double arrow

Соотношение понятий «наука», «философия», «мировоззрение».


Понятие науки.

Наука особый метод познания, социальный институт, форма накопления знаний и познавательных традиций и т.д.

Важной в деле определения науки является ее выделение из широкого круга альтернативных форм познания действительности, к которым, прежде всего, следует отнести мифологию, религию, философию, обыденное познание

Существует несколько альтернативных позиций связанных с попыткой решения вопроса о возникновении науки. Б. Рассел и ряд других зарубежных и отечественных ученых полагают, что наука зарождается в древнегреческой цивилизации. Наиболее распространенной точкой зрения считается концепция ее возникновения в эпоху нового времени. При определении науки будем ориентироваться на эту последнюю концепцию. Под наукой будем понимать особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку системно-организованных знаний о мире ( В. Степин).

 

2. Формы существования науки. Наука как знание (совокупность знаний); Наука как деятельность (предмет, средство, методы познания, понятийный аппарат, цели и программы научной деятельности); Наука как социальный институт (лаборатория, академия, научный институт, университет). Наука реализуется в исследованиях. Исследование - поиск закономерностей. Факты     тенденции   закономерности     законы




определение проблемы (противоречие),

объект (психическая реальность),

предмет (часть психической реальности),

цель исследования (ожидаемый результат),

задачи (под-цель, шаг по достижению цели),

 гипотеза (предположение, логически обоснованное).

 

Функции науки.

1. Культурно-мировоззренческая. Связана с тем, что наука выполняет просветительские цели. Культурная, образовательная функция заключается главным образом в том, что наука является феноменом культуры, заметным фактором культурного развития людей и образования.

2. Индустриально- производственная. Отвечая на экономические потребности общества, наука реализует себя в функции непосредственной производительной силы, выступая в качестве важнейшего фактора хозяйственно- культурного развития людей.

3. Социального управления. Она связана с тем, что наука используется для управления социальными процессами. Данные и методы науки используется для разработки масштабных планов и программ социального и экономического развития.

Обобщения и аккумуляции социального опыта.

 

4. Критерии научности знания. (А. Зеленков) :

1. Формально-логическая непротиворечивость знания: так как получение знаний не возможно без логического мышления.

2. Эмпирическая обоснованность и проверяемость знания: обоснованность требует обязательной аргументации в пользу полученного знания. Характер обоснования может быть разным: сюда относятся эмпирическая проверяемость.



3. Рациональный характер знания. Научная рациональность – это деятельности, направленной на получение нового научного знания, поиска истины, отличается строгими способами доказательства.

4. Интерсубъективность — общность структур психики, мысленной деятельности, опыта и результатов познания различных субъектов, обеспечивающая возможность взаимопонимания и социокультурной личностной идентификации.

 

Соотношение понятий «наука», «философия», «мировоззрение».

Мировоззрение - «комплекс обобщённых представлений данной личности о своем месте в мире и о себе» (В. Зинченко).

Основной проблемой, которую решает мировоззрение является проблема отношения между человеком с действительностью, частью которой он является. Различные виды знания отличаются по своим возможностям участия в мировоззрении человека.

Философия - это «особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех ее основных проявлениях» (В. Степин).

 Как наука, так и философия направлены на придание мировоззрение человека рационально-теоретической формы.

В современной философии существует 2 подхода к проблеме взаимоотношения науки и философии:



- размежевание науки и философии, обоснование самостоятельного статуса философии;

- научное познание как высшая культурная ценность, а философия - инструмент решения метанаучных проблем

В.С. Степин рассматривает мировоззрение или картину мира как контекст, влияющий на специфику научного познания, как в индивидуальном, так и надындивидуальном масштабах. В надындивидуальном плане такой картиной мира является именно философская картина мира, или философия.

 

6. Понятие методологии науки.Методология - это: 1) совокупность приемов исследования, применяемые в определенной науке; 2) учение о методах познания и преобразования  действительности.

Методология науки - это система методологических и методических принципов и приемов, операций и форм построения научного знания. Философский уровень методологии функционирует в виде общей системы принципов диалектики. Она формирует мировоззренческую концепцию мировой науки, то есть основные исходные теоретические положения, которые утвердились в науке и которые в равной мере надо знать: и философия,и религия и филологию. Много зарубежных научных школ не разграничивают методологию и методы исследования. В отечественной научной традиции методологию рассматривают как учение о методах познания или систему научных принципов, на основе которых базируется исследования и осуществляется выбор совокупности познавательных средств, методов, приемов. Чаще всего методологию толкуют как совокупность приемов исследования, применяемые в какой науке. Методику понимают как совокупность приемов исследования, включая технику и различные операции с фактическим материалом.

 

7. Виды методологии науки.Различают три вида методологии:

1. Философскую или фундаментальную - систему диалектических методов, которые являются самым общим и действуют на всем поле научного познания, конкретизирующуюсь и через общенаучную, и через частичную методологию.

2. Общенаучную, которая используется в подавляющем большинстве наук и базируется на общенаучных принципах исследования: историческом, логическом, системном, моделирования Современные исследователи в научных разработках предпочитают системно-деятельностном подходе, т.е. исследованию комплексного взаимодействия существенных компонентов: потребность - ► субъект - ► объект - ► процессы - ► условия - ► результат. Это обеспечивает целостность, комплексность, структурность, взаимосвязь с внешней средой, целеустремленность и самоорганизацию исследования, создает условия комплексного изучения любой сферы человеческой деятельности.

3. Частично-научную - совокупность специфических методов каждой конкретной науки, которые являются базой для решения исследовательской проблемы.

Философская, или фундаментальная методология является высшим уровнем методологии науки, которая определяет общую стратегию принципов познания особенностей явлений, процессов, сфер деятельности.

 







Сейчас читают про: