Вопрос 1. Понятие профессии. Различные значения понятия профессия: как общность людей, ведущих примерно одинаковый образ жизни; как область приложения сил; как деятельность и область проявления личности; как исторически развивающаяся система; как реальность, творчески формируемая субъектом.
Профе́ссия — это исторически возникшие формы деятельности, необходимые обществу, для выполнения которых человек должен обладать суммой знаний и навыков, иметь соответствующие способности и профессионально важные качества.
Профессия как трудовая деятельность имеет определенную структуру (по Е.А. Климову) |
1)заданные цели, представления о результате труда; 2)заданный предмет; 3)система средств труда; 4)система профессиональных служебных обязанностей; 5)система прав. |
Классификации профессий | ||||
– на основании содержания труда в этих профессиях, характеристике объекта труда (по предмету, цели, средствам, способам, условиям); | – на основании характера требований к психике человека, то есть характеристике субъекта труда. | |||
По объекту труда
| ||||
– человек – живая природа (агроном); – человек – человек (юрист); – человек – знаковая система (бухгалтер); – человек – техника (шахтер); – человек – художественный образ (артист, писатель и т.д.). | – гностические (эксперт, ревизор и др.); – преобразующие (токарь, учитель и др.); – изыскательские (биолог-исследователь, композитор и др.) | |||
По средствам их осуществления: – профессии ручного труда; – профессии машинно-ручного труда; – профессии, связанные с применением автоматизированных систем. | По условиям: – профессии, связанные с работой в условиях, близких к комфортным (бухгалтер); – профессии, связанные с работой на открытом воздухе в любую погоду (агроном,); – профессии, связанные с работой в условиях повышенной ответственности за жизнь и здоровье людей (учитель) | |||
Профессиограмма – это научно-обоснованные нормы и требования к профессии к видам профессиональной деятельности и качествам личности специалиста. Это обобщенная эталонная модель успешного специалист в данной области.
Профессиограмма | |
трудограмма | психограмма |
– предназначение профессии, ее роль в обществе; – распространенность профессии; – профессиональные знания; –приемы, способы работы, применяемые в данной профессии для достижения результата; – средства труда, к которым относятся инструменты, приборы, знаковые средства и системы правил логического мышления; – условия труда: режим труда и отдыха, санитарно-гигиенические факторы труда, рабочее место, – организация и кооперация труда | – мотивы, цели, задачи, потребности, интересы, отношения; – профессиональные притязания, самоосознание себя как профессионала; – удовлетворенность человека трудом; – психологические знания о труде и профессии; – профессиональные способности, профессиональная обучаемость; –психологические противопоказания; – линии профессионального роста и линии распада профессиональной деятельности |
|
|
Вопрос 2. Отличительные особенности понятий: специальность, квалификация, профессиональная компетентность, должность.
Профессия |
Профессия как общность людей, занимающихся близкими проблемами и ведущих примерно одинаковый образ жизни |
Профессия как деятельность и область проявления личности. |
Профессия как исторически развивающаяся система. |
Выделяют основные характеристики профессии - |
это ограниченный вид трудовой деятельности вследствие исторического разделения труда |
это общественно полезная деятельность |
это деятельность, предполагающая специальную подготовку |
это деятельность, дающая человеку определенный социальный и общественный статус |
Внешняя характеристика профессии: 1)предмет; 2)средства; 3)условия.
Внутренняя характеристика профессии: 1)описание процессов и механизмов психической регуляции; 2)описание структуры и содержания; 3)операционные средства реализации.
Квалификация – это уровень профессионального мастерства. Традиционно выделяют формальную квалификацию и реальную квалификацию.Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.