double arrow

Дисциплинарные особенности психологии как науки.

1. Междисциплинарный статус проблемы психического. Действительно, психическое, в той или иной перспективе, находится в поле внимания ряда социальных и естественных наук. Практически любая область исследования в психологии как-либо соприкасается со смежными (как правило) течениями науки. Психология мышления, например, граничит с логикой, кибернетикой, семиотикой. Социальная психология тесно связана с историей, социологией, этнографией. Медицинская психология – с анатомией и морфологией нервной системы, психиатрией и т.д.

2. вторая особенность – неопределенность положения психологии в дисциплинарном пространстве между естественными и гуманитарными науками. Естественнонаучное направление связано с физикалистским редукционизмом, жесткой каузальностью, аналитическим вектором при подходе к исследованию психики. Гуманитарное направление следует охарактеризовать как антропоцентрическое, апеллирующее к уникальности и внутренней нерасчленимости личности человека.

3. Нечеткость границ между областями психологической науки. По образу и подобию, прежде всего, естественных наук, психология поделена на разделы (общая, развития, медицинская, инженерная, коррекционная и т.д.). Тем не менее, в отличие от областей естествознания, в психологии нередко достаточно сложно жестко очертить сферу эмпирических фактов, которые однозначно укладывались бы в определенную область психологической науки.

4. Фрагментированность идеи психического в структурах профессионального сознания психологов. Сама психика в психологической науке также подвергается безжалостному анализу, оказываясь расчлененной на ведущие самостоятельное существование восприятие, память, мышление и другие психические функции.

5. Отсутствие единой, разделяемой всеми учеными теории психического, разобщенность психологической науки на «психологические государства», такие как психоанализ, бихевиоризм, когнитивизм.

6. Неизбежными следствием, в том числе и предыдущих тезисов, является отсутствие универсальных критериев добывания и верификации знания в ходе психологического исследования.

7. Еще одной особенностью психологии является описанный Ф.Е. Василюком «схизиз» между исследовательской и практической психологией – ситуация, при которой психологическая практика и психологическая наука живут параллельной жизнью «как две субличности диссоциированной личности

8. Существование в психологической науке множества «параллелизмов»: психофизического, психосоциального

9. Экспликация «теории собственной личности» в поле объяснения психического других людей. Так, Г.А. Берулава рассматривает Эдипов комплекс – одно из основных образований фрейдизма

12. Методологический статус современной психологии. Сегодня в психологической науке существует несколько позиций, предлагающих различные варианты интерпретации современного методологического статуса психологии и его перспектив. Эти позиции выстроены на основе апплицирования концепции Т.Куна к реальности психологической науки. В истории любой науки Кун выделяет фазы или периоды: допарадигмальный, нормальной науки и научной революции. Допарадигмальный период характеризуется множеством противоборствующих внутринаучных школ разного масштаба и направленности. Второй фазой период нормальной науки, которая характеризуется становлением одной из боровшихся ранее парадигм, в качестве общепринятой. Третий этап - фаза научной революции - характеризуется тем, что победившая ранее научная парадигма оказывается в кризисе, связанном с невозможностью разрешения встающих перед ней объективных проблем. В этих условиях включаются в борьбу альтернативные научные направления и в итоге один из этих научных подходов становится новой научной парадигмой. Первый подход к статусу психологии предполагает, что психология до сих пор остается допарадигмальной областью знания. Второй подход опирается на идею о том, что каждое из наиболее популярных доминирующих научных направлений психологии (когнитивное, бихевиоральное, психодинамическое) может рассматриваться как самостоятельная научная парадигма. Согласно третьему подходу, психология является внепарадигмальной областью знания, к которой, таким образом, не может быть применима концепция Т.Куна, возникшая как результат обобщения истории развития естественных наук: для психологии единственной возможностью существования является множественность концепций психического.

Четвертой точкой зрения является идея о том, что в психологии существуют две крупные парадигмы: позитивистская (естественнонаучная) и гуманистическая, базирующиеся на различных теоретико-методологических основаниях.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: