double arrow

Исторические предпосылки научной психодиагностики: психофизиология, экспериментальная психология, дифференциальная психология, индивидуальная психология.


Предмет, задачи, принципы и функции психодиагностики.

Психодиагностика– это область психологической науки и одновременно важнейшая форма психологической практики, которая связана с разработкой и использованием различных методов распознавания и исследования индивидуальных психологических особенностей человека.

Предмет психодиагностики– методы измерения индивидуально-психологических характеристик человека (индивидуальных особенностей человека).

Задачи ПД – в том, чтобы измерить различия между индивидами или между реакциями одного индивида в разных условиях (Научно-исследовательские, Научно-практические).

Функции: 1.Информационная. Цель диагностики – получить информацию об уровне, степени выраженности индивидуально-психологических особенностей. 2. Пропедевтическая (моделирующая) функция – проявляется в тех случаях, когда разрабатывается методика на ЗБР ребенка. Моделируется ситуация развития ребенка. 3. Коммуникативная функция – работа клиента и психолога в процессе диагностики позволяет наладить контакт, коррекция проходит легче. 4. Экспрессивная функция – использование той или иной диагностической методики позволяет клиенту в рамках диагностической деятельности отреагировать собственные личностные комплексы (аффективные). 5. Структурирующая функция – позволяет более конструктивно формулировать и предъявлять психологу и самому себе свою проблему. 6. Индивидуализирующая функция – диагностические методики должны быть ориентированы не только на статистический норматив, но и они должны позволять описывать портрет неповторимости клиента.




2.Основные понятия психодиагностики.

Психодиагностика понимается как: область психологической науки, разрабатывающая принципы, пути и приёмы распознавания, оценки и измерения индивидуально – психологических особенностей личности. Совокупность тестов, позволяющих инструментально оценить психологические особенности человека; наука, занимающаяся проблемами разработки и постановки и психологического диагноза; особая форма мышления специалиста, идущего от известных закономерностей к индивидуальным особенностям целостности личности. Психодиагностика представляет собой мост между наукой (дифференциальной психологией или психологией индивидуальных различий) и практикой (постановкой психологического диагноза).

Психодиагностика - и теоретическая дисциплина, и сфера прак­тической деятельности психолога.

Связь психодиагностики с предметными областями психологической науки.

Психодиагностика как теоретическая дисциплина тесно свя­зана с соответствующими предметными областями психологической науки. Современная ПД определяется как научная дисциплина, которая разрабатывает методы изучения индивидуально-психологических характеристик человека. ПД используется в таких областях социальной практики, как: 1)расстановка кадров, профподбор и профориентация; 2)прогнозирование социального поведения, например стабильности брака, законопослушности; 3)оптимизация обучения и воспитания; 4)консультативная и психотерапевтическая помощь; 5)судебная психолого-психиатрическая экспертиза; 6) про­гнозирование психологических последствий изменения среды.



Общая психодиагностика как наука опирается на следующие сферы: 1. На сферу общих психологических знаний, которые включают в себя общую, социальную, дифференциальную психологию, а частная психодиагностика опирается на медицинскую, возрастную, юридическую, военную психологию. Это связано с тем, что диагностические переменные должны иметь теоретический смысл в соответствующей области наук. Психологические переменные, которые измеряются в процессе психодиагностики, выступают как некоторые теоретические конструкты. 2. Сфера – психометрика – это наука, обосновывающая и разрабатывающая диагностические и измерительные методы в психологии. 3. Сферы практического применения психологических знаний.

4.Нормативные предписания к психодиагностической деятельности. Этический кодекс психодиагностики.

1. Квалификация людей использующих диагностические методики

2. Использование диагностических методик.



3. Издание психодиагностических методик

4 Обеспечение тайны результатов

5 Конфиденциальность

6 Сообщение результатов обследования

Благополучие обследуемого индивида; ответственность, в основе которой объективность, честность и поддержание высоких норм в своей работе; моральные и правовые стандарты, соответствующие моральным требованиям общества; корректность и сдержанность в публичных заявлениях; конфиденциальность, гарантирующая сохранность информации об индивиде; отношения с обследуемым, основанные на доверительности, информировании его о цели обследования и о последующем характере использования результатов; неразглашение результатов обследования; меры предосторожности в обследованиях; ограничения в публикациях методик; полная и правильная интерпретация диагностических результатов.

 «Не навреди!».



Исторические основы донаучной психодиагностики: графология, френология,

Физиогномика.

В конце XIX – начале XX века широкую известность приобретают такие науки, как:

 Графология – это учение о почерке, который признавался разновидностью выразительных движений, отражающих психологические свойства и психофизиологические состояния пишущего. Сегодня наиболее достоверно установлена зависимость почерка от эмоционального состояния и некоторых типологических свойств высшей нервной деятельности пишущего. При некоторых психических заболеваниях почерк больных приобретает специфические признаки.

Френология – в переводе с греческого означает «нрав», «характер» и «учение». Френология – учение Ф. Галля о связи психических особенностей человека с наружной формой черепа.

Физиогномика – учение о связи внешнего облика человека и его принадлежности к определенному типу личности. Физиогномика основывается на представлении о том, что по внешним признакам человека могут быть установлены его психологические характеристики.

Исторические предпосылки научной психодиагностики: психофизиология, экспериментальная психология, дифференциальная психология, индивидуальная психология.

Психологическая диагностика выделилась из психологии и начала складываться на рубеже XX веке под воздействием требований практики. Ее возникновение было подготовлено несколькими направлениями в развитии психологии. Первым ее источником стала экспериментальная психология, поскольку экспериментальный метод лежит в основе психодиагностических методик, разработка которых и составляет одну из задач психодиагностики. Психодиагностика выросла из экспериментальной психологии. А ее возникновение в 50-70-е годах XIX века, связано с возросшим влиянием естествознания на область психических явлений, с процессом "физиологизации" психологии, состоявшим в переводе изучения психических фактов в русло эксперимента и точных методов естественных наук. Первыми экспериментальными методами психологию снабдили другие науки, главным образом физиология. Началом возникновения экспериментальной психологии условно считается 1879 год, так как именно в этом году В. Вундт основал в Германии первую лабораторию экспериментальной психологии, намечая перспективы построения психологии как цельной науки, предполагал разработку в ней двух непересекающихся направлений: 1) естественнонаучного, опирающегося на эксперимент; 2) культурно-исторического, в котором главную роль призваны играть психологические методы изучения культуры ("психология народов"). Дифференциальная психология стала еще одним источником психодиагностики. Вне представлений об индивидуально-психологических особенностях, которые изучает дифференциальная психология, невозможно было бы возникновение психодиагностики как науки о методах их измерения. Но возникновение психодиагностики не было итогом простого логического развития экспериментально-психологического и дифференциально-психологического изучения человека.

Кон.19 века:-– внесение экспериментального метода (связано с лаб. Вундта);-- исследования физиологии ВНД (Сеченов, Павлов); Бехтерев – психические процессы = невропсихика; 1885 г. – открытие первой экспериментальной лаборатории (при клинике нервных и психических болезней Казанского университета).

Центральная проблема – проблема зависимости психики от мозга и от внешнего мира.

Нач. 20 века -- первые психодиагностические работы (исследование индивидуальных психологических особенностей человека); 1909 г.-- Россалима – шкала для измерения уровня развития общих способностей = психологические профили.; Рыбаков -- тест для определения уровня пространственного воображения – «Фигура Рыбакова»; Развитие высокими темпами во многих сферах (педагогика, медицина, психология); 1928 г. -- Болтунов – измерительная шкала ума; Л.С. Выготский – идея о «психологическом диагнозе»; Б.Г. Ананьев – комплексное изучение человека (применение различных тестов, опросников, и т.д.).

II половина 70-х гг. – возвращение применения зарубежных методик; использование зарубежных тестов; 1974 г. – формирование адекватного отношения к тестам ; 1981 г. – выпуск коллективной монографии «Психологическая диагностика: проблемы и исследования»/ ред. Гуревича К.Н. → общие вопросы конструирования, проверки и применения диагностических методик.







Сейчас читают про: