Тема5. Основы профессионального самоопределения и актуализации человека в професси

Вопрос 1. Особенности развития профессионального самосознания. Кризисы профессионального становления: понятие и характеристика.

В основе возникновения кризисов профессионального становления важно выделить следующие факторы: изменение социально-экономической ситуации профессионального развития; возрастание профессиональных требований к человеку; рост или снижение профессиональных притязаний личности; полная поглощённость профессиональной деятельностью; нормативные возрастные кризисы.

Н.С. Пряжников и Е.Ю. Пряжниковавыделяют кризисы профессионального становления человека:

Кризис учебно-профессиональной ориентации Неудачное формирование профессиональных намерений и их реализация, подверженность дурным влияниям. Выбор способа профессиональной подготовки, помощь специалиста
Кризис профессионального обучения Неудовлетворенность профессиональной подготовкой, изменение социально-экономических условий. Коррекция выбора профессии, специальности, смена мотивов ведущей деятельности.
Кризис профессиональной адаптации Трудности взаимоотношений в разновозрастном коллективе, превращение профессиональной деятельности в основную, несовпадение профессиональных ожиданий и действительности. Активизация профессиональных усилий, обозначение в первые месяцы работы верхнего предела своих возможностей.
Кризис профессионального роста Неудовлетворенность занимаемой должностью и возможностями карьеры, потребность в дальнейшем повышении квалификации, создание семьи, ухудшение финансовых возможностей Повышение квалификации и самообразование, ориентация на карьеру, допустима смена работы, специальности.
Кризис профессиональной карьеры Стабилизация профессиональной карьеры, неудовлетворенность собой, своим статусом, переориентация ценностей с молодежных, на ценности, требующие большей ответственности, появление нового виденья смыслов содержания и процесса труда. Переход на новую должность или работу, освоение новой специальности, повышение квалификации.
Кризис угасания профессиональной деятельности Ожидание ухода на пенсию и смены социальной роли, сужение социально-профессионального поля, психофизиологические изменении я, ухудшение здоровья. Постоянное повышение активности во внепрофессиональных видах деятельности, подготовка к новому виду жизнедеятельности.
Кризис социально-психологической адекватности Появление большого количества свободного времени, сужение финансовых возможностей, социально-психологическое старение, ухудшение здоровья, неудовлетворенность жизнью, чувство невостребованности Вовлечение в общественно-полезную деятельность, освоение новых полезных видов деятельности
     

Вопрос 2. Понятие и особенности изучения самоопределения. Типы и уровни самоопределения. Профессиональное, личностное и жизненное самоопределение. Профессиональное самоопределение как поиск смысла в трудовой деятельности. Главная цель и основные задачи профессионального самоопределения. Методы активизации профессионального самоопределения.

Профессиональное самоопределение – это определение человеком себя относительно выработанных в обществе и принятых данным человеком критериев профессионализма.

 

Для профессионального самоопределения характерны:
1) большая формализация (профессионализм отражается в дипломах и сертификатах, в трудовой книжке, в результатах труда и т.п.);
2) наличие благоприятных условий (социальный запрос, соответствующие организации, оборудование и т.п.).
Для жизненного самоопределения характерны:
1) глобальность, всеохватность того образа и стиля жизни, которые специфичны для той социокультурной среды, в которой обитает данный человек;
 2) зависимость от стереотипов общественного сознания данной социокультурной среды;
 3) зависимость от экономических, социальных, экологических и других «объективных» факторов, определяющих жизнь данной социальной и профессиональной группы.
Для личностного самоопределения характерны:
1) невозможность формализации полноценного развития личности
2) не «благоприятные» в обывательском представлении условия, а, наоборот, сложные обстоятельства и проблемы, которые не только позволяют проявиться в трудных условиях лучшим личностным качествам человека, но часто и способствуют развитию таких качеств.

Вопрос 3. Карьера и профессиональный выбор. Регуляторы профессиональных выборов. Проблемы планирования и построения успешной карьеры.

Основным условием успешной карьеры является правильный выбор профессии.Разрешение этой проблемы основывается на учете нескольких факторов.

Фактор 1
Нужно хорошо знать мир профессий и требования, которые предъявляются к человеку, выполняющему ту или иную работу. Уточнить для себя формулу выбранной профессии, с учетом возможных запасных вариантов выбора.
Фактор 2
Нужно правильно определить свои интересы и склонности, оценить свои возможности, состояние здоровья, способности и соответствие требованиям выбираемой профессии.
Фактор 3
Нужно изучить состояние рынка труда, его потребности и региональные особенности.
Фактор 4
Нужно исходить из реальных возможностей получения образования, переобучения и повышения квалификации.

 

Карьерный успех в профессиях – это:
•               образованность;
•               системность и аналитичность мышления, умение прогнозировать развитие ситуации, предвидеть результат решения, умение мыслить масштабно и реалистически одновременно;
•               коммуникативные умения, навыки эффективного межличностного взаимодействия, проницательность, умение оказывать психологическое воздействие и влияние на других людей;
•               высокий уровень саморегуляции, умение управлять своим состоянием, развитость самоконтроля, стрессоустойчивость;
•               деловая направленность; активность, настойчивость и целеустремленность, направленность на принятие решений, умение решать нестандартные проблемы и задачи;
•               реалистическое восприятие своих возможностей и способностей, высокое самоуважение (реальное восприятие себя, без самоунижения)

 


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: