Педагогический аспект

Педагогический аспект цели обучения ИЯ призван дать ответ на вопрос: какие качества необходимо сформировать у ученика, чтобы он был способен осуществлять общение на межкультурном уровне?

Речь идет о формировании у учащихся положительного отношения и ИЯ, к культуре народа, говорящего на этом языке, чуткого отношения и интереса к феноменам иной ментальности и чужой культуры, желание воспринимать и понимать их, сравнивать их с собственным мировидением и культурным опытом, находить между ними различия и общность.

Становление личностных качеств и способностей осуществляется:

1) Через систему личностных отношений учащегося постигаемой лингвокультуре и процессу овладения ею;

2) В ходе понимания важности изучения ИЯ и развития потребности в его практическом использовании как средства общения.

Теперь о том, как они отражены в системе требований Федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки бакалавров «Лингвистика».

Согласно пункту 5.1. ФГОС по напр. Лингвистика у выпускника должны быть сформированный общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции.

Среди общекультурных, выпускник должен уметь ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей, знать этические нормы, (воспитательный и педагог. Аспекты), понимать своеобразие ин. культуры (образовательный аспект по солововой, когнтиивный по гальсковой) и др.

Среди общепрофессиональных компетенций, выпускник должен уметь использовать понятийный аппарат (теория, термины), владеть основными способами выражения семантической, коммуникативной и структурной преемственности между частями высказывания и т.д. (это можно соотнести с учебно – практическим или прагматическим аспектом)

Профессиональные компетенции, типа способность использовать методическое наследие, уметь критически анализировать учебный процесс, эффективно его строить и т.д. можно тоже соотнести с прагматическим аспектом, но я не уверена.

 

Проведите сопоставительный анализ категории целей обучения иностранным языкам в разных научных школах.

  отдельным файлом, так как там таблица на альбомный формат.

Проведите сопоставительный анализ категории содержания обучения иностранным языкам в разных научных школах. Докажите взаимосвязь содержания с целями обучения иностранным языкам.

I. Сопоставительный анализ категории содержания обучения иностранным языкам в разных научных школах.

1. МГЛУ. Гальскова, Гез. Содержание как постоянно развивающаяся категория, в которой отражается как предметный аспект (соотносится с разнообразными знаниями, вовлекаемыми в процесс обучения учебному предмету), так и процессуальный (навыки и умения использовать приобретаемые знания с целью осуществления устной и/или письменной коммуникации).

Также, в состав содержания обучения входит опыт эмоционально-оценочного отношения учащегося. Содержание обучения: все то, что вовлекается в преподавательскую деятельность учителя, учебную деятельность учащегося, учебный материал, а также процесс его усвоения.

Компоненты содержания обучения ИЯ. Гальскова дает схожую с Щукиным, но более развернутую трактовку компонентного состава содержания обучения иностранным языкам, выделяя в нем:

1) сферы коммуникативной деятельности, темы, ситуации и программы их развертывания, коммуникативные и социальные роли, речевые действия и речевой материал (тексты, речевые образцы и т.д.);

2) языковой материал, правила его оформления и навыки оперирования ими;

3) комплекс специальных (речевых) умений;

4) систему знаний национально-культурных особенностей и реалий страны изучаемого языка;

5) учебные и компенсирующие умения, рациональные приемы умственного труда.

Модель содержания обучения иностранным языкам, представленная Н.Д. Гальсковой, представляет широкий набор компонентов, обеспечивающих высокий уровень формирования коммуникативной компетенции. Следует отметить, что Н.Д. Гальскова (в отличие от А.Н. Щукина) не включает в содержание обучения иностранным языкам иноязычную культуру, но при этом отражает учебные и компенсирующие умения, обеспечивающие ее усвоение.

2. МПГУ. Соловова, Рогова. Три основных компонента содержания обучения: 1) лингвистический компонент (языковой и речевой материал); 2) психологический (разнообразные навыки и умения) и 3) методологический (овладение учащимися приемами учения). В свою очередь, в отличие от Щукина и Гальсковой, данные компоненты содержания обучения ИЯ никак не отражают эмоционально-оценочных элементов ни в одном из выделенных компонентов. Между тем эмоции представляют неотъемлемую часть человека и его речевой деятельности.

3. Щукин предлагает включать: 1) средства общения (фонетические, лексические, грамматические, страноведческие, лингвострановедческие); 2) знание того, как такими средствами пользоваться в процессе общения; 3) навыки и умения, формируемые в ходе обучения и обеспечивающие возможность пользоваться языком как средством общения; 4) сферы, темы, ситуации общения, в пределах которых содержание обучения может быть реализовано; 5) культуру, образующую материальную основу содержания обучения.

Щукин, как и Гальскова рассматривает предметную и процессуальную сторону содержания обучения, А. Н. Щукин делает вывод о том, что конечной целью усвоения содержания обучения является формирование коммуникативной компетентности, в состав которой он включает лингвистическую, социолингвистическую, дискурсивную, стратегическую, социальную, социокультурную, предметную и профессиональную компетентности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: