Вопрос 1. Понятие субъект труда и профессионал. Профессионализм и профессионал. Этапы становления профессионала.
Профессионал | Профессионализм |
- человек, подготовленный для работы в определённой сфере специалист, имеющий навыки, квалификацию. - человек, кто знает свои профессиональные возможности, постоянно их повышает и никогда не действует вне рамок своей компетенции. | - этоособое свойство людей систематически, эффективно и надёжно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. - это высокий уровень мастерства человека, позволяющий ему добиться успеха в выбранном деле. |
Характеризует: -сосредоточенность (профессионал всегда сосредоточен на достижении поставленной цели); - ненавязчивость (профессионал никогда ничего и никому не навязывает, он ненавязчиво предлагает); - обходительность (профессионал всегда и со всеми обходителен); - решительность. | Характеризует свойство некоторых людей выполнять свою работу на высоком уровне. Для приобретения профессионализма необходимы соответствующие способности, желание и характер, готовность постоянно учиться и совершенствовать свое мастерство. |
Преимущества: -знает, что он прекрасный, незаменимый специалист; -спасает мир, борется за идею, отстаивает высшие идеалы, он – последний герой и большой души человек; -может козырять своим альтруизмом; -обладает неиссякаемым запасом тем для разговора, у него всегда имеется подходящая к случаю история про его работу. | Преимущества: · -открывает путь – к достижению успеха и жизненных благ; · -даёт осознание – собственных возможностей; · -даёт освобождение – от неуверенности в себе; · -обеспечивает уважение – со стороны коллег -даёт силы – для выполнения всех поставленных задач. |
Признаки профессионала: - постоянно учится и развивает свои навыки и способности; - легко пользуется помощью коллег, которые более компетентны в каких-то вопросах и не пытается скрыть свой непрофессионализм в тех вопросах, где он еще не так силен; - профессионал может научить другого человека тому, что умеет сам; - профессионал откажется от дела, если знает, что другой человек способен показать лучшие результаты, либо он лично не может помочь человеку; | Стадии развития профессионализма: а) стадию допрофессионализма, когда человек уже работает, но не обладает полным набором качеств настоящего профессионала; б)стадию собственно профессионализма, когда человек становится профессионалом, демонстрирует стабильно высокие результаты; в) стадию суперпрофессионализма или мастерства, которая соответствует приближение к вершине профессиональных достижений; г) стадию «послепрофессионализма» |
Субъект – носитель активности во взаимодействии с объектом, действует осознанно, руководствуясь образом требуемого результата (замыслом).
|
|
|
|
Стороны профессионализма | |||
мотивационная | операционная | ||
– мотивация высоких уровней достижений в своем труде; – сильное профессиональное целеполагание; – отсутствие профессиональных деформаций в мотивационной сфере; – отсутствие перегрузок, стрессов, срывов. | – развитое профессиональное сознание; – высокая производительность труда, надежность и устойчивость высоких результатов; – профессиональная обучаемость и открытость; – творческое отношение к профессии. | ||
Уровни профессионализма | |||
допрофессионализм | профессионализм | суперпрофессионализм | |
уровень дилетанта, новичка в профессии, который обычно проходит каждый, осваивая профессию. | уровень, который охватывает большую часть жизни человека (превращение специалиста в профессионала) | уровень, характеризующий расцвет профессиональной деятельности в ее высоких достижениях и творческих успехах. | |
Вопрос 2. Профессионализм как условие развития и становления профессионала. Профессионализация и социализация. Профессионализм и индивидуальность. Специфика усвоения и принятия профессиональной роли.
Успех в профессиональной деятельности проявляется, прежде всего, в достижении работником значимой цели и преодолении препятствий ее пути к этой цели. Здесь наиболее эффективным является принцип равновесия и баланса, который состоит в следующем:– необходимо точно сформулировать собственную цель, достижимую в условиях профессиональной деятельности; – проанализировав профессиональную ситуацию, выделить две группы условий – способствующих и препятствующих достижению цели; – из условий способствующих достижению цели, нужно выбрать те, которые сокращают время и дают возможность сберечь силы; – из условий, препятствующих достижению цели, выделить те, которые можно изменить и которые изменить нельзя.
Вопрос 3. Профессионально важные качества: понятие, методы диагностики. Специфика формирования и развития ПВК.
Профессионально важные качества (ПВК) – это качества человека, влияющие на эффективность его труда. ПВК являются и предпосылкой профессиональной деятельности, и ее новообразованием, так как совершенствуются, преобразуются в ходе труда.
ПВК |
Способности - это индивидуально-психологические свойства личности человека, отличающие его от других людей, отвечающие требованиям данной профессии и являющиеся условием ее успешного выполнения. |
Сознание - это комплекс представлений человека о себе как профессионале, это целостный образ, включающий в себя систему отношений и установок к себе как профессионалу |
Мышление - процесс обобщенного и опосредованного отражения человеком профессиональной реальности; – пути получения человекомновых знаний о разных сторонах труда; – приемы постановки, формулирования и решения профессиональных задач; – этапы принятия и реализации решений в профессиональной деятельности. |
Обучаемость - открытость к дальнейшему профессиональномуразвитию, готовность к овладению новыми средствами труда, профессиональными знаниями и умениями, активное приспособление человека к меняющимся условиям профессионального опыта. |
Профессиональное самосознание включает: – осознание человеком норм, правил, моделей своей профессии как эталонов для осознания своих качеств.
Вопрос 4. Проблема формирования индивидуального стиля профессиональной деятельности. Показатели и критерии индивидуального стиля деятельности.
|
|
ИСД- способ деятельности, учитывающий индивидуальные качества (особенности) субъекта. Индивидуальный стиль Деятельности обладает следующими отличительными признаками: а) он устойчив; б) обусловлен определенными личностными качествами, в) является средством эффективного, приспособления к объективным требованиям.
Основные пути формирования индивидуального стиля заключаются: |
а) в максимальном использовании профессионально-важных качеств личности работника; |
б) в компенсации нежелательных, с точки зрения профессиональной деятельности, проявлений личностных факторов. |
Показатели и критерии индивидуального стиля деятельности |
ценностная ориентация на педагогическую деятельность, |
степень развития профессиональных качеств и способностей, |
творческая активность в педагогической деятельности, |
способность к профессиональному саморазвитию, |
рефлексивная саморегуляция |