Тема2. Психологические аспекты изучения деятельности

Липецкий государственный технический университет

 

 

Кафедра психологии

 

 

Задание по дисциплине

 «Психология профессиональной деятельности»

 

 

Студент                    

Группа: М-МО-16                               

 

РуководительПачина Н.Н.

 

 

Липецк 2016


Тема 1. Общее представление о предметах, задачах и методах психологии профессиональной

Вопрос 1. Определение психологии как области научного познания. Эволюция представлений о предмете изучения психологии. Современное понимание предмета психологии и круга ее задач. Общее представление о предмете и задачах психологии профессиональной деятельности.

Психология – это наука о душе человека.

История психического знания

2000 лет назад XVII-XVIIIвек XXвек
Развитие в рамках философии и естествознания Начало развития как самостоятельной науки (Основатель Х.Вольф) Окончательное обоснование как самостоятельной науки.  

 

Изменения в сути науки по мере развития. 1)Два главных начала: материальное и духовное. 2) Наука, объектом которой являются закономерности психики как особой высшей формой деятельности человека.

Развитие психики в разные периоды

Психика = душа

Зависит в большей степениот внеземных, сверхприродных начал, непонимание потусторонних сил

Зависит в меньшей степениот процессов самоорганизации природного бытия

Психика = учение

Самоорганизация природы:

1)субъективный мир; 2) человеческий мир; 3) объективный мир; 4) внешний мир.

 

Особенности сферы психического

Локализация объекта психологической науки

Невозможность точной фиксации психических процессов

Невозможность использования для изучения всего комплекса познавательных способностей

Формыпсихологическогознания

Донаучная Научная Психология в рамках философского учения
     

 

Психология как система научных дисциплин включает в себя:

1. Фундаментные отрасли психология «Общая психология»;

2. Психология познавательных процессов;

3. Психология личности;

4. Специальные психологические дисциплины;

5. Социальная психология;

6. Генетическая, дифференциальная и возрастная психология;

7. Психология аномального развития;

8. Педагогическая психология.

Общее представление о предмете и задачах психологии профессиональной деятельности

Психология профессиональной деятельности:

Цель: раскрытие психологических характеристик любой деятельности, психологические закономерности продуктивного и эффективного осуществления деятельности.

Задачи: раскрытие основных понятий психологии профессиональной деятельности; выделение психологических закономерностей самореализации; психологическая характеристика профессиональной деятельности, как предпосылка достижения ее продуктивности и эффективности.

Вопрос 2. Понятие метода и методики научного исследования. Классификация методов в психологии. Особенности применения методов в психологии профессиональной деятельности

Методы психологии – приемы и средства, при которых происходит получение достоверной информации. Значение метода зависит:

- валидности – адекватность и действенность;

- надежности – постоянство и устойчивость результатов;

- трудоемкости– сложность реализации.

Методы современной психологии

1)Метод наблюдения; 2)Метод эксперимента; 3)Опросные методы.

Психология труда – изучает условия, разрабатывает пути и методы решения, связана с общей психологии.

Классификации психологии труда:

по Ю.В. Котелковой Метод А Блок1 – Метод наблюдения – непосредственное наблюдение профессиональной деятельности; трудовой метод – участие самого психолога в конкретном виде труда; измерения различных параметров процесса труда; алгоритмический способ описания трудовой деятельности; анализ продуктов трудовой деятельности. Блок 2 – Метод опроса – Беседа; Устный опрос (интервью); Письменный опрос (анкета);Биографические и автобиографические данные (психологический анализ); Метод обобщения независимых характеристик
по Ю.В. Котелковой Метод Б Лабораторный эксперимент, Абстрактный; Модель отдельных элементов трудового процесса; Модели профессиональной деятельности в целом; Метод тестов, Производственный эксперимент, Метод искусственной деавтоматизации.
по Е.А. Климову Те же методы, что описала Котелова, добавляя методы построения теории и преобразующие
по М.А. Дмитриевой Метод выделяет профессиографические, личностные, алгоритмический методы
по А.И. Губинскому Структурный метод – трудовую деятельность описывают в виде структуры. Компонентно-целевой анализ
по В.Д. Шадрикову Изучение психологических систем, образующих деятельность

Тема2. Психологические аспекты изучения деятельности

Вопрос 1. Общее понятие о деятельности, отличие деятельности от поведения. Внешняя и внутренняя структура деятельности. Основные виды человеческой деятельности.

Деятельность

Совокупность результатов и последствий Процесс самоизменения Процесс преодоления трудностей Способ отношения к условиям жизни

 

По А.Н. Леонтьеву: 1) уровень особых видов деятельности; 2)уровень действий; 3)уровень операций; 4)уровень психофизиологических функций.

Планы осуществления деятельности

Внутренний - отдельная деятельность - действия - операции
Внешний - реализация деятельности

 

Действие – основная единица анализа деятельности, процесс, направленный на реализацию цели.

1. Действие включает в качестве необходимого компонента акт сознания. В виде постановки цели.

2. Действие является и актом поведения. Признается тем самым неразрывное единство сознания и поведения.

3. Через понятие «действия» теория деятельности утверждает принцип активности, противопоставляя его принципу реактивности.

4. Действия человека предметны. Они так же реализуют социальные (производственные и культурные) цели. Любая деятельность осуществляется в форме действий.

По Давыдову: закономерности развития деятельности

Во-первых, существует процесс возникновения, формирования и распада любого конкретного вида деятельности. Во-вторых, ее структурные компоненты постоянно меняют свои функции, превращаясь, друг в друга. В-третьих, различные частные виды деятельности взаимосвязаны на протяжении человеческой жизни. В-четвертых, каждый вид деятельности сперва возникает и складывается в социальной среде, а затем становится внутренней формой деятельности отдельного человека.

 

Вопрос 2. Взаимодействие как организация совместной деятельности. Виды взаимодействия кооперация и конкуренция. Кооперативное взаимодействие: понятие и основные черты.

Три модели совместной деятельности:

Совместно-индивидуальная (каждый участник делает свою часть общего дела независимо от других); Совместно последовательная (общая задача выполняется последовательно каждым); Совместно взаимосвязанная (имеет место одновременное взаимодействие каждого участника со всеми другими).

Основные признаки совместной деятельности:

1) наличие общей мотивации, побуждения действовать вместе;

2) наличие единой цели;

3) разделение единого процесса деятельности на отдельные операции и распределение их между участниками;

4) согласование, координация индивидуальных деятельностей участников;

5) наличие единого пространства и одновременность выполнения индивидуальных деятельностей;

6) наличие единого конечного результата.

Основные компоненты деятельности:
- общая цель – это идеально представленный общий результат, к которому стремится общность индивидов. Общая цель делится на частные и конкретные задачи;
- общий мотив – это сила, побуждающая индивидов к совместной деятельности;
- совместные действия – элементы деятельности, направленные на выполнение текущих задач;
- общий результат.

 

Вопрос 3. Конкуренция в профессиональной деятельности. Конфликт, как яркая форма конкуренции.

Кооперация — необходимый элемент совместной деятельности, порожденный ее особой природой.

Черты совместной деятельности

1. Разделение единого процесса деятельности между участниками 2. Изменение деятельности каждого, т.к. результат деятельности каждого не приводит к удовлетворению его потребности

Конкуренция – это взаимодействия, так или иначе «расшатывающие» совместную деятельность, представляющие собой определенного рода препятствия для нее.

Продуктивная конкуренция

соревнование, когда партнер не несет угрозы и проигравший не гибнет (например, в спорте, проигравший не выбывает, а просто занимает более низкое место в рейтинге) соперничество, когда только победитель оказывается в безусловном выигрыше, другой партнер в абсолютном проигрыше (чемпионат мира по шахматам) конфронтация, когда со стороны одного участника взаимодействия возникает намерение нанести ущерб другому, т.е. соперники превращаются во врагов

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: