- определяет способы получения научных знаний, которые отражают динамику процессов и явлений;
- предусматривает особый путь, с помощью которого может быть достигнута научно-исследовательская цель;
- обеспечивает всестороннюю получения информации относительно процесса или явления, что изучается;
- помогает введению новой информации;
- обеспечивает уточнения, обогащения, систематизацию терминов и понятий в науке;
- создает систему научной информации, которая базируется на объективных явлениях, и логико-аналитический инструмент научного познания.
Структура методологического знания.
В отечественной психологии довольно широко распространилась структурная модель методологического знания, в которой выделено четыре уровня:
1. уровень философской методологии;
2. уровень общенаучной методологии;
3. уровень конкретно-научной методологии;
4. уровень процедуры и техники исследования
Уровень философской методологии представляет собой философские знания, полученные при помощи методов философии и разрабатываемые обычно профессиональными философами. Философская методология, становясь неотъемлемой частью мировоззрения психолога, определяет постановку им исследовательских и практических задач, задает наиболее существенные мировоззренческие предпосылки для видения той реальности, с которой имеет дело ученый или практик, поэтому данный уровень в структуре методологического знания было бы правомерно назвать также философско-мировоззренческим.
|
|
Уровень общенаучной методологии, относятся содержательные научные концепции (например, концепция ноосферы В. И. Вернадского), универсальные концептуальные системы (тектология А. А. Богданова, общая теория систем Л. фон Берталанфи) и некоторые современные общенаучно - методологические подходы (синергетика Г. Хакена, концепция автопоэзисаУ. Матураны и Ф. Варелы, теория диссипативных структур И. Р. Пригожина), а также методологические или логико-методологические концепции — структурализм, получивший широкое распространение в антропологии, этнографии и отчасти в психологии и психотерапии, системный анализ, логический анализ. Методологию системного проектирования Г. П. Щедровицкого также можно отнести к уровню общенаучной методологии.
Уровень конкретно-научной методологии применим к конкретной науке и специфическим для нее познавательным задачам. Методология этого уровня разрабатывается прежде всего специалистами в данной области знания. На этом уровне методологических исследований философские и общенаучные принципы конкретизируются и преобразуются применительно к данной науке и той реальности, которую она изучает. Далеко не все создатели значительных психологических теорий проявили себя как методологи психологии. Среди тех, кто оказал огромное влияние на методологию психологической науки и практики, были В. Вундт, 3. Фрейд, К. Левин, Л. С. Выготский, Ж. Пиаже, Г. Оллпорт, Дж. Келли, а в наше время — Р. Стернберг.
|
|
Уровень процедуры и техники исследования связан с исследовательской практикой. Он представляет собой нормы и требования к приемам ведения исследовательской и практической работы. В психологии к нему относятся, например, нормы проведения экспериментально-психологических исследований и классификации видов эксперимента (Готтсданкер, 1982; Дружинин, 2002), требования к разработке психодиагностических методов и их классификации (Бурлачук, 1998). Методологические нормы (явно или имплицитно) присутствуют и в практической психологии, однако данная область психологической методологии пока мало разработана.
Предмет, объект и познавательная ситуация исследования в психологии.
Познавательная ситуация = познавательная трудность (разрыв между сформулированной в науке проблемой и имеющимися в науке средствами) + предмет исследования + требования к продукту + средства организации и реализации научного исследования
Предмет исследования = объект изучения + исследовательская задача + система методологических средств + последовательность применения методологических средств
Упрощенная интерпретация: предмет – аспект или сторона объекта, который непосредственно вычленяется в нем сквозь призму проблемы.
Объект исследования – та область непосредственно наблюдаемой реальности, для которой выявлены устойчивые и необходимые связи между отдельными ее составляющими и закреплены в системе научных абстракций.
Для построения объекта необходимо также отделить его содержание, независимое от познающего субъекта, от формы отражения этого содержания.
Средства исследования – фундаментальные понятия науки, с помощью которых расчленяется объект исследования и формулируется проблема, принципы и методы изучения объекта, средства получения эмпирических данных, включая технические средства
Один и тот же объект может входить в предмет разных исследований и даже – разных наук
Эмпирическая область – совокупность научных фактов и описаний, на которых развертывается предмет исследования
Этапы исследовательского движения: постановка проблемы, построение и обоснование предмета исследования, построение теории и проверка полученных результатов