Тема3. Психологический анализ профессиональной деятельности

Вопрос 1. Понятие профессии. Различные значения понятия профессия: как общность людей, ведущих примерно одинаковый образ жизни; как область приложения сил; как деятельность и область проявления личности; как исторически развивающаяся система; как реальность, творчески формируемая субъектом.

Профе́ссия — это исторически возникшие формы деятельности, необходимые обществу, для выполнения которых человек должен обладать суммой знаний и навыков, иметь соответствующие способности и профессионально важные качества.

 

Профессия как трудовая деятельность имеет определенную структуру (по Е.А. Климову)
1)заданные цели, представления о результате труда; 2)заданный предмет; 3)система средств труда; 4)система профессиональных служебных обязанностей; 5)система прав.

 

Классификации профессий

– на основании содержания труда в этих профессиях, характеристике объекта труда (по предмету, цели, средствам, способам, условиям);

– на основании характера требований к психике человека, то есть характеристике субъекта труда.

По объекту труда

– человек – живая природа (агроном); – человек – человек (юрист); – человек – знаковая система (бухгалтер); – человек – техника (шахтер); – человек – художественный образ (артист, писатель и т.д.).

– гностические (эксперт, ревизор и др.);

– преобразующие (токарь, учитель и др.);

– изыскательские (биолог-исследователь, композитор и др.)

По средствам их осуществления: – профессии ручного труда; – профессии машинно-ручного труда; – профессии, связанные с применением автоматизированных систем.

По условиям:

– профессии, связанные с работой в условиях, близких к комфортным (бухгалтер);

– профессии, связанные с работой на открытом воздухе в любую погоду (агроном,);

– профессии, связанные с работой в условиях повышенной ответственности за жизнь и здоровье людей (учитель)

     

Профессиограмма – это научно-обоснованные нормы и требования к профессии к видам профессиональной деятельности и качествам личности специалиста. Это обобщенная эталонная модель успешного специалист в данной области.

Профессиограмма

трудограмма психограмма
– предназначение профессии, ее роль в обществе; – распространенность профессии; – профессиональные знания; –приемы, способы работы, применяемые в данной профессии для достижения результата;  – средства труда, к которым относятся инструменты, приборы, знаковые средства и системы правил логического мышления; – условия труда: режим труда и отдыха, санитарно-гигиенические факторы труда, рабочее место, – организация и кооперация труда   – мотивы, цели, задачи, потребности, интересы, отношения; – профессиональные притязания, самоосознание себя как профессионала; – удовлетворенность человека трудом; – психологические знания о труде и профессии; – профессиональные способности, профессиональная обучаемость; –психологические противопоказания; – линии профессионального роста и линии распада профессиональной деятельности

 

Вопрос 2. Отличительные особенности понятий: специальность, квалификация, профессиональная компетентность, должность.

Профессия
Профессия как общность людей, занимающихся близкими проблемами и ведущих примерно одинаковый образ жизни
Профессия как деятельность и область проявления личности.
Профессия как исторически развивающаяся система.
Выделяют основные характеристики профессии -
это ограниченный вид трудовой деятельности вследствие исторического разделения труда
это общественно полезная деятельность
это деятельность, предполагающая специальную подготовку
это деятельность, дающая человеку определенный социальный и общественный статус

 

Внешняя характеристика профессии: 1)предмет; 2)средства; 3)условия.

Внутренняя характеристика профессии: 1)описание процессов и механизмов психической регуляции; 2)описание структуры и содержания; 3)операционные средства реализации.

Квалификация – это уровень профессионального мастерства. Традиционно выделяют формальную квалификацию и реальную квалификацию.Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: