Липецкий государственный технический университет
Кафедра психологии
Задание по дисциплине
«Психология профессиональной деятельности»
Студент
Группа: М-МО-16
РуководительПачина Н.Н.
Липецк 2016
Тема 1. Общее представление о предметах, задачах и методах психологии профессиональной
Вопрос 1. Определение психологии как области научного познания. Эволюция представлений о предмете изучения психологии. Современное понимание предмета психологии и круга ее задач. Общее представление о предмете и задачах психологии профессиональной деятельности.
Психология – это наука о душе человека.
История психического знания | ||
2000 лет назад | XVII-XVIIIвек | XXвек |
Развитие в рамках философии и естествознания | Начало развития как самостоятельной науки (Основатель Х.Вольф) | Окончательное обоснование как самостоятельной науки. |
Изменения в сути науки по мере развития. 1)Два главных начала: материальное и духовное. 2) Наука, объектом которой являются закономерности психики как особой высшей формой деятельности человека.
|
|
Развитие психики в разные периоды | ||
Психика = душа | ||
Зависит в большей степениот внеземных, сверхприродных начал, непонимание потусторонних сил | Зависит в меньшей степениот процессов самоорганизации природного бытия | |
Психика = учение | ||
Самоорганизация природы: 1)субъективный мир; 2) человеческий мир; 3) объективный мир; 4) внешний мир.
| ||
Особенности сферы психического | ||
Локализация объекта психологической науки | ||
Невозможность точной фиксации психических процессов | ||
Невозможность использования для изучения всего комплекса познавательных способностей | ||
Формыпсихологическогознания | ||
Донаучная | Научная | Психология в рамках философского учения |
Психология как система научных дисциплин включает в себя:
1. Фундаментные отрасли психология «Общая психология»;
2. Психология познавательных процессов;
3. Психология личности;
4. Специальные психологические дисциплины;
5. Социальная психология;
6. Генетическая, дифференциальная и возрастная психология;
7. Психология аномального развития;
8. Педагогическая психология.
Общее представление о предмете и задачах психологии профессиональной деятельности
Психология профессиональной деятельности:
Цель: раскрытие психологических характеристик любой деятельности, психологические закономерности продуктивного и эффективного осуществления деятельности.
Задачи: раскрытие основных понятий психологии профессиональной деятельности; выделение психологических закономерностей самореализации; психологическая характеристика профессиональной деятельности, как предпосылка достижения ее продуктивности и эффективности.
|
|
Вопрос 2. Понятие метода и методики научного исследования. Классификация методов в психологии. Особенности применения методов в психологии профессиональной деятельности
Методы психологии – приемы и средства, при которых происходит получение достоверной информации. Значение метода зависит:
- валидности – адекватность и действенность;
- надежности – постоянство и устойчивость результатов;
- трудоемкости– сложность реализации.
Методы современной психологии
1)Метод наблюдения; 2)Метод эксперимента; 3)Опросные методы.
Психология труда – изучает условия, разрабатывает пути и методы решения, связана с общей психологии.
Классификации психологии труда: | |
по Ю.В. Котелковой Метод А | Блок1 – Метод наблюдения – непосредственное наблюдение профессиональной деятельности; трудовой метод – участие самого психолога в конкретном виде труда; измерения различных параметров процесса труда; алгоритмический способ описания трудовой деятельности; анализ продуктов трудовой деятельности. Блок 2 – Метод опроса – Беседа; Устный опрос (интервью); Письменный опрос (анкета);Биографические и автобиографические данные (психологический анализ); Метод обобщения независимых характеристик |
по Ю.В. Котелковой Метод Б | Лабораторный эксперимент, Абстрактный; Модель отдельных элементов трудового процесса; Модели профессиональной деятельности в целом; Метод тестов, Производственный эксперимент, Метод искусственной деавтоматизации. |
по Е.А. Климову | Те же методы, что описала Котелова, добавляя методы построения теории и преобразующие |
по М.А. Дмитриевой | Метод выделяет профессиографические, личностные, алгоритмический методы |
по А.И. Губинскому | Структурный метод – трудовую деятельность описывают в виде структуры. Компонентно-целевой анализ |
по В.Д. Шадрикову | Изучение психологических систем, образующих деятельность |
Тема2. Психологические аспекты изучения деятельности
Вопрос 1. Общее понятие о деятельности, отличие деятельности от поведения. Внешняя и внутренняя структура деятельности. Основные виды человеческой деятельности.
Деятельность | |||
Совокупность результатов и последствий | Процесс самоизменения | Процесс преодоления трудностей | Способ отношения к условиям жизни |
По А.Н. Леонтьеву: 1) уровень особых видов деятельности; 2)уровень действий; 3)уровень операций; 4)уровень психофизиологических функций.
Планы осуществления деятельности | |
Внутренний | - отдельная деятельность - действия - операции |
Внешний | - реализация деятельности |
Действие – основная единица анализа деятельности, процесс, направленный на реализацию цели.
1. Действие включает в качестве необходимого компонента акт сознания. В виде постановки цели.
2. Действие является и актом поведения. Признается тем самым неразрывное единство сознания и поведения.
3. Через понятие «действия» теория деятельности утверждает принцип активности, противопоставляя его принципу реактивности.
4. Действия человека предметны. Они так же реализуют социальные (производственные и культурные) цели. Любая деятельность осуществляется в форме действий.
По Давыдову: закономерности развития деятельности | |||
Во-первых, существует процесс возникновения, формирования и распада любого конкретного вида деятельности. | Во-вторых, ее структурные компоненты постоянно меняют свои функции, превращаясь, друг в друга. | В-третьих, различные частные виды деятельности взаимосвязаны на протяжении человеческой жизни. | В-четвертых, каждый вид деятельности сперва возникает и складывается в социальной среде, а затем становится внутренней формой деятельности отдельного человека. |
|
|
Вопрос 2. Взаимодействие как организация совместной деятельности. Виды взаимодействия кооперация и конкуренция. Кооперативное взаимодействие: понятие и основные черты.
Три модели совместной деятельности: | ||
Совместно-индивидуальная (каждый участник делает свою часть общего дела независимо от других); | Совместно последовательная (общая задача выполняется последовательно каждым); | Совместно взаимосвязанная (имеет место одновременное взаимодействие каждого участника со всеми другими). |
Основные признаки совместной деятельности:
1) наличие общей мотивации, побуждения действовать вместе;
2) наличие единой цели;
3) разделение единого процесса деятельности на отдельные операции и распределение их между участниками;
4) согласование, координация индивидуальных деятельностей участников;
5) наличие единого пространства и одновременность выполнения индивидуальных деятельностей;
6) наличие единого конечного результата.
Основные компоненты деятельности: |
- общая цель – это идеально представленный общий результат, к которому стремится общность индивидов. Общая цель делится на частные и конкретные задачи; |
- общий мотив – это сила, побуждающая индивидов к совместной деятельности; |
- совместные действия – элементы деятельности, направленные на выполнение текущих задач; |
- общий результат. |
Вопрос 3. Конкуренция в профессиональной деятельности. Конфликт, как яркая форма конкуренции.
Кооперация — необходимый элемент совместной деятельности, порожденный ее особой природой.
Черты совместной деятельности | |
1. Разделение единого процесса деятельности между участниками | 2. Изменение деятельности каждого, т.к. результат деятельности каждого не приводит к удовлетворению его потребности |
Конкуренция – это взаимодействия, так или иначе «расшатывающие» совместную деятельность, представляющие собой определенного рода препятствия для нее.
|
|
Продуктивная конкуренция | ||
соревнование, когда партнер не несет угрозы и проигравший не гибнет (например, в спорте, проигравший не выбывает, а просто занимает более низкое место в рейтинге) | соперничество, когда только победитель оказывается в безусловном выигрыше, другой партнер в абсолютном проигрыше (чемпионат мира по шахматам) | конфронтация, когда со стороны одного участника взаимодействия возникает намерение нанести ущерб другому, т.е. соперники превращаются во врагов |