Вопрос 1. Деловое общение, его виды и формы. Характерные особенности делового общения. Прямое и косвенное деловое общение. Формы реализации делового общения: деловое совещание, деловая беседа, деловые переговоры, публичное выступление.
| Деловое общение |
| — вид общения, цель которого лежит за пределами процесса общения и которое подчинено решению определенной задачи (производственной, научной, коммерческой и т. д.) исходя из общих интересов и целей коммуникантов. |
| — это коммуникативная предметно-целевая и по преимуществу профессиональная деятельность в сфере социально-правовых и экономических отношений. Основная задача делового общения — продуктивное сотрудничество. |
| Деловое общение реализуется в различных формах: |
| Деловая беседа; |
| Деловые переговоры; |
| Деловые совещания; |
| Публичные выступления. |
| Переговоры проводятся: |
| - по определенному поводу (например, в связи с необходимостью налаживания кооперационных связей); |
| - при определенных обстоятельствах (например, несовпадение интересов); |
| - с определенной целью (например, заключение соглашения); |
| - по определенным важным вопросам (политического, экономического, социального или культурного характера). |
| По способу обмена информацией: | ||||||
| – устный вид делового общения а) монологические (реклама; доклад); б) диалогические (деловой разговор; деловая беседа; переговоры и др.). | – письменный виды делового общения – это многочисленные служебные документы (деловое письмо, отчет, справка, и др). | |||||
| По содержанию общение | ||||||
| материальное (обмен предметами и продуктами деятельности) | когнитивное (обмен знаниями) | мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, потребностями) | деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками) | |||
| По средствам общения | ||||||
| непосредственное | опосредованное | прямое | косвенное | |||
Вопрос 2. Психологические аспекты ведения деловой беседы. Структура беседы.
| Структура и характеристика основных этапов деловой беседы. Методы и приемы |
| 1. Подготовка к деловой беседе. |
| 2. Установление места и времени встречи. |
| 3. Начало беседы. |
| 4. Постановка проблемы и передача информации. |
| 5. Аргументирование. |
| 6. Парирование замечаний собеседника. |
| 7. Принятие решения и фиксация договоренности. |
| 8. Завершение деловой беседы. |
| 9. Анализ результатов деловой беседы. |
Вопрос 3. Психологические особенности деловых совещаний. Деловая дискуссия как эффективная форма проведения совещания. Формы дискуссий, способы их организации и проведения.
Деловое совещание (собрание) - устное коммуникативное взаимодействие группы людей (коллектива).Основной элемент собрания или совещания - дискуссия по решаемым вопросам, главная цель которой - поиск истины.
| Деловая дискуссия | - это обмен мнениями по вопросу в соответствии с более или менее определенными правилами процедуры и с участием всех или отдельных ее участников. |
| Групповая дискуссия | отличается тем, что специально подготовленная группа обсуждает вопрос, дискутирует перед аудиторией. Целью такой дискуссии является представление возможных решений проблемы, обсуждений противоположных точек зрения по спорным вопросам, презентация новой информации. |
| Деловой спор | как вид коммуникации широко применяется при обсуждении разногласий, в ситуации отсутствия единого мнения по обсуждаемому вопросу. |
| 1) спор предполагает наличие по крайней мере двух субъектов, одного из которых уместнее называть пропонентом, а другого - оппонентом; | 2) участники спора имеют одинаковые права в процессе обмена мнениями, по степени активности, по видам и формам прямой и обратной связи друг с другом; |
| 3) предметом спора является положение, о котором каждая из сторон имеет собственное мнение, называемое позицией или тезисом; | 4) различие позиций сторон делает спор обсуждением на уровне явления, а не на уровне сущности.; |
| 5) позиции сторон противоречат друг другу и чаще всего имеют открыто отрицательный характер; | 6) процедура обмена мнениями в соответствии с взаимоисключающими характеристиками тезисов выражается в борьбе мнений; |
| 7) борьба мнений в споре нередко достигает высшей формы - конфликта или борьбы мнений, когда каждая из сторон настаивает на истинности своего тезиса и ложности тезиса оппонента.; | 8) предметное поле обсуждения спорного вопроса обычно не бывает четко определенным. |
Вопрос 4. Деловые переговоры: порядок и особенности проведения. Подготовка к переговорам. Методы и стили ведения деловых переговоров. Недостатки при ведении переговоров. Подведение итогов переговоров.
Деловые переговоры как особый вид деловой коммуникации проводятся по определенным правилам и подчиняются своим закономерностям. Главная цель переговоров — прийти к взаимовыгодному решению, избегнув конфликта.
| Переговоры бывают: |
| § официальные — с протоколом, строгой процедурой, соблюдением специальных ритуалов; |
| § неофициальные, напоминающие непринужденную беседу и не предполагающие по окончании подписания официальных бумаг; |
| § внешние — с деловыми партнерами и клиентами; |
| § внутренние — между работниками организации. |
| Подведение итогов переговоров |
| Независимо от того были переговоры успешными или безрезультатными, их итоги должны быть обсуждены. |
|
|
|
|