ресурсно, технологически, организационно и т. п.) к использованию новой продукции, услуг (технологии). Кроме того, на этой стадии выполняется широкий комплекс работ информационного, коммуникационного, сбытового, финансового и сервисного характера.

Результатом осуществления данной стадии является широкое использование новых товаров их конечными пользователями.

Классификация проводимых инноваций в соответствии с выбранными параметрами (по инновационному потенциалу, по источнику появления, по предмету инновации, по характеру удовлетворяемой потребности)

По инновационному потенциалу: Улучшающая (модифицирующая) инновация – это нововведение, направленное на улучшение параметров производимых продуктов и используемых технологий, совершенствование продукции и технологических процессов.

по источнику появления

Важным аспектом классификации инноваций является источник их инициации. Соответственно можно выделить: инновации, возникающие по инициативе потребителей, и инновации, возникающие по инициативе производителей. Как показывают исследования, нововведения, выделяемые по данному признаку, осуществляются по следующим схемам:

1. Для нововведений, инициированных потребителями:

• выдвижение идеи о необходимом продукте или усовершенствовании имеющегося;

• поиск возможного производителя и передача ему предложений;

• отбор производителем наиболее перспективных с точки зрения успешности предложений по разработке новых и совершенствованию ранее освоенных продуктов;

• участие в разработке инновационных проектов и их реализации с целью конкретизации потребительских требований, особенностей последующего использования нововведения.

2. Для нововведений, инициированных производителями:

• исследование потребностей потенциальных покупателей;

• исследование различных возможностей предполагаемого к выпуску нового или совершенствуемого продукта;

• заключение договоров, разработка и реализация инновационных проектов;

• внедрение и послепродажное обслуживание новшеств у потребителей.

Изменения в отраслевых и рыночных структурах. Кризисные ситуации, которые время от времени возникают в отраслевых или рыночных структурах, так же обеспечивают возможности для инноваций.

Созревание отрасли для ее крупных структурных преобразований. При изменении характера производственных операций создаются условия для структурных изменений отрасли.

Когда наступает кризисная ситуация предприятия должны срочно действовать: придерживаться прежней стратегии опасно.

Инновации, использующие изменения в отраслевой и рыночной структурах, особенно эффективны, когда на рынке доминирует одна или несколько компаний-производителей товаров и услуг. Они привыкают к многолетнему успеху и заражены высокомерием и поэтому пренебрегают новинками фирм, входящих в отрасль. Когда новички осуществляют передел рынка, крупные корпорации и фирмы не могут достаточно быстро и эффективно мобилизовать силы для борьбы.

По причине возникновения инновации можно разделить на стратегические и реактивные. Стратегические инновации нацелены на долгосрочную перспективу. Они являются основой стратегического плана развития предприятия, обеспечивая его конкурентоспособность. Реактивные инновации также служат для обеспечения конкурентоспособности товара или услуги, но возникают как реакция на действия конкурентов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: