Принцип обучения – это первооснова, закономерность, согласно которому должна функционировать и развиваться система обучения предмету.
Выделяют:
1) общедидактические
- Принцип личностно ориентированной направленности обучения –школьники активно участвуют в выборе, организации и конструировании содержания конкретного урока; учитель выступает в роли консультанта, помощника, участника игр и занятий.
- Принцип сознательности –обучение языку предполагает формирование картины мира учащегося. Обучение языку предполагает обучение культуре.
- Обучение и.я., которое направлено на становление у учащихся способности к межкультурному общению, должно строиться как творческий процесс.
- Деятельностный характер обучения- выражается во внешней и внутренней (умственной) активности учащихся. Данный принцип соотносится с принципом активности.
- Обучение и.я. должно быть направлено на формирование автономии учащегося в учебной деятельности по овладению конкретным изучаемым языком. Важно проявление учеником собственной речемыслительной активности.
2) методические принципы
- Принцип коммуникативной направленности обучения – обучение должно быть направлено на формирование у учащихся черт би\поликультурной языковой личности, делающих его способным равноправно и автономно участвовать в межкультурном общении.
- Усвоение и.я. как средства межкультурного общения возможно лишь в условиях общения, приближающегося по своим основным характеристикам к реальному общению.
- Обучение и.я. в контексте межкультурной парадигмы будет успешным при условии ориентации обучения на родную лингвокультуру субъект учащихся.
| Дидактические принципы – исходные положения, призванные определять стратегию и тактику обучения в каждой «точке» учебного процесса, поскольку они связаны с целями, содержанием, методами, приемами, организацией обучения и проявляются во взаимосвязи и взаимозависимости.
Выделяют:
1) общедидактические
- Принцип воспитывающего обучения предполагает развитие самоорганизации обучающихся.
- Сознательности – отбор содержательно ценного для обучения материала должен обеспечить развитие познавательных способностей учащихся.
- Активности – интенсифицирована учебная деятельность каждого учащегося, каждый является активным участником учебного процесса.
- Наглядности (зрительная, слуховая, зрительно-слуховая).
- Доступности и посильности.
- Прочности.
- Индивидуализации – учет и использование резервов личности обучаемых, их жизненного опыта, мировоззрения, интересов, эмоций и чувств, статуса личности в коллективе.
2) специфические принципы
- Принцип коммуникативной направленности. Обучение должно строиться таким образом, чтобы вовлекать учащихся в устную и письменную коммуникацию.
- Принцип интеграции и дифференциации: какому бы аспекту языка или виду речевой деятельности мы ни обучали, одновременно в большей или меньшей степени мы задействуем и формируем все остальные аспекты и виды речевой деятельности.
- Принцип учета родного языка. Родной язык должен учитываться при отборе содержания обучения – учебного материала и его организации в самом учебном процессе.
| Принципы обучения - это исходные положения, которые в своей совокупности определяют требования к учебному процессу в целом и его составляющим (целям, задачам, методам, средствам, организационным формам, процессу обучения).
Выделяет:
1) дидактические
- Сознательность- предполагает понимание учащимися содержания иноязычной речи, осознание единиц, из которых речь состоит, способов пользования такими единицами.
- Активность- речевая активность учащихся, что означает напряженность психических процессов в деятельности обучаемого, касающихся внимания, мышления, памяти, формирования и формулирования мыслей средствами изучаемого языка.
- Наглядность- обучение строится на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых
обучающимся.
- Прочность- сохранение учебного материала в памяти учащихся и возможность его применения в различных ситуациях общения.
- Доступность и посильность- с первых уроков материал представляется в соответствии с возрастными и интеллектуальными возможностями учащихся.
- Межпредметная координация- согласование тем различных дисциплин с целью исключения их дублирования и формирования в сознании учащегося целостного восприятия предметов и явлений окружающего мира.
- Межкультурное взаимодействие- такая организация учебно-воспитательного процесса, при которой преподаватель учитывает национально-культурные особенности учащихся в условиях межкультурного взаимодействия с носителями языка.
- Профессиональная компетентность преподавателя- способности к профессиональной деятельности в качестве преподавателя языка на основе приобретенных в ходе обучения и практической работы знаний, навыков и умений в данной области деятельности.
2) лингвистические
- Системность- язык как системное образование, состоящее из взаимосвязанных элементов разных уровней, объединенных в единое целое.
- Концентризм- такой отбор и введение лексико-грамматического материала, при котором обеспечивается многократное обращение к уже изученному материалу с постепенным его углублением и расширением.
- Разграничение лингвистических явлений на уровне языка и речи- выделение трех аспектов в общей совокупности языковых и речевых явлений.
- Функциональность- языковой материал на занятиях вводится с учетом содержания высказывания.
- Стилистическая дифференциация- важность учета в процессе обучения языковых и речевых особенностей, характерных для разных стилей речи.
- Минимизация языка- отбор языковых и речевых средств для занятий.
3) психологические
- Мотивация- понимание мотива как побуждения к деятельности, связанного с удовлетворением потребностей человека.
- Поэтапность в формировании речевых навыков и умений- определяет динамику изменения структуры речевой деятельности в процессе обучения.
- Учет индивидуально - психологических особенностей личности учащихся- необходимость учета в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся в целях максимальной индивидуализации учебного процесса.
- Учет адаптационных процессов- понимание адаптации как процесса приспособления человека к изменившимся условиям окружающей среды и жизнедеятельности.
4) методические принципы
- Коммуникативность- обучение организуется в естественных для общения ситуациях или максимально к ним приближенных.
- Учет родного языка учащихся- учет трудностей изучаемого языка, вызванных расхождениями в системе изучаемого и родного языков учащихся.
- Устное опережение- предполагает: а) устное введение и закрепление учебного материала; б) наличие речевой практики, протекающей в устной форме на основе отобранных для занятий тем и ситуаций общения.
- Взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности- обучение языку с одновременным формированием четырех видов речевой деятельности.
- Профессиональная направленность обучения- учет будущей специальности и профессиональных интересов учащихся на занятиях по языку и другим дисциплинам учебного плана.
- Аппроксимация- «снисходительное отношение» преподавателя к допускаемым учащимся ошибкам в процессе речевой деятельности, если они не нарушают коммуникацию и не приводят к искажению смысла сообщения.
- Ситуативно-тематическая организация обучения- такая организация и проведение занятий, при которых введение и закрепление учебного материала проводятся с использованием тем и ситуаций общения, отражающих содержание избранной для занятий сферы общения.
- Учет уровня владения языком- организация процесса обучения в соответствии с языковой подготовкой учащихся.
|