Вопрос 1. Особенности развития профессионального самосознания. Кризисы профессионального становления: понятие и характеристика.
В основе возникновения кризисов профессионального становления важно выделить следующие факторы: изменение социально-экономической ситуации профессионального развития; возрастание профессиональных требований к человеку; рост или снижение профессиональных притязаний личности; полная поглощённость профессиональной деятельностью; нормативные возрастные кризисы.
Н.С. Пряжников и Е.Ю. Пряжниковавыделяют кризисы профессионального становления человека:
Кризис учебно-профессиональной ориентации | Неудачное формирование профессиональных намерений и их реализация, подверженность дурным влияниям. | Выбор способа профессиональной подготовки, помощь специалиста |
Кризис профессионального обучения | Неудовлетворенность профессиональной подготовкой, изменение социально-экономических условий. | Коррекция выбора профессии, специальности, смена мотивов ведущей деятельности. |
Кризис профессиональной адаптации | Трудности взаимоотношений в разновозрастном коллективе, превращение профессиональной деятельности в основную, несовпадение профессиональных ожиданий и действительности. | Активизация профессиональных усилий, обозначение в первые месяцы работы верхнего предела своих возможностей. |
Кризис профессионального роста | Неудовлетворенность занимаемой должностью и возможностями карьеры, потребность в дальнейшем повышении квалификации, создание семьи, ухудшение финансовых возможностей | Повышение квалификации и самообразование, ориентация на карьеру, допустима смена работы, специальности. |
Кризис профессиональной карьеры | Стабилизация профессиональной карьеры, неудовлетворенность собой, своим статусом, переориентация ценностей с молодежных, на ценности, требующие большей ответственности, появление нового виденья смыслов содержания и процесса труда. | Переход на новую должность или работу, освоение новой специальности, повышение квалификации. |
Кризис угасания профессиональной деятельности | Ожидание ухода на пенсию и смены социальной роли, сужение социально-профессионального поля, психофизиологические изменении я, ухудшение здоровья. | Постоянное повышение активности во внепрофессиональных видах деятельности, подготовка к новому виду жизнедеятельности. |
Кризис социально-психологической адекватности | Появление большого количества свободного времени, сужение финансовых возможностей, социально-психологическое старение, ухудшение здоровья, неудовлетворенность жизнью, чувство невостребованности | Вовлечение в общественно-полезную деятельность, освоение новых полезных видов деятельности |
Вопрос 2. Понятие и особенности изучения самоопределения. Типы и уровни самоопределения. Профессиональное, личностное и жизненное самоопределение. Профессиональное самоопределение как поиск смысла в трудовой деятельности. Главная цель и основные задачи профессионального самоопределения. Методы активизации профессионального самоопределения.
Профессиональное самоопределение – это определение человеком себя относительно выработанных в обществе и принятых данным человеком критериев профессионализма.
Для профессионального самоопределения характерны: |
1) большая формализация (профессионализм отражается в дипломах и сертификатах, в трудовой книжке, в результатах труда и т.п.); |
2) наличие благоприятных условий (социальный запрос, соответствующие организации, оборудование и т.п.). |
Для жизненного самоопределения характерны: |
1) глобальность, всеохватность того образа и стиля жизни, которые специфичны для той социокультурной среды, в которой обитает данный человек; |
2) зависимость от стереотипов общественного сознания данной социокультурной среды; |
3) зависимость от экономических, социальных, экологических и других «объективных» факторов, определяющих жизнь данной социальной и профессиональной группы. |
Для личностного самоопределения характерны: |
1) невозможность формализации полноценного развития личности |
2) не «благоприятные» в обывательском представлении условия, а, наоборот, сложные обстоятельства и проблемы, которые не только позволяют проявиться в трудных условиях лучшим личностным качествам человека, но часто и способствуют развитию таких качеств. |
Вопрос 3. Карьера и профессиональный выбор. Регуляторы профессиональных выборов. Проблемы планирования и построения успешной карьеры.
Основным условием успешной карьеры является правильный выбор профессии.Разрешение этой проблемы основывается на учете нескольких факторов.
Фактор 1 |
Нужно хорошо знать мир профессий и требования, которые предъявляются к человеку, выполняющему ту или иную работу. Уточнить для себя формулу выбранной профессии, с учетом возможных запасных вариантов выбора. |
Фактор 2 |
Нужно правильно определить свои интересы и склонности, оценить свои возможности, состояние здоровья, способности и соответствие требованиям выбираемой профессии. |
Фактор 3 |
Нужно изучить состояние рынка труда, его потребности и региональные особенности. |
Фактор 4 |
Нужно исходить из реальных возможностей получения образования, переобучения и повышения квалификации. |
Карьерный успех в профессиях – это: |
• образованность; |
• системность и аналитичность мышления, умение прогнозировать развитие ситуации, предвидеть результат решения, умение мыслить масштабно и реалистически одновременно; |
• коммуникативные умения, навыки эффективного межличностного взаимодействия, проницательность, умение оказывать психологическое воздействие и влияние на других людей; |
• высокий уровень саморегуляции, умение управлять своим состоянием, развитость самоконтроля, стрессоустойчивость; |
• деловая направленность; активность, настойчивость и целеустремленность, направленность на принятие решений, умение решать нестандартные проблемы и задачи; |
• реалистическое восприятие своих возможностей и способностей, высокое самоуважение (реальное восприятие себя, без самоунижения) |