Проведите сопоставительный анализ категории принципов обучения иностранным языкам в разных научных школах

МГЛУ (Гальскова, Гез) МПГУ (Соловова, Рогова) МГУ (Щукин)
Принцип обучения – это первооснова, закономерность, согласно которому должна функционировать и развиваться система обучения предмету. Выделяют: 1) общедидактические - Принцип личностно ориентированной направленности обучения –школьники активно участвуют в выборе, организации и конструировании содержания конкретного урока; учитель выступает в роли консультанта, помощника, участника игр и занятий. - Принцип сознательности –обучение языку предполагает формирование картины мира учащегося. Обучение языку предполагает обучение культуре. - Обучение и.я., которое направлено на становление у учащихся способности к межкультурному общению, должно строиться как творческий процесс. - Деятельностный характер обучения- выражается во внешней и внутренней (умственной) активности учащихся. Данный принцип соотносится с принципом активности. - Обучение и.я. должно быть направлено на формирование автономии учащегося в учебной деятельности по овладению конкретным изучаемым языком. Важно проявление учеником собственной речемыслительной активности. 2) методические принципы - Принцип коммуникативной направленности обучения – обучение должно быть направлено на формирование у учащихся черт би\поликультурной языковой личности, делающих его способным равноправно и автономно участвовать в межкультурном общении. - Усвоение и.я. как средства межкультурного общения возможно лишь в условиях общения, приближающегося по своим основным характеристикам к реальному общению. - Обучение и.я. в контексте межкультурной парадигмы будет успешным при условии ориентации обучения на родную лингвокультуру субъект учащихся. Дидактические принципы – исходные положения, призванные определять стратегию и тактику обучения в каждой «точке» учебного процесса, поскольку они связаны с целями, содержанием, методами, приемами, организацией обучения и проявляются во взаимосвязи и взаимозависимости. Выделяют: 1) общедидактические - Принцип воспитывающего обучения предполагает развитие самоорганизации обучающихся. - Сознательности – отбор содержательно ценного для обучения материала должен обеспечить развитие познавательных способностей учащихся. - Активности – интенсифицирована учебная деятельность каждого учащегося, каждый является активным участником учебного процесса. - Наглядности (зрительная, слуховая, зрительно-слуховая). - Доступности и посильности. - Прочности. - Индивидуализации – учет и использование резервов личности обучаемых, их жизненного опыта, мировоззрения, интересов, эмоций и чувств, статуса личности в коллективе. 2) специфические принципы - Принцип коммуникативной направленности. Обучение должно строиться таким образом, чтобы вовлекать учащихся в устную и письменную коммуникацию. - Принцип интеграции и дифференциации: какому бы аспекту языка или виду речевой деятельности мы ни обучали, одновременно в большей или меньшей степени мы задействуем и формируем все остальные аспекты и виды речевой деятельности. - Принцип учета родного языка. Родной язык должен учитываться при отборе содержания обучения – учебного материала и его организации в самом учебном процессе. Принципы обучения - это исходные положения, которые в своей совокупности определяют требования к учебному процессу в целом и его составляющим (целям, задачам, методам, средствам, организационным формам, процессу обучения). Выделяет: 1) дидактические - Сознательность- предполагает понимание учащимися содержания иноязычной речи, осознание единиц, из которых речь состоит, способов пользования такими единицами. - Активность- речевая активность учащихся, что означает напряженность психических процессов в деятельности обучаемого, касающихся внимания, мышления, памяти, формирования и формулирования мыслей средствами изучаемого языка. - Наглядность- обучение строится на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых обучающимся. - Прочность- сохранение учебного материала в памяти учащихся и возможность его применения в различных ситуациях общения. - Доступность и посильность- с первых уроков материал представляется в соответствии с возрастными и интеллектуальными возможностями учащихся. - Межпредметная координация- согласование тем различных дисциплин с целью исключения их дублирования и формирования в сознании учащегося целостного восприятия предметов и явлений окружающего мира. - Межкультурное взаимодействие- такая организация учебно-воспитательного процесса, при которой преподаватель учитывает национально-культурные особенности учащихся в условиях межкультурного взаимодействия с носителями языка. - Профессиональная компетентность преподавателя- способности к профессиональной деятельности в качестве преподавателя языка на основе приобретенных в ходе обучения и практической работы знаний, навыков и умений в данной области деятельности. 2) лингвистические - Системность- язык как системное образование, состоящее из взаимосвязанных элементов разных уровней, объединенных в единое целое. - Концентризм-  такой отбор и введение лексико-грамматического материала, при котором обеспечивается многократное обращение к уже изученному материалу с постепенным его углублением и расширением. - Разграничение лингвистических явлений на уровне языка и речи- выделение трех аспектов в общей совокупности языковых и речевых явлений. - Функциональность- языковой материал на занятиях вводится с учетом содержания высказывания. - Стилистическая дифференциация- важность учета в процессе обучения языковых и речевых особенностей, характерных для разных стилей речи. - Минимизация языка- отбор языковых и речевых средств для занятий. 3) психологические - Мотивация- понимание мотива как побуждения к деятельности, связанного с удовлетворением потребностей человека. - Поэтапность в формировании речевых навыков и умений- определяет динамику изменения структуры речевой деятельности в процессе обучения. - Учет индивидуально - психологических особенностей личности учащихся- необходимость учета в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся в целях максимальной индивидуализации учебного процесса. - Учет адаптационных процессов- понимание адаптации как процесса приспособления человека к изменившимся условиям окружающей среды и жизнедеятельности. 4) методические принципы - Коммуникативность- обучение организуется в естественных для общения ситуациях или максимально к ним приближенных. - Учет родного языка учащихся- учет трудностей изучаемого языка, вызванных расхождениями в системе изучаемого и родного языков учащихся.  - Устное опережение- предполагает: а) устное введение и закрепление учебного материала; б) наличие речевой практики, протекающей в устной форме на основе отобранных для занятий тем и ситуаций общения. - Взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности- обучение языку с одновременным формированием четырех видов речевой деятельности. - Профессиональная направленность обучения- учет будущей специальности и профессиональных интересов учащихся на занятиях по языку и другим дисциплинам учебного плана. - Аппроксимация- «снисходительное отношение» преподавателя к допускаемым учащимся ошибкам в процессе речевой деятельности, если они не нарушают коммуникацию и не приводят к искажению смысла сообщения. - Ситуативно-тематическая организация обучения- такая организация и проведение занятий, при которых введение и закрепление учебного материала проводятся с использованием тем и ситуаций общения, отражающих содержание избранной для занятий сферы общения. - Учет уровня владения языком- организация процесса обучения в соответствии с языковой подготовкой учащихся.

 

Сравнивая данные методические школы можно сделать вывод о том, что однозначного ответа на вопрос о количестве существующих принципов нет. В разных работах приводятся сведения почти о 40 принципах обучения. Не существует и общепринятой классификации принципов. Каждая школа опирается на свои рассуждения при составлении классификации. Одним из возможных подходов к классификации принципов обучения является содержание базисных для методики наук, на которые преподаватель ориентируется в своей работе. К числу таких наук относятся дидактика, лингвистика, психология. Данный подход принадлежит представителю методической школы МГУ Щукину А.Н. Представители же школ МГЛУ и МПГУ выделяют только общедидактические принципы, характерные для применения в обучении всем предметам без исключения, и методические или специфические принципы, которые применяют только в преподавании иностранных языков.

Однако, несмотря на различные подходы, каждая школа выделяет схожие принципы, такие как: принцип сознательности, принцип коммуникативной направленности и принцип учета родного языка. Принцип активности, представленный в классификациях Солововой и Щукина, соотносится с принципом деятельностного характера обучения у Гальсковой. А принцип наглядности и вовсе не рассматривается методической школой МГЛУ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: