Классическая философская традиция в науке

В широком смысле слова под классической философией пони­мают традицию, восходящую к античному философскому рацио­нализму Платона и Аристотеля. На протяжении двух тысячеле­тий в западном философском мышлении формировались опреде­ленные мировоззренческие идеи, которые можно рассматривать как идейно-теоретические основания классической фи ло софии. Своей законченной формы они достигли в философской мысли Нового времени, которую отождествляют с классической тради­цией в узком смысле слова. Содержательная специфика классической философии определя­ется следующими положениями. Прежде всего это идея разума как объективного и основополагающего начала, определяющего поря­док природы и устройство человеческого мышления. Далее, это представление о человеке как ответственном и деятельном субъек­те, свободной, творческой личности, опирающейся на свой интел­лект и принципы морали. Для классического философствования характерна идея гармонии человека и мироздания, вера в способ­ность разума контролировать все доступные сферы бытия. В ре­зультате государственная жизнь, общество и культура мыслились как воплощение сознательной деятельности индивидов, что предпо­лагало возможность их совершенствования на основе прогресса на­учных знаний. Наконец, для классической философии характерно представление о разуме философа как привилегированной точке от­счета, помещенной над бытием, в абсолютной перспективе. Мысли­тели классического периода считали себя «жрецами истины», мис­сионерами разума. Они чувствовали призвание нравственно ис­правлять человечество силой собственного слова.


14. Общенаучный уровень методологии классической науки и психологическая теория или общенауч­ных принципов и форм исследования, как отмечают В. П. Зинченко и С. Д. Смирнов, получил развитие лишь в XX в. К нему относятся содержательные науч­ные концепции (например, концепция ноосферы В. И. Вернадского), универсальные концептуальные системы (тектология А. А. Богданова, общая теория систем Л. фон Берталанфи) и некоторые современ­ные общенаучно - методологические подходы (си­нергетика Г. Хакена, концепция автопоэзисаУ. Матураны и Ф. Варелы, теория диссипативных структур И. Р. Пригожина), а также методологические или ло­гико-методологические концепции — структурализм, получивший широкое распространение в антрополо­гии, этнографии и отчасти в психологии и психотера­пии, системный анализ, логический анализ. Методо­логию системного проектирования Г. П. Щедровицкого также можно отнести к уровню общенаучной методологии.

 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: